Церковь Успенская
Dormition church
история:
Летопись Таврической епархии Ялтинского уезда селения Аутки Успенской приходской церкви 1870 года Генваря 1 дня в селении Нижней Аутки Успения древняя церковь; ныне во услужении находятся по положению один священник отец Иордан Иаков Паидаси, переведенный по указу Таврической Духовной консистории от 30 июня 1864 г., согласно его прошению, из Карасубазарской св. Николаевской соборной церкви в настоящую должность; из здешних уроженцев, российскоподданный, обучавшийся церковным требам по разным крымским церквам. Жалованье получает из казны в год по 68 руб. 52 коп., да общества 125 руб., а за нахождение в плену во время Крымской войны в 1856 году награжден набедренником и бронзовым наперстным крестом с медалью, а в 1857 году апреля 17-го за усердную службу Всемилостивейше награжден бархатною фиолетового цвета камилавкою. При этой церкви состоит один дьякон (ныне псаломщик) из духовного звания Иоанн Анастасьев Григорьев, с 1859 г. обучавшийся в Одесском духовном училище до класса словесности, жалованье получает из казны 26 руб. 30 коп. в год и от общества 60 руб. Пономарю же положено из кассы 16 р. 58 коп. в год. Церковный староста по выборам от общества землевладелец селения Аутки Ялтинский купец Николай Ефимьев Параскева с 1863 года по третьему выбору. Церковь эта построена из незапамятных времен до присоединения Крыма к Российской Державе крымскими греками во имя Успения пресвятой Богородицы, в коей иконостас и престол, без колокольни, с двумя малыми колоколами. Церковь эта по случаю умножения прихожан и непомещения их в оной, по указу Таврической Духовной консистории от 6 мая 1866, не нарушая старый вид церкви с алтарём, прибавлена постройкой к ней <...> каменными стенами еще в длину 5, а в ширину 3 сажень, с деревянным сводом и полами, покрытая черепицею с кумполом, общекатурена и побелена с внутри и снаружи, а пол и потолок покрашен масленою краскою. Древний алтарь покрыт железными листьями и покрыт зеленою масленою краскою, а сверх того устроен в переди церкви деревянный притвор, покрытый масляными красками. Пристройка церкви сделана в 1866 пожертвованием от разных лиц и прихожан селения Аутки деньгами (употреблено всего 500 руб.). Прихожане к церковному Богослужению, к Говению, Исповеди и причастию св. тайн и к слушанию бесед и поучений душеспасительных изрядно посредственны, и к поминовению Усобших приходят посредственно. Обращение из раскола или, наоборот, совращения вовсе не было, обращение из инославных христианских исповеданий в православие было в 1864 году — одна жена титулярного советника Василия Кондараки по имени Елисавета, и из могаметан обращен в 1866 г. один турок по имени Иоанн. Коренные жители селения Аутки частью происходят из скифского поколения, а прочие происходят из греческого и русских, сверх того, в этом селении находится Ялтинская гарнизонная команда, посему богослужение отправляется пополам по-гречески и по-российски . Аутинская дача по Высочайшему повелению блаженной памяти императрицы Екатерины II в 1793 пожалована 18 семействам греков, в 1789 - переселившимся из Мариупольской округи на первобытное жительство. (Незадолго до присоединения Крыма к России большая часть христиан под давлением мусульман с согласия Екатерины II переселилась в Приазовье. После завоевания полуострова русскими многие вернулись в Крым.) В пределах прихода живут в Верхней Аутке до 20-ти семейств татар могаметанского исповедания с одной мечетью, но наклонности к принятию христианской веры не имеют и не замечается.

Дача эта отстоит от Ялты в полутора верстах. Она получила название от греч. «ауто», то есть «эта». По одной из версий, во время посещения Крыма Екатериной II к ней обратились вышеупомянутые 18 греческих семей с просьбой возвратить им их исконную землю. Императрица потребовала карту и, указав перстом, спросила: «Это ваша земля?» Греки согласно закивали: «Эта, эта».

Местами древние разваленные церкви св. Дмитрия Салунского, преподобномученицы Параскевы, преп. Евфимия Великого и великомученицы Кириакии. Христианство достигло Тавриды уже в первые века своего распространения по миру. В крымских храмах молились греки, потомки выходцев из Восточной Германии - готов, скифов и тавров, генуэзцы, армяне, грузины. Время тяжёлых испытаний пришло после завоевания полуострова в 1225 монголо-татарами. С 1475 мусульманство становится господствующей религией в Крыму. Однако продолжал теплиться свет веры Христовой в древнейшем Георгиевском монастыре, в Успенском скиту в Бахчисарае, в немногих старых приходах. Когда же мусульманский гнёт стал окончательно невыносимым, митрополит Игнатий вывел большую часть единоверцев в Приазовье. Составленный им список выводимых, материалы Камерального описания Крыма 1783 года и ряд других источников позволили А.Л.Бертье-Делагарду в свою очередь составить «Ведомость христианского населения, вышедшего из городов и деревень Крыма в 1778 году, и оставшихся после него старых церквей в Крыму». Здесь уже значатся и ауткинская церковь Успения Богородицы, и упоминаемая в «Летописи» церковь Феодора Тирона. Если учесть, что с установления на полуострове мусульманского правления новые храмы христианам строить запрещалось, можно смело утверждать: обе эти церкви существовали действительно «с незапамятных времен», то есть как минимум с начала XV века! С присоединением Крыма к России засилье мусульман на полуострове не кончилось: одна мечеть здесь приходилась на каждые 155 душ татарского и ногайского населения - при считанном количестве православных храмов на всю губернию. Край долго имел статус викариата то при Одесской, то при Екатеринославской, то при Херсонской епархиях. И лишь после окончания Крымской войны здешние православные обратились к правительству с просьбой об учреждении в Крыму самостоятельной епархии. 16 ноября 1859 император Александр II на докладе Синода начертал: «Быть по сему». В молодой Таврической епархии решено было возвести несколько храмов в казенных имениях и начать сбор пожертвований на постройку церквей в селениях славян-переселенцев. Крым, казалось, только этого и ждал. Масштабную деятельность развернуло созданное крымчанами Александро-Невское братство. Его активнейшим отделением стало ялтинское при Успенском храме в Аутке, попечителем которого являлась императрица Мария Александровна. При храме была организована богадельня, потом церковноприходская школа. В Верхней Аутке на месте старой возводилась новая приписная греческая церковь Феодора Тирона. Построена Воскресенская церковь - также приписная. Ещё одна - во имя Всех святых - появилась взамен часовни на ауткинском кладбище.

4 сентября 1861 и 22 августа 1876 церковь посетили государь Александр II, государыня императрица Мария Александровна, великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Мария Александровна. 17 числа июля 1870 посетил эту церковь великий князь Константин Николаевич.

В 1871 в мае церковь посетил великий князь Николай Николаевич с придворными. 17 октября в восгуляние во время вечери проездом эту церковь посетил император Александр II.
В 1873 сентября 2-го пред вечернего часу в 4-м церковь соизволили посетить государь император Александр II с королевою Греции Ольгой Константиновной.

15 октября 1894 в церкви служил о. Иоанн Кронштадтский, приезжавший к умиравшему в Крыму Александру III.

Сопровождавший его причетник Кронштадтского собора И. Киселев вспоминал: «Храм наполняли не только православные, но также и греки, татары, типичные физиономии которых резко выделялись и обращали на себя общее внимание. Вдумчиво, сосредоточенно вглядывались они в священника, и видно было по их искрившимся глазам, что они так же, как и православные, исполнены благоговения и веры».
Антон Павлович присутствовал в Успенской церкви на отпевании ялтинского врача А. Кольцова и весьма популярного в то время литератора Григория Мачтета.
Летом 1914 в Ялту приехала Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Лютеранка, она не поменяла веру даже при венчании с Антоном Павловичем, но теперь, когда шла война с Германией, поступила иначе. В метрической книге церкви, хранящейся в фондах Ялтинского историко-литературного музея, есть запись от 2 августа 1914: «Вдова лекаря, артистка Московского Художественного театра Ольга Леонардовна Чехова, 45 лет, лютеранского вероисповедания, через таинство св. миропомазания присоединилась к св. Православной Церкви с наречением ей имени Ольга, в честь святой княгини российской Ольги, празднуемой Церковью 11 июля». Храм выбран Ольгой Леонардовной не случайно: обряд совершил друг её покойного супруга о. Сергий Щукин.

В ~1925 закрыт.

После войны храм разобрали на камень.
место:
Ялта
Yalta
оформление:
Каменная, из белого тёсаного камня.
Весьма малая.
состав:
церковь Воскресенская
church of Resurrection
церковь св. Феодора Тирона
church of St Theodor
святыня:
дарохранительница
икона
icon
иконостас
altarpiece
духовенство:
о. Иордан Иаков Паидаси (1864 - )
о. Николай Грамматикаки ( - 1864)
о. Сергий Щукин ( 1914 )
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru