Собор Софийский
Cathedral of Sophia - the Divine Wisdom
история:
Собор начат постройкой в третий приезд Иоанна Грозного в Вологду (1567...71).
В 1567 Грозный заложил в Вологде крепость и, так как в её план не вошёл старый Воскресенский собор (затем церковь Воскресения Христова на Ленивой площадке), то царь, по преданию, намеревавшийся превратить Вологду в столицу, определил перенести и собор и архиерейский дом в крепость, где уже был построен деревянный дворец.
Постройка собора производилась с необычайной тщательностью - на ночь все сооружение закрывалось для предохранения от дождя и других воздушных перемен.
В 1571 Грозный покинул Вологду и постройка собора прекратилась.
Собор оставался недоконченным 17 лет.
Лишь при царе Феодоре Иоанновиче приступили к окончательной отделке здания, и при этом не вся отделка была выполнена: окончен лишь южный придел; средняя часть достроена позднее.
До 1613 о соборе имеется лишь следующее упоминание: "а соборная церковь еще в то время была не освящена; но последи чрез несколько времени учинена в освящении".
Новое освящение собора в 1613 вызвано, очевидно, осквернением собора шайкой поляков и литовцев.
В том же году объявлен сбор денег с церквей: "в церковное строение Софеи Премудрости Слова Божия".
А в 1615...16 устроены деревянные крыши и главы, которые в 1624 покрыты железом.
В 1628 вставлены слюдяные окончины в окна собора, в 1635 приделана паперть к западным дверям, в 1645 - деревянная шатровая сень над престолом, в 1656 собор крыт белым железом, в 1668 починялись главы, в 1671 главы разобраны, и, наконец, в 1672...74 сделаны новые, крытые чешуей. Но собор требовал уже капитального ремонта.
В 1671 епископ Симон жалуется боярину Ртищеву: "Соборная великая церковь, и все, яже в ней, строение великих государей обетшало: главы, железом белым обитые, обвалились" и просит: "молю тя, рабе Христов, и мне споможение, пачежь церкви велицей сотворити". История умалчивает о том, помог ли Ртищев Симону в его благом намерении.

Храм был "ружным", т. е. содержание соборному причту шло из государственных доходов. Это видно из царского указа 1675 года в ответ на челобитную архиепископа Симона: "перевесть в кафедральный Софийский собор в придел Иоанна Предтечи ругу, дававшуюся дотоле из Вологодской Таможенной избы в старый Воскресенский, что на Ленивой площади собор". Со времён Петра I служащие при соборе стали уже получать жалование из средств архиерейского дома.

Собор дождался обновления лишь в 1686...90, когда на архиепископской кафедре в Вологде был преосв. Гавриил.

"1688 г. Сентября ... домовые каменщики Засодимские волости Савка Гаврилов, да Села Онаньина домовые ж крестьяне Мишка Федоров с товарищи, соборную и апостольскую церковь кругом и с алтари и с шеями выбелили казенною известью; а в некоторых местах на шеях и на церкве в закомарах и в стенах кирпичи выпадали, все вновь испочиняли и перед соборною ж церковью столпы и свод обелили же"...
В 1690 собор основательно ремонтирован.
В 1699 исправлены крыши и главы, пострадавшие от пожара.
Судя по описи 1701 года во входных дверях Собора были деревянные решётки со слюдою, изнутри железные затворы. Перед западными дверьми было каменное крыльцо, пристроенное во время возобновления собора в 1686...1700. Перед остальными дверьми крыльца были деревянные.
В 1729 пришлось разобрать главы, так как "одна за великим отягощением осела на другие", и уменьшить их размеры.
В 1763...74 епископ Иосиф Золотой осуществил капитальное поновление собора, второе по счёту.
Снаружи собор выбелили, выкрасили (!) пилястры, починили главы и кресты; внутри вызолотили иконостас, поновили иконы, но росписи стен не касались; во всём соборе настлан чугунный пол, сохранившийся до нашего времени.
В 1848...51, по инициативе епископа Евлампия и при содействии "наблюдательного комитета" из сведующих лиц, совершён полный ремонт собора, третий по счёту.
Снова выбелены стены снаружи, выкрашена зелёной краской (медянкой) крыша, в окна вставлены стекольные рамы, пристроены каменные притворы к южным и северным дверям. Внутри возобновлены фрески в алтаре и по южной стене. Иконостас перекрашен в зелёный цвет. Исправление резьбы и позолоты поручено Г.М.Шишкину, а реставрация икон - штатному иконописцу ярославского apxиepeйскогo дома А. Колчину.
В 1870 при преосвященном Палладии собор пришлось ремонтировать вновь. Сырость и холод, однако, не уменьшились. По-прежнему, многие лучшие фрески и детали иконостаса портятся от резкой перемены температуры и влажности, и вспоминаются те времена, когда собор находился едва ли в худших условиях: было так холодно, что во время сильных морозов для согревания рук служащих apxиepeeв подавались металлические горячие шарики "Пушка медня, что подаетца apxиepeю во время служения в рукав для грения рук"...
место:
Вологда
Vologda
оформление:
1567.
Быть может, и не без основания авторство проекта собора приписывается ученику А. Фиораванте.
Прекрасный тип кубического храма.
Вышиною от купола большой главы до полу 18 саж., длина от горнего места до западных дверей 17 саж., с притвором 19 саж. 1 арш., ширина от южных до северных дверей 12 саж.
Пропорции куба, пятиглавие, абсиды напоминают Успенский собор.
Конечно, покрытие было позакомарным, т.е. посводным. В ~1800 его заменили четырёхскатным (ради простоты ремонта: посводное, дававшее много разжелобков, требовало частых ремонтов и обходилось дорого). Также и абсиды покрыты были несомненно по сферической поверхности. Ныне, для простоты, их перекрыли на один скат.
Купола были чешуйчатыми. Позже - есть упоминание о том, что они были крыты даже гонтом (вероятно, купола боковые). Ныне они покрыты листовым белым железом (жестью). Интересны старинные "прорезные" на них кресты, сделанные московским мастером по образцу крестов на московской церкви Николы Явленного. Кресты поставлены в 1687 на место прежних, кованных ростовскими мастерами, о чём упоминается в приходо-расходных книгах собора. Пожаром в 1698 кресты сильно попорчены, но при починке их удержана старая форма. На среднем кресте посредине на медной бляхе изображено Распятие, в трёх верхних оконечностях каждого креста вязью изображены слова: Царь Славы (на вертикальной конечности), ИиС ХС (на горизонтальных). Обработка стен собора исчерпывается пятью узкими пилястрами со сторон северной и южной и четырьмя со стороны западной. Пилястры, заканчивающиеся узкими капителями-карнизами, поддерживают закомары приплюснуто-круглой формы. Со стороны абсид, кроме трёх полукружий, находятся колонки, разделяющие эти полукружия. У основания глав барабаны снабжены карнизом. Наверно, при последних ремонтах профиль его изменён, так как настоящий не содержит в себе никаких типичных для стиля этого времени черт.
Окна верхнего яруса расположены под самыми сводами на высоте 9 саж. от земли, нижнего яруса - на 3 саж. 1/4 арш. Первоначальная ширина всех окон была 3/4 арш. Окна расширены до 1 3/4 арш. От расширения окон, конечно, собор потерял немало в своём выражении типичности древнего сооружения. Очень надо пожалеть о переделке оконных отверстий. Сохранившиеся размеры ниш указывают на те предельные размеры, которые могли быть у ширины самого оконного отверстие: но людям начала XIX века они казались щелями, и оконные отверстия были пробиты так значительно, что почти уничтожены столь типичные в древних храмах "щеки" оконных ниш, дающие глубину отверстия, сочную тень, и, таким образом, рельеф всему зданию.
Однако в общем виде, очищенный от позднейших наслоений и изменений, собор мог бы служить лучшим и чистым образцом стиля эпохи Иоанна Грозного.
Холодный.
состав:
придел Усекновения главы Иоанна Предтечи
chapel of The Beheading of St John the Baptist
колокольня
bell tower
святыня:
воздух
епитрахиль
икона
icon
иконостас
altarpiece
книга:
крест напрестольный серебряный золочёный
орарь
палица с вышитым шёлком и золотом образом Софии Премудрости Божией
три панагии работы 17 в.

паникадило медное

плащаница
два покрова
рукопись:
сосуды служебные с принадлежностями
хоругви
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru