Верхотурский Покровский монастырь
Intercession monastery of Verkhoturie
история:
Возник в 1621 по инициативе первого тобольского епископа Киприана.
Как описывали старицы в челобитной, поданной на имя царя Михаила Романова в конце 1622, «колоколов, и книг, и образов нет, и купити нечем». Посему монахини просили царя «велети то наше богомолье Покровской монастырь устроити, церковь, и кельи, и ограду около монастыря». Обитель содержалась на государственные средства, и просьба инокинь была воспринята доброжелательно: грамотой от 2 декабря того же года царь повелел верхотурскому воеводе «устроить» монастырь, подразумевая и обеспечение церкви всем необходимым. Но прошло более двадцати лет, а царский приказ не был исполнен: как писали в 1645 старицы, «воевода де Иван Пушкин, и после его иные воеводы, церкви и в церкве образов и книг и колоколов и ограды и келейные места не страивали». Храм нуждался во всем: от воеводы сложно было добиться выдачи воску для свеч, ладану, церковного вина для причастия. Церковь уже стала «ветха гораздо и не велика, и у кельи углы огнили и обвалялись», и хотя старицы пытались собрать милостыню, ходя по миру, но средств на построение нового более просторного храма не хватало. Посему монахини вынуждены были вновь обратиться к царю, которого так давно не беспокоили своими просьбами, что в Москве успели забыть о том, по каким указам основан монастырь. В ответ на их челобитную воеводе Максиму Стрешневу в Верхотурье была отправлена царская грамота, повелевавшая составить справку — «выписку» из документов и со слов местных жителей о том, по каким указам, кем и на каких условиях строился монастырь, а в самой обители осмотреть, «сколь ветха церковь, и сколко на монастыре келей, и ограда около монастыря есть ли, и мочно ль в тех старых кельях старицам жити». По результатам осмотра воевода должен был «сметить», какие стройматериалы и в каком количестве потребны для ремонта и «что дать плотникам от дела», и эту смету прислать в Москву. Через два с половиной месяца, 23 августа 1645, эту грамоту получили в Верхотурье. Ещё четыре месяца ушло на составление сметы и 14 декабря того же года верхотурский воевода отправил требуемые документы в Москву. Смета предусматривала обширные работы: «церковь новую воздвигнуть, и около монастыря ограду и святые ворота сделать, и в ограде кельи с четыре или с пять со всяким строеньем поставить».
14 февраля 1646 издана царская грамота, санкционирующая эти постройки. Труды по возведению новых монастырских зданий возложены на плечи уральских пашенных крестьян, которые должны были выполнять работы в зачёт государственных повинностей «по тяглу, кому сколко доведется». Жители самого города Верхотурья (служилые люди, ямщики, посадские люди) от такой повинности были освобождены, поскольку несли иные обязанности.
Кроме храма, построили новые кельи и ограду. Часть стройматериалов (железо) пришлось взять в долг у находящегося по соседству мужского Николаевского монастыря. Но отдать долг вовремя не удалось. Монахи же, подождав немного, напомнили о долге: возведение церкви в женской обители - дело богоугодное, но свои интересы ближе. Кстати, это говорит о том, что Покровский женский монастырь никогда не был приписным к мужскому Николаевскому.
Возникавшие в XVII в. в России женские монастыри часто являлись приписными к мужским: они не владели вотчинами и зависимыми крестьянами, получали все необходимое содержание от мужской обители. Хотя такие женские монастыри сохраняли самоуправление в собственно иноческой жизни, но испытывали сильное влияние мужского монастыря: иногда имели общие уставы, все контакты с внешним миром вели через начальствующих лиц мужской обители и т. д.

В конце 1650 или в начале 1651 случился пожар в монастыре, и храм сгорел. Инокини с горечью оплакивали утрату: «ныне де им старицам без церкви быть не уметь, а собою тое церкви воздвигнути нечем». Настоятельница монастыря игуменья Мария собралась лично поехать в Москву с челобитной к царю Алексею Михайловичу. На многое монахини не рассчитывали: просили передать им две пустовавшие казенные житницы (хлебные склады), присмотренные у водяных ворот городского кремля, и из них построить на государственный счёт новую церковь. Царь Алексей исполнил просьбу верхотурских стариц и грамотой от февраля 1651 повелел воеводе Рафу Всеволожскому возвести храм из житниц «нашею казною, неболшим строеньем, без чего быти нелзе, чтоб напрасных лишних росходов не было». Отдельной грамотой, изданной 6 марта того же года, воеводе предписывалось выдавать на церковные нужды монастырю по ведру вина и по два фунта ладана в год. Некоторую помощь обители в текущих делах оказывали и местные жители. Так, в 1660 Терентий Сафронов вызвался провести сбор пожертвований на Покровскую обитель в Верхотурском и Тобольском уездах. Однако монастырь существовал прежде всего за счёт государственных средств.

24 июня 1692 в Верхотурье вспыхнул пожар. «Изволением Божиим, город Верхотурье, и соборная и приходския церкви, и Покровский девичей монастырь и церковь... все сгорело», - писал воевода Михаил Нарышкин царю Петру I. Царь своей грамотой от 23 августа повелел составить смету необходимым для строительства расходам.

В 1753 на освящении Покровского храма возможно присутствовал митрополит Тобольский и всея Сибири Сильвестр (Гловатский), находившийся в то время в Верхотурье. Были и самые богатые жители города, среди них - заводчик Максим Походяшин. Радость инокинь омрачало только одно: у церкви не было колокольни. Под впечатлением праздника Максим Походяшин обещал построить рядом ещё один храм, тоже каменный, с колокольней. И обещание исполнил.

На его средства построена Предтеченская церковь, называвшаяся в народе «Походяшинской», она стала архитектурной доминантой всего монастырского комплекса.

Императорским указом от 26 февраля 1764 в России проведена секуляризация, то есть изъятие церковных земельных владений и зависимых крестьян в пользу государства. Покровский монастырь земли и крестьян, видимо, не имел. Но согласно тому же указу, список монастырей, имеющих право на дальнейшее существование, определяло правительство. И в этот список бедная уральская обитель не попала. Покровский монастырь подлежал закрытию, а имеющиеся насельницы - переводу в действующие монастыри. В этом и таилась проблема. По новому законодательству в каждой губернии должен был остаться один женский монастырь. Губернии были разные, но Тобольская, в которую входило Верхотурье, самой огромной. Единственный женский монастырь, оставленный на её территории, охватывающей Восточный Урал и Западную Сибирь, находился в г. Тобольске - Рождественский девичий. Естественно, он не мог вместить инокинь всех закрытых монастырей епархии, тем более, что в нём полагалось иметь всего 17 штатных мест (таких, на которые положено государственное жалование). Монахини Верхотурья были обречены доживать свой век при храмах, обращённых в приходские церкви. Церковные и светские власти осознавали нереальность быстрого и точного исполнения указа о секуляризации применительно к закрытым обителям. В Верхотурском Покровском монастыре не только продолжали жить инокини, но даже содержались «подъепитимийные женки» - отбывающие срок заключения женщины, сосланные в монастырскую тюрьму за такие прегрешения, как блуд, прелюбодеяние и т. п.

В Покровском монастыре и раньше содержались заключенные. О них известно мало. В 1740, например, некоторое время в стенах обители провела сосланная княжна Анна Алексеевна Долгорукая, сестра невесты императора Петра II. Возможно, ссылали на покаяние в монастырь и раскольниц. На монастырь иногда возлагались и задачи наставления в вере язычниц из числа местных племён - манси, пожелавших принять крещение. Так, в 1670 в монастыре провела шесть недель мансийка Анница, желавшая креститься и выйти замуж по христианскому обряду, дабы жениху не пришлось уплачивать большой калым.

Когда фактически прекратил свое существование монастырь, официально упраздненный в 1764, - не известно. Многие исследователи-краеведы называют 1782, некоторые утверждают, что монахини продолжали «преобитать» при бывших храмах обители вплоть до 1853, когда при Покровской церкви было официально признано существование женской богадельни. 1782 год как дата окончательного закрытия монастыря, кажется, впервые указан в 1854 в сочинении игумена Макария «Описание города Верхотурья», но ничем не подтверждена. Последующие исследователи эту дату просто заимствовали из его сочинения. Вполне возможно, что в 1782 действительно умерли или ушли из города последние верхотурские инокини. Вероятно, какое-то время материальную помощь монахиням оказывал Максим Походяшин, построивший для них Иоанно-Предтеченскую церковь. Но в 1781 он скончался, а его наследники, возможно, не были столь богобоязненны, как их отец. Далее в истории обители наступил перерыв, затянувшийся на несколько десятилетий. И уже примерно в середине XIX в. (точная дата не известна) снова образовалась неофициальная община из женщин, стремящихся к иноческому уединению. Именно они положили начало новой странице истории древнего монастыря.

В 1897 восстановлен.
место:
Верхотурье
Verkhoturie
данные:
монастырь женский
female monastery
состав:
церковь Покровская
church of Intercession
церковь Рождества Иоанна Предтечи
church of Birth of St John the Baptist
святыня:
духовенство:
игуменья Мария ( 1650 )
игуменья Марфа ( 1684 )
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru