Одним из достоинств церкви является великолепное декоративное убранство. Если стены храма решены традиционно просто - разделены на три части широкими выступами - лопатками, а окна лишены наличников, то галереи, крыльца, приделы, расположенные ближе к зрителю, украшены более пышно и разнообразно. Каждый фасад имеет индивидуальный облик, наболее нарядно декорированы западный и северный фасады, восточный и северный оформлены строже. Все детали отделки - разнообразной формы наличники, арки четко прорисованы и придают живописность памятнику. Особенно обогащают пластику стен ряды богато профилированных ширинок - квадратных углублений, украшенных резными белокаменными вставками с изображением фантастических зверей и птиц - двуглавых орлов, крылатых львов, райских птиц.
Воскресение
Пелена прикладная: вышито Знаменье Богородицы да 4 Святых; венцы и возглавие у Богородицы и поля обнизаны жемчугом.
Св. Илья Пророк в горе, запрестольная
Св. Николай
Пелена у иконы, камка двуличная, красный шелк с лазоревым, оклад камка красная.
12-22 Казанская
13 6 святых
21 Благовещение; Св. Иоанн Предтеча, архангел Михаил, св. Иоанн Богослов
23 7 святых
IV храмовый, Житие ветхозаветного пророка Ильи
V Деяния его ученика пророка Елисея
нижний - орнаментальный, который на западной стене заменён на храмозданную летопись, идущую вязью в три ряда
Великий архиерей и пророки, в юго-западной главе
Великий вход, на своде и восточной стене центральной части алтаря
Вознесение {2340}
Воскрешение дочери Иаира
Воскрешение сына сарептской вдовы
Знамение, пророки и праотцы, в северо-западном куполе
Исцеление Христом слепого, слуги сотника, сухорукого
Исцеления недужных апостолами
Крещение
Крещение апостолами народа
Нагорная проповедь
Неопалимая купина, на западной стене центральной части алтаря
Нет пророка в отечестве своем
Отечество,или Новозаветная Троица, архангелы, ниже - праотцы, в центральном куполе
Первый вселенский собор, в люнете северной стены
Предсказание мудреца отцу пророка Ильи о рождении сына
Премудрость созда себе дом и утверди столбов седмь
Призвание апостолов
Притчи о милосердном царе, о брачном пире, о десяти девах, о богаче и бедном Лазаре
Проповеди апостолов Петра и Павла
Рождение пророка Ильи
Рождество {2314}
Свадьба в Кане
Св. Троица Ветхозаветная, на восточном простенке
Св. Илья Пророк в пустыне
Св. Иоанн Предтеча, апостолы и святители, в юго-восточной главе
Св. Павел перед синедрионом
Се агнец Божий, в жертвеннике
Сказание о чуде Ильи Пророка в Нижнем Новгороде
Собор Богородицы
Спас Нерукотворный
Сретение
Укрощение бури
Эммануил, апостолы и святители, в северо-восточной главе
В 1807 растесаны и увеличены по высоте окна, крыша перекрыта железом, при этом её форма изменена на более крутую, разобраны две кирпичные стенки с фронтонами “яко ненужные” и кирпичная глава.
Система отопления храма неоднократно переделывалась. Сейчас о функциональном назначении придела напоминает печь в трапезной.
В придел можно попасть через западную галерею и из центрального храма, т.е. придел имеет два входа.
Композиции росписи придела как бы связывают его с другими частями церкви. Это сюжеты из житий Варлаама Хутынского, святых исповедников Гурия, Самона и Авива, одно из чудес Ильи Пророка, "Спас Нерукотворный".
В алтаре представлены литургические темы, композиции из цикла "Страстей", "Предста царица", святители.
В самом храме росписи почти целиком посвящены БР. На сводах помещено несколько аллегорических композиций: "Премудрость создала себе дом", "Богоматерь - живоносный источник", "Коронование БР" и др. По стенам - обширный цикл чудес БР: история создания на Афоне лавры святого Афанасия, низвержение идолов на горе Афонской, страшная смерть Юлиана Отступника, несколько композиций чудес БР из [7]. На северной стене даны три цикла композиций, обозначающие все престолы Ильинского храма : "Илья у сарептской вдовицы" - здесь отдельные сцены размещены подобно клеймам икон около изображения Ильи (главный храм); "Легенда о готфе" - сюжет из жития исповедников Гурия, Самона и Авива, занимает почти весь нижний ярус северной стены, причем рассказ развертывается вопреки традиции справа налево(придел Гурия, Самона и Авива); "Легенда об иноке Тарасии" - предсказание Варлаамом Хутынским мора в Новгороде (видение ангелов, бросающих огненные стрелы)(придел Варлаама Хутынского); в одной из композиций присутствует изображение «Нерукотворного Спаса» (Ризоположенский придел).
Росписи трапезной выполнены на темы акафиста БР, за исключением некоторых сюжетов: "Дружба Ионафана и Давида", отдельные события из земной жизни Христа, а также история Товита и его сына Товии (северная стена).
В стилистическом отношении стенописи придела представляют собой уже собственно ярославский памятник: измельчённые композиции с введением множества подробностей, усиление жанрово-реалистического начала. Жанровую окраску несут на себе даже высокие композиции, например, "БР - живоносный источник". Художники пытаются углубить пространство кулисным построением композиции, архитектура отодвигается внутрь, открывает простор для действующих лиц.
Росписи придела богаты орнаментами, мотивы их очень разнообразны, заимствуются из рисунков восточных тканей и западно-европейских книг. Орнаментальный пояс над панелью, состоящий из опахал в виде крупных цветов стилизованной гвоздики, аналогичен поясу на паперти собора Толгского монастыря, в росписи которого Ф.Федоров был вторым знаменщиком.
Коронование БР {2341}
Покров {2343}
Христос пред крестом
Росписи придела являются одной из самых ранних работ Фёдора Фёдорова. В художественном отношении они значительно уступают росписи основного храма и галерей церкви Ильи Пророка, выглядят несколько более ремесленными, но, вместе с тем, являются определенным этапом становления этого интересного художника, развития ярославской школы стенного письма.
Стенописи придела неоднократно подвергались поновлениям, имеют утраты в результате перестройки придела.
В 1830 иконописец Василий Сарафанников прописывал свод и стены трапезной темперными красками, декоративный пояс и пелена были записаны масляной краской. Первоначальная штукатурка живописи в местах отставания от кирпичной кладки была сбита и заменена новой. На протяжении XIX в. несколько раз (в 1839, 1843, 1846, 1853, 1871) росписи подвергались поновлению. В 1902...04 в зимней церкви проведены реставрационные работы на средства И.А.Вахромеева. Живописные работы вёл иконописец Н.И.Дикарев. Живопись была промыта и частично поновлена темперными красками, была снята масляная панель.
В советское время несколько раз (в 1955...56, 1963...65, 1975...77, 1980, 1982) в приделе велись реставрационно-консервационные работы. Проводилось укрепление красочного слоя, удаление пыли и загрязнений, тонировка участков с сильно повреждённой поверхностью.
Придел выстроен специально для драгоценной реликвии, части ризы Христовой, присланной патриархом Иосифом с разрешения царя Алексея Михайловича храмоздателям церкви Ильи Пророка купцам Скрипиным за особые заслуги. Как архитектура сооружения (завершение торжественным шатром), так и вся внутренняя декорация его, должны были подчеркнуть значимость святыни, хранящейся в Ярославле.
Положение ризы Христа
Деисус {2353}
Похвала Богородице, в алтаре
Деисус
Западная галерея служит преддверием трёх храмов: главного (вход украшает расписной перспективный портал с белокаменными резными деталями, тёплого Покровского и Ризоположенского. Причём та часть галереи, которая примыкает к Покровскому приделу, отделяется стенкой с входной аркой, т.е. образует отдельные помещение, что на фасаде фиксируется особым оформлением оконных проемов. С северной галереи можно попасть в главный храм и придельный храм Гурия, Самона и Авива. Здесь портальные входы имеют меньшие размеры и более скромную обработку.
Всемирный потоп
Коронование БР, в своде над входом в главный храм
Покров, традиционной иконографии, занимает всю южную торцевую стену над входом в теплый придел
Потомки Ноя в долине Сеннаарской
Род царствия благословится
Страшный суд
Яко царствие Твое {2429}
Послы Авгаря в Иерусалиме перед Христом
Апостол Лука подает Христу плат
Христос прикладывает плат к лицу
Лука и Фаддей держат плат с отпечатавшимся ликом Христа
Явление образа Спаса на керамиде спящим Луке и Фаддею
Чудо об исцелении слепых, хромых и других недужных
Чудо об исцелении отрока
Отрок перед Авгарем
Исцеление Авгаря
Авгарь со своей семьей и народом крестится у Фаддея
Спас Нерукотворный на вратах Эдессы
Чудо об избавлении от персов
Перенесение иконы Спаса Нерукотворного из Эдессы в Царьград
Избавление Царьграда от нашествия «поганых»
VII Вселенский собор (786-787 гг.), осудивший иконоборцев
Свв. Федор Черный с сыновьями Давидом и Константином
потир
[3867 c. 40 - 41] - вид сверху, с востока
Фрески