В самой церкви, несмотря на все поиски, не нашлось совершенно летописи, опись имущества самая поздняя 1866 года, клировая запись ещё моложе.
В ~1895 церковный староста нашёл изразцы недостаточно благолепными для храма и велел замазать их. К счастью, их совсем не вынули, что можно было легко сделать, так как изразцовые плашки не прямо прикреплены к стене, а так, что между стеной и изразцами образуется пустое пространство. Дожди понемногу смывают и растворяют мел. Пройдет несколько лет, и изразцы снова будут ласкать глаза своими нужными красками, наивными желтенькими цветочками и плодами, так варварски гонимыми невежественным вкусом всяких радетелей.
Тёплый (с накатным потолком) и холодный (со сводами) храмы прежде разделялись капитальной стеной, соединяясь между собой узенькой дверцей. Иконостас в тёплой церкви был один, поднимался он до потолка, и с края его шёл узенький проход в холодную церковь.
Около клиросов у стен два вызолоченные балдахина над плащаницами. Над балдахинами большие деревянные статуи ангелов. Каждый балдахин поддерживают две коринфские колонны и им соответствуют у стен две коринфские пилястры. Балдахины сделаны прекрасно - в стиле поздней классики, и с ренессансными деталями - они придают храму какую-то торжественность, мощь и горделивость. Особенно хороши верхние резные дуги, тонкие и хрупкие, как бы поддерживающие колесницу, в которой стоит статуя ангела. Под левым балдахином интересная кипарисовая плащаница (7 пудов). Спаситель на ней нарисован в очень странной позе.
Время этих перестроек и достроек определить по документам не удалось, но вот некоторые предположения, проистекающие из рассмотрения стиля их архитектуры. Колокольня - готического оттенка. Однако это не Екатерининская готика конца XVIII столетия, а Николаевский стиль faux gothique. Остатки классицизма видны на некоторых деталях: так арочка окон (ниш) второго яруса - кессончата. Колонки второго яруса дорическего ордера. И лишь стрельчатые окна 3-го яруса говорят о готике. Далее купол изогнутый с лукарнами и высоким типично ампирным шпилем. В конце XVIII столетия формы готики соединялись со стилем Людовика XVI, а ампира еще не было. Пристройки к колокольне, придающие много уюта и делающие общий силуэт храма более компактным и стройным, относятся, вероятно, ко времени надстройки колокольни. Но здесь в некоторых деталях чувствуется уже не только поздний ампир, но даже привкус русского стиля (столбики, на которые опираются арочки). Колокольня как бы связывается с этими крылечками и создается иллюзия устойчивости. При низенькой шатровой колокольне не было необходимости в этих пристройках, но когда колокольню переделали, удлинили, они стали насущно необходимы; без них колокольня была бы как-то не связана с храмом.
|