Дача эта отстоит от Ялты в полутора верстах. Она получила название от греч. «ауто», то есть «эта». По одной из версий, во время посещения Крыма Екатериной II к ней обратились вышеупомянутые 18 греческих семей с просьбой возвратить им их исконную землю. Императрица потребовала карту и, указав перстом, спросила: «Это ваша земля?» Греки согласно закивали: «Эта, эта».
Местами древние разваленные церкви св. Дмитрия Салунского, преподобномученицы Параскевы, преп. Евфимия Великого и великомученицы Кириакии. Христианство достигло Тавриды уже в первые века своего распространения по миру. В крымских храмах молились греки, потомки выходцев из Восточной Германии - готов, скифов и тавров, генуэзцы, армяне, грузины. Время тяжёлых испытаний пришло после завоевания полуострова в 1225 монголо-татарами. С 1475 мусульманство становится господствующей религией в Крыму. Однако продолжал теплиться свет веры Христовой в древнейшем Георгиевском монастыре, в Успенском скиту в Бахчисарае, в немногих старых приходах. Когда же мусульманский гнёт стал окончательно невыносимым, митрополит Игнатий вывел большую часть единоверцев в Приазовье. Составленный им список выводимых, материалы Камерального описания Крыма 1783 года и ряд других источников позволили А.Л.Бертье-Делагарду в свою очередь составить «Ведомость христианского населения, вышедшего из городов и деревень Крыма в 1778 году, и оставшихся после него старых церквей в Крыму». Здесь уже значатся и ауткинская церковь Успения Богородицы, и упоминаемая в «Летописи» церковь Феодора Тирона. Если учесть, что с установления на полуострове мусульманского правления новые храмы христианам строить запрещалось, можно смело утверждать: обе эти церкви существовали действительно «с незапамятных времен», то есть как минимум с начала XV века! С присоединением Крыма к России засилье мусульман на полуострове не кончилось: одна мечеть здесь приходилась на каждые 155 душ татарского и ногайского населения - при считанном количестве православных храмов на всю губернию. Край долго имел статус викариата то при Одесской, то при Екатеринославской, то при Херсонской епархиях. И лишь после окончания Крымской войны здешние православные обратились к правительству с просьбой об учреждении в Крыму самостоятельной епархии. 16 ноября 1859 император Александр II на докладе Синода начертал: «Быть по сему». В молодой Таврической епархии решено было возвести несколько храмов в казенных имениях и начать сбор пожертвований на постройку церквей в селениях славян-переселенцев. Крым, казалось, только этого и ждал. Масштабную деятельность развернуло созданное крымчанами Александро-Невское братство. Его активнейшим отделением стало ялтинское при Успенском храме в Аутке, попечителем которого являлась императрица Мария Александровна. При храме была организована богадельня, потом церковноприходская школа. В Верхней Аутке на месте старой возводилась новая приписная греческая церковь Феодора Тирона. Построена Воскресенская церковь - также приписная. Ещё одна - во имя Всех святых - появилась взамен часовни на ауткинском кладбище.
4 сентября 1861 и 22 августа 1876 церковь посетили государь Александр II, государыня императрица Мария Александровна, великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Мария Александровна. 17 числа июля 1870 посетил эту церковь великий князь Константин Николаевич.
15 октября 1894 в церкви служил о. Иоанн Кронштадтский, приезжавший к умиравшему в Крыму Александру III.
В ~1925 закрыт.
Едва был куплен участок в Аутке, к Чехову обратились соседи-греки, желавшие иметь в возводимом ими Феодоровском храме греческого священника.
Без малого шесть десятилетий прожила в ялтинском доме Чехова его сестра Мария Павловна, сохранившая для потомков и дом, и архив брата. Эта сторона её деятельности хорошо известна. Но мало кто знает, что Мария Павловна в течение многих лет возглавляла так называемую церковную двадцатку при храме великомученика Феодора Тирона. После освобождения Крыма советскими войсками греки были депортированы. Аутка, где они составляли значительную часть населения, опустела. По этой причине епархиальное начальство отказало общине храма в регистрации, сняло его с учёта, а имущество рекомендовало передать в ялтинский Александро-Невский собор. Но двадцатка не подчинилась. Мария Павловна заперла храм и спрятала ключи. Между тем население Аутки пополнялось переселенцами с севера, среди которых было немало верующих. Двадцатка не переставала ходатайствовать о поставлении в храме священника и о возобновлении богослужений. Мария Павловна по этому поводу обращалась даже к влиятельным лицам, посещавшим дом друзей ее брата.
БМ
врата царские из соснового дерева
Спаситель
Снятие со креста, на двери
БМ, две средней величины
Спаситель
Успение, две на кипарисном дереве
Св. Илия Пророк, в меньшем виде
Св. Иоанн Предтеча
Св. Николай Чудотворец
Свв. Пётр и Павел
Свв. Косма и Дамиан, бессребреники
Собор апостолов
|