Церковь Сретения на Набережной
Church of Candlemas on quay
история:
Первоначально церковь была деревянной.
Сохранился деревянный напрестольный крест, обложенный серебром, на котором можно прочесть, что в 1656 она уже существовала.
Как воспоминание о деревянной церкви с тремя престолами, по сторонам теперешней церкви поставлены три тяжёлых обтёсанных камня с крестиками наверху.

В самой церкви, несмотря на все поиски, не нашлось совершенно летописи, опись имущества самая поздняя 1866 года, клировая запись ещё моложе.

Церковь почти ежегодно весной, даже в малую воду, заливается; в кладовых сырость; возможно, что здесь и погибли старые документы.
Печатных сведений о церкви очень мало.
Выгодное положение церкви ещё более усиливается расположенными по близости другими церквами, слева на небережной; к сожалению, церковь закрыта высокими деревьями: из-за листвы видны лишь части карниза и фриза с поясами зелёно-жёлтых изразцов; надо подойти к церкви, походить вокруг неё по зеленой "пожне", свободной от строений на несколько десятков сажен, полюбоваться красотою её, рисунком наличников восемнадцати окон, зелёно-жёлтых изразцовых жгутиков, изразцовым поясом фриза, консолями...
Церковь является одной из наиболее красивых в городе.

В ~1895 церковный староста нашёл изразцы недостаточно благолепными для храма и велел замазать их. К счастью, их совсем не вынули, что можно было легко сделать, так как изразцовые плашки не прямо прикреплены к стене, а так, что между стеной и изразцами образуется пустое пространство. Дожди понемногу смывают и растворяют мел. Пройдет несколько лет, и изразцы снова будут ласкать глаза своими нужными красками, наивными желтенькими цветочками и плодами, так варварски гонимыми невежественным вкусом всяких радетелей.

По пышному уступчатому фризу обвивают холодный храм две широкие ленты совершенно чистых изразцов, а по ребрам четыреугольника изразцы сбегают донизу четырьмя поясами.
В 1911 настоятель церкви Швецов производил отмывку изразцов, но дело остановилось, очевидно из-за недостатка в средствах.
место:
Вологда
Vologda
оформление:
1731...35.
Каменная.
Судя по стилю, церковь подвергалась переделкам только со стороны колокольни.
Затейливый и нарядный образец позднего московского барокко, только в первой половине XVIII века дошедшего до севера.
Она составлена из двух четвериков, стоящих рядом, меньшего (тёплый храм), примыкающего к высокой колокольне и большего (холодный храм) с полукруглым алтарным выступом.
Гладь стен прорезывается окнами, украшенными колонками, лепными узорами, фронтончиками и кувшинами, по столбикам идет полоска из зелено-желтых изразцов, изображающих орнамент из стебля с цветками и плодами. Тип обработки оконных и дверных наличников, в сущности очень сходный с обработкой стен у ц. Владимирской (холодной) и Спаса на болоте, является довольно обычным в этом крае. Но в Сретенской церкви убранство это приняло и удержало до нашего времени богатые формы стиля барокко. Всё, начиная с профиля карниза, перерезанных пилястр, и кончая замечательно выполненными наличниками окон с огромными причудливыми фронтонами и подоконниками - говорит о том, что строителем церкви был незаурядный мастер. Действительно, композиция трёх окон холодной церкви с северной стороны прекрасна, но ещё богаче она с южной стороны, где к трём окнам примыкает дверь, вкомпонованная в общую группу. С южной стороны композиция окон и дверей тёплой церкви едва ли ещё не лучше. Маленькая, низенькая, ушедшая в землю, с железными створками, дверь обрамлена наличником - порталом, с коринфскими колонками. Не менее хорошо сделаны окна холодного храма.

Тёплый (с накатным потолком) и холодный (со сводами) храмы прежде разделялись капитальной стеной, соединяясь между собой узенькой дверцей. Иконостас в тёплой церкви был один, поднимался он до потолка, и с края его шёл узенький проход в холодную церковь.

состав:
тёплая церковь
warm church
холодная церковь
cold church
колокольня
bell tower
духовенство:
Швецов, настоятель ( 1911 )
предмет с изображением:
иллюстрация {1125 c. 319}
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru