Иоанно-Предтеченский монастырь
Monastery of St John the Forerunner
история:
Основан, по преданию, иноком Герасимом Болдинским в 1536 неподалёку от Вязьмы (теперь в черте города).
К ~1750 монастырь представлял собой развитый архитектурный ансамбль, который включал, кроме церквей, каменные настоятельские и братские палаты, палаты “для учения школьников”.
Окружала монастырь каменная же ограда.
Вокруг монастыря располагалась слобода, жители которой занимались кирпичным делом и строительством.
В годы Великой Отечественной войны ансамбль монастыря сильно повреждён, часть зданий утрачена.
В настоящее время монастырь действует.
место:
Вязьма
Vyazma
адрес:
215106, Смоленская область, Вязьма, ул. Докучаева, 48-а.
телефон:
(231) 6-18-01
данные:
монастырь женский
female monastery
состав:
церковь Вознесенская
church of Ascension
этап:
~1585 -
оформление:
Деревянная, клетская.
святыня:
икона
icon
название:
Одигитрия, из церкви св. Иоанна Предтечи
Hodegetria
Св. Иоанн Предтеча, храмовая из церкви св. Иоанна Предтечи
St John the Forerunner
~1685.
оформление:
Каменная.
Надвратная с трапезной и колокольней.
Высокий четверик увенчан небольшой главой на круглом барабане.
Украшают здание нарядные обрамления окон с треугольными фронтонами, междуэтажный карниз с поребриком, оригинальные витые колонны, обрамляющие проезд.
церковь Одигитриевская
church of Hodegetria
этап:
~1635 -
оформление:
Деревянная.
~1673
оформление:
Жемчужина русской архитектуры.
Это бесстолпный трехаспидный храм с симметричными приделами у восточных углов и низкой трапезной.
Высокий четверик церкви увенчан тремя изящными шатрами, которые стоят на стройных восьмигранных барабанах, центральный - световой.
Переход к барабанам декорирован пирамидой килевидных кокошников.
Такие же кокошники - на одноглавых приделах (есть предположение, что первоначально приделы тоже завершались шатрами).
Церковь очень нарядна: тонкие полуколонки на фасадах, килевидные фронтоны и нишки, зеленые поливные изразцы, белокаменная резьба, лекальный кирпич.
Все объёмы увязаны в гармоничную стройную композицию.
Перекрыт храм сомкнутым сводом со световым кольцом, помещения Г-образной трапезной перекрыты коробовыми сводами с ложками.
Под северо-западной частью трапезной находится подвал.
В конструкции церкви использован редкий для ХVII в. приём - многочисленные голосники.
После разорения в 1812 церковь переделана в стиле классицизма.
В 1962 началась реставрация по инициативе и проекту П.Д.Барановского.
Заключительный этап вёлся по проекту Н.И.Соколова.
Основные работы проводились на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.