Крестовоздвиженский собор
Cathedral of Erection of the cross
история:
Древнейший из сохранившихся памятников культового зодчества.
Стоит на крутом волжском берегу, с трёх сторон обнесен земляным валом.
Строительство собора велось почти сто лет.
По прошению жителей города царь Алексей Михайлович послал 100 рублей на завершение строительства.
В 17 в. соборное единство народа нарушено старообрядческим расколом.
Последующие 200 лет истории собора словно живой пример этому.
Служивший в одном из романовских храмов поп Лазарь становится сподвижником Аввакума, осуждены на Московском соборе в 1666.
Впоследствии город стал одним из центров раскола.
Чтобы избежать преследований, старообрядцы лишь формально числятся прихожанами православных храмов, но на самом деле, собор - символ соборного единства, посещаемый лишь немногими верными, ветшает.
В 1890 архиепископ Ярославский Ионафан в своём обозрении епархии пишет, что храм принадлежит к числу беднейших во всей епархии: "Прихожан мало, да и те по большей части блуждают в расколе".
События новой смуты прошедшего столетия разбросали в разные стороны не только духовенство, но и мирян романовских церквей.
Перед закрытием храма в 1930 году в нём было 53 прихожанина и 1 священник (о. Иоанн Соловьёв).
В списках прихожан по-прежнему соседствуют фамилии старинных романовских родов Апаховых, Алаевых, Тихомировых, Сабанеевых рядом с рабочими местной фабрики и крестьянами.
Для закрытия храма у власти нашёлся веский аргумент: община не смогла собрать денег на срочный ремонт, и он был закрыт.
место:
Тутаев
Tutaev
этап:
?
оформление:
Деревянный, построенный князем Романом, не сохранился.
16 в.
оформление:
Каменный, завершался одной шлемовидной главой.
1652...58
оформление:
Достраиваются ещё 4 главы.
состав:
придел Смоленский, холодный
chapel of Virgin of Smolensk
придел Введенский, тёплый
chapel of Presentation of Virgin
колокольня, шатровая, с северо-западной стороны
святыня:
икона
icon
название:
Тихвинская
история:
Пожалована храму царём Алексеем Михайловичем.
техника:
фреска
fresco
история:
Собор расписывается в два приёма.
В ~1652 артелью костромских иконописцев под руководством Василия Ильина, при участии Гурия Никитина и Сергия Рожкова, расписана паперть.
Роспись главного храма выполнена уже в 1676 костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным, которого один из исследователей древнерусской живописи назвал "последним великим художником Древней Руси".