Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь
Kazan Virgin desert of Zhadovka
место:
с. Жадовка Корсунского уезда Симбирской губ. (1714 - 1764, )
Zhadovka
история:
Образование пустыни непосредственно связано с историей обретения Жадовской иконы БМ.

Получивший исцеление Тихон срубил рядом с ключом у места обретения иконы небольшую хижину и стал жить здесь. По преданию, рядом со стариком поселилось еще несколько благочестивых христиан. Так возникла небольшая община.
В 1709 подполковник Иван Петрович Обухов, к тому времени владеющий землей, в пределах которой обретена чудотворная икона, на освященном этим явлением роднике по благословению Казанского архиерея построил деревянная часовня. Таким образом, святое это место трудами благочестивого дворянина было обозначено и обихожено. Помощниками И. П. Обухова в этом благом деле стали его соседи-помещики. Сама же икона перенесена из храма с. Жадовки в новопостроенную часовню, а при часовне, по благословению того же Казанского архипастыря, в специально устроенной келии, поселился один благочестивый инок.
В 1711 тот же И. П. Обухов на свои средства на горе, у святого ключа и рядом с возведенной на нём часовней, начинает строить храм во имя Казанской иконы БМ. По мысли Ивана Петровича, учитывая уже сложившуюся на том месте небольшую общину из поселившихся рядом с хижиной старца Тихона у родника благочестивых христиан, можно было создать небольшой монастырь во имя явленной на этом месте чудотворной Казанской иконы БМ. Вероятно, добрым советчиком в благих начинаниях И. П. Обухова и его товарищей был их духовный отец - священник Никольской церкви с. Жадовка Илья Епифанов, который, по поручению своих духовных чад, впоследствии заверяет от их имени документы, касающиеся организации новой обители.
Однако строительство храма и создание монашеского общежития должно было быть возглавляемо лицом в священном сане из черного духовенства. Подполковник Обухов для этих нужд обращается за помощью к игумену из Сызранского Вознесенского монастыря Михаилу. Тот обещает "на том новоявленном ключе построить церковь Божию во имя ея ж Пресвятыя Богородицы" и монастырь. В архиве Святейшего Синода хранится доклад Казанского митрополита Тихона, где сказано: "В Синбирском уезде, в Сызранском заказе, Жадовская пустыня началась строиться в 1711 году по челобитью подполковника Ивана Петрова сына Обухова на поместной его Обухова земле, и построена в той пустыне церковь Божия … и посвящен в тое пустыню игумен, и община учинена".
Таким образом, в означенном 1711 игумен Михаил начал руководить строительством храма и создавать новую монашескую общину. Однако, для нормальной жизнедеятельности монастыря необходимо было иметь при обители в собственности землю - как основу экономической обеспеченности и средство получения необходимых доходов.
В 1713 Обухов и его товарищи и соседи по поместьям Лукьян Тихонович Аристов, Сильвестр Петрович Ребровский, Никита Федорович Плешивцев, Федор Воронцов и Василий Зимнинский "били челом великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу…они де, по обещанию своему под церковь Божию и под монастырь и на пропитание церковным служителям и монахом дают из своих поместных дач земли… чтоб великий государь пожаловал их, велел меж их поместныя земли со всеми угодьи по заручным их челобитным за тем монастырем справить".
Так как строительство храма уже близилось к завершению, а все земельно-имущественные вопросы были решены и существование новообразованной обители стало реальным, 26 февраля 1714 согласно прошению жадовских помещиков подписана благословенная грамота Казанского митрополита Тихона, в которой владыка "слушав того вышеписанного челобитья, пожаловал, благословил и повелел на вышеозначенном ключе церковь Божию во имя Пресвятыя Богородицы Казанской с приделом Тихона Чудотворца строити и о строении той церкви и придела дати нашу архиерейскую благословенную грамоту".
Участие в деле основания обители Казанского архипастыря объясняется тем, что самостоятельная Симбирская кафедра появилась лишь в 1832. По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом лишь в означенном году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии.
В том же 1714 строительство деревянного Богородице-Казанского храма завершено, и он освящён. Именно этот год - год освящения монастырского храма, и следует считать, согласно всех канонов церкви, годом основания Жадовской пустыни. После освящения храма из часовни на роднике в обитель передается и сама явленная икона, которая становиться главной святыней не только новоорганизованной обители, но и всей Симбирской губернии.
Вероятно, ко времени основания обители старец Тихон, которому был явлен чудотворный образ, уже мирно скончался. Но в память о нем северный придел новопостроенного храма был освящен в честь святителя Тихона Амафунтского - небесного покровителя старца, в честь которого он был наречен при святом крещении.
Следует отметить, что участие в строительстве храма и основании обители подполковника И.П. Обухова это более чем просто труды православного человека во славу Божию. Ивана Петровича можно смело назвать основателем Жадовской Пустыни подобно П.И. Муромцеву, основавшему Симбирский Покровский монастырь. Воистину, так исполняется завет апостола Христова: "Вера без дел мертва есть" (Иак. 2.17).
В 1720 упоминается сменивший строителя и первого управляющего пустынью игумен Авраамий, постриженный в монашество после своего вдовства.
С 1733 упоминается устраиваемая ежегодно на площади у стен обители Казанская летняя ярмарка, которая приурочивается к празднику Казанской иконы БМ (21/8 июля). На средства монастыря на площади устраиваются торговые места и лавки, которые сдаются на время проведения ярмарки приезжающим купцам и крестьянам. Получаемые от такой аренды деньги становятся одним из основных источников доходов обители.
С 1734 в документах Симбирского духовного Правления управляющим пустынью именуется иеромонах Никон.
В 1738, к концу времени его управления, обитель уже имела, кроме деревянной церкви, настоятельскую и одиннадцать братских келий, хлебопекарню, житницу, конюшню. Территория пустыни обнесена деревянной оградой 67 сажень в длину. В числе братии состояли один иеромонах, три рядовых монаха и один белец.
Управлявший пустынью с 1738 по 1742 выходец из дворян иеромонах Тит, как и его предшественник, именовался строителем. К годам его управления относится важнейшее событие - строительство в обители каменного храма взамен деревянного. История возведения нового пустынского храма для нашего современника может показаться несколько необычной, однако она была вполне реальной для того благословенного времени.
В 1764 пустынь упразднили.
Но так как богомольцы по-прежнему продолжали посещать это место для поклонения чудотворной иконе БМ, то пустынь была восстановлена и приписана к Сибирскому архиерейскому дому.

Жертвователями обители были лучшие и богатейшие люди Симбирской губернии. Многие из них завещали погребать себя именно в стенах этого монастыря. Небольшой по размерам, но великий своей духовной силой, Жадовский монастырь стал одной из самых главных святынь Симбирской епархии.

В 1930 пустынь была разорена.
состав:
церковь Казанская
church of Virgin of Kazan
церковь во имя Живоносного Источника
church of Life-giving Wellspring
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru