Недалеко от Царского Села, к югу от него, находится поселок и железнодорожная станция Вырица. Это место не славится дворцами, парками и великолепными храмами.
Летом сюда съезжаются дачники, чтобы отдохнуть, побродить по лесу (в экологическом и климатологическом отношении - это одно лучших мест области).
Но за последние годы это место приобрело широкую известность по другой причине. В Вырице многие годы жил, совершал свои подвиги и чудотворения святой старец Серафим Вырицкий.
Василий Николаевич Муравьёв (таково мирское имя св. старца) родился 31 марта 1866 в крестьянской семье, в д. Вахромеево Ярославской губернии.
Родители его были глубоко верующими, богобоязненными людьми, всегда готовыми помочь страждущим и нуждающимся.
Мальчик рос в обстановке христианского милосердия и благочестия, зачитывался житиями святых, с юности посещал святые места, особенно - Троице-Сергиеву лавру.
После смерти отца он с благословения матери отправился на заработки в СПб, стремясь получить средства для содержания больной матери.
Но вскоре, благодаря честности, уму и разносторонним способностям он стал старшим приказчиком своего хозяина и фактически его компаньоном.
Однако коммерческие успехи не увели его от того, что он считал главным в жизни - от дела спасения души и помощи ближним.
Особенное утешение давали ему беседы со старцем Варнавой, подвизавшимся в Гефсиманском скиту Св.-Троицкой Сергиевой лавры.
По совету старца Василий до времени оставляет мысль о монашеском подвиге и в 1890 вступает в брак.
Жена его, Ольга Ивановна, стала верной помощницей как в мирской деятельности, так и в иноческой жизни.
Коммерческие дела Василия Николаевича между тем процветали.
В 1892 он открывает собственное дело, связанное с заготовкой пушнины и продажей ее за границу. В 1895 г. он становится действительным членом Общества для распространений коммерческих знаний в России и поступает на высшие коммерческие курсы, организованные при обществе.
Став человеком весьма состоятельным, он живет весьма скромно, строго соблюдает все посты и постоянно оказывает материальную помощь бедным, больным, страждущим. Супругу Муравьевы не раз принимали к себе болящих из казенных больниц, возвращая их к деятельной жизни. Еще будучи мирянином, Василий Николаевич поддерживал тесную связь с видным духовным деятелем - духовником Царской семьи архимандритом Феофаном, будущим архиепископом Полтавским Вениамином, позднее митрополитом Петроградским и Гдовским, священомучеником.
После 1917 жизнь семьи Муравьевых резко меняется. Вынужденный отойти от коммерческих дел Василий Николаевич поселяется в приобретённом ещё в 1906 доме в поселке Тярлево между Царским Селом и Павловском.
Здесь он принимает окончательное решение о монашеском постриге и с благословения митрополита Вениамина становится членом братии Александро-Невской лавры.
29 октября 1920 наместник лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг его в монашество с именем Варнава в честь его духовного отца старца Варнавы. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христины.
Это было крайне тяжёлое для лавры время. Богоборцы постоянно вмешивались в лаврские дела, дело шло к закрытию. На протяжении ряда лет отец Варнава проходил целый ряд послушаний - заведующего кладбищенской конторой, провожающего сотни усопших в последний путь, затем главного свечника лавры, казначея.
В ~1926 о. Варнава после длительной духовной подготовки постригается в великую схиму и становится иеросхимонахом Серафимом в честь преп. Серафима Саровского Чудотворца, которому отец Варнава стремился подражать всю жизнь.
Вскоре после этого он становится духовным руководителем и членом Духовного Собора лавры. Под его окормлением находятся теперь множество духовных чад - мирян, иноков, священников и даже архиереев РПЦ.
Среди них будущие новомученики и будущие высшие иерархи церкви, такие как Николай (Ярушевич) - впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский, еще недавно постригавший в монашество Василия Николаевича Муравьева, архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), будущий патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.
Большая дружба связывала о. Серафима с правящим архиереем Петроградской епархии митрополитом Серафимом (Чичаговым), впоследствии новомучеником. Именно он, врач по профессии, настоял на том, чтобы отец Серафим в 1930, после трехлетнего служения на поприще духовника лавры, по состоянию здоровья переселился в Вырицу, славящуюся своим благодатным микроклиматом. Это спасло его и от страшных репрессий. В 1932 г. все монастыри Петербургской епархии были закрыты и разорены, свыше 500 иноков арестованы.
Вместе с о. Серафимом по благословению митрополита в Вырицу отправилась его бывшая супруга схимонахиня Серафима и их двенадцатилетняя внучка. В Вырице старец Серафим проведет свои последние 19 лет. Дольше всего он прожил в доме № 7 по Пильному проспекту. Последние годы он жил в дому № 41 (сейчас 39) на Майском проспекте. Отец Серафим был тяжко болен, у него отнимались ноги и он крайне редко вставал с постели. Но старец непрестанно благодарил за все Бога, воздавая за свою болезнь большее благодарение, чем иные за здоровье. За утешением и советом к нему приезжало множество людей.
Всех он принимал, благословлял, наставлял.
Подобно свв. Серафиму Саровскому и Иоанну Кронштадтскому, он становится молитвенником и чудотворцем всей русской земли.
Существуют сотни свидетельств об исцелениях, совершенных отцом Серафимом, и о его сбывшихся пророчествах. Несмотря на поток репрессий, обрушившихся в эти годы на духовенство, прямо отца Серафима они не коснулись, хотя нежелательных "посетителей" из НКВД было немало. Во время оккупации бывали у него и представители германского вермахта. Но и те, и другие, пробыв самое недолгое время у больного старца, уходили от него другими людьми.
Молитвами о. Серафима спасена от разгрома Казанская церковь в Вырице. В наши дни сбываются его пророчества о грядущем о восстановлении и открытии церквей в России.
Будущий патриарх Алексий I обратился к нему за советом, стоит ли ему уезжать из России в виду грозивших ему репрессий. Старец не только отсоветовал делать это, но и предрек ему в будущем первосвятительство, точно указав его сроки.
Частыми гостями о. Серафима были великие ученые - академик И.П.Павлов, физик В.А.Фок, биолог Л.А.Орбели, астроном С.П.Глазенат и другие светила науки, многому научившиеся через богомудрые наставления старца. Эти факты опровергают утверждения марксистских "просветителей" о несовместимости науки и религии.
После окончания войны в 1945 скончалась схимонахиня Серафима, подвизавшаяся в небольшом скиту на берегу реки Оредеж напротив Вырицкого Казанского храма.
А спустя 4 года Господь призвал к себе и о. Серафима.
3 апреля 1949 он тихо отошёл в вечность.
В нескольких шагах от Казанского храма на маленьком церковном погосте стоит небольшой земляной холмик, зимой укутанный еловым лапником, а летом украшенный живыми цветами. "Приходите ко мне на могилку как к живому, разговаривайте как с живым и я всегда помогу вам", - говорил многим отец Серафим.
И место у его могилы никогда не бывает пустым.
Прославлен в 2000 на юбилейном архиерейском соборе РПЦ.
духовенство:
протоиерей Алексий Коровин, настоятель ( - 1967)
протоиерей Георгий Преображенский, настоятель ( - 2008)