Санаксарский Рождество-Богородичный монастырь
Sanaksar monastery of Birth of Virgin
история:
История обители восходит к XVII веку.
Проживал в городе Темникове некто Лука Евсюков, писец и служилый дворянин, которого должность, как сказано в старой книге, была таковая: "летом служил на коне с саблею, а зимой писал в приказной избе".
Человек он был молитвенный, имел любовь и особенное усердие к монашескому чину, а потому, владея землею в тихом и живописнейшем месте у излучины реки Мокши, где сосновый бор подступает по некоторой возвышенности к небольшому озерцу Санаксар, решил основать здесь монастырь, найдя место сие весьма удобным для уединенной жизни иноческой.
В 1659 Лука Евсюков пригласил из опустелого Старо-Кадомского монастыря игумена Феодосия, известного ему своей высокой духовной жизнью, и они, с присоединившимися к ним пустыннолюбцами, построили часовню для отправления в ней богослужебного чина, а затем стали расчищать лес и устраивать место, приличное к монастырскому пребыванию.
Собравшееся о Господе малое братство под руководством игумена Феодосия прожило таким образом в убожестве около десяти лет.
В 1669 городские темниковские и уездные разных чинов и звания боголюбивые люди, вместе со старцем игуменом Феодосием, били челом патриарху Иоасафу II о благословении построить им церковь во имя Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ее Владимирской, и быть тут пустынному для иноков монастырю.
Кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, выставляли еще и ту причину, что поблизости к ним нет ни мужских, ни женских обителей и желающим пострижения негде сие желание исполнить.
На таковое прошение дана была от патриарха благословенная грамота: "...аз, смиренный великий господин Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея Руси, города Темникова и уездных всяких чинов людей благословил и велел им на тое церковь лес ронить и с того лесу в Санаксарской пустыни церковь новую, во имя Пречистыя Богородицы иконы Ея Владимирския воздвигнуть, и монастырю быть..."
В 1753 вследствие чрезвычайной бедности пустынь приписана к Саровской обители, но через некоторое время опять стала самостоятельной.
Восстановителем Санаксара стал преп. старец Феодор.
Обитель отец Феодор застал в полном упадке. В ней была лишь одна деревянная ветхая церковь; деревянные келии и ограда почти развалились, кровли сгнили. Он все это возобновил и починил, причём деньгами ему помогали сановные лица, чтившие его в СПб.
13 декабря 1762 о. Феодор, по желанию местного епископа Пахомия, несмотря на свои отговоры и отказы, рукоположен в иеромонаха с назначением настоятелем Санаксарским.

Замечательные подробности о первоначальной жизни в Санаксарской обители сохранились в воспоминаниях архимандрита Феофана Новоезерского: "Скажу вам, как мы делали свое начало, в какой жизни. Мы искали, где бы жестокая жизнь была, подольше службу выбирали. В Саровской пустыне? нет, еще слабо! А к отцу Феодору! Пришли к отцу Феодору. Обитель без ограды, забором огорожена; церковь маленькая, волоковые окошечки, стены и внутри не отесаны, и свеч-то не было: с лучиной в церкви читали! И платье-то какое носили! балахоны. Один смурый кафтан был для одного, кто для покупок выезжал. В лаптях ходили: одни были мелко плетены, другие крупно; так и лежали: одна кучка меленькие, другая крупные; ноги обертывали холстиной из самых толстых мешков, а босиком не ходили. Придут к отцу Феодору (у него самого был и ключ). "Что?" - "Благословите взять ступни". И велит самому выбрать; из меленьких и выберут. Отец Феодор позовет: "Поди-ка сюда",- и возьмет. Случалось это и с отцом Игнатием: и у него отбирал частые ступни, и бранивал за это, что на лапти прельстился. А Игнатий был из придворных! Начнут говорить: "Живи, живи, и в этом-то утешения не сделают, в каких-нибудь ступнях!" Услышит это отец Феодор, позовет: "Что вы там?" - "Да вот, батюшка, какое смущение: и в этом-то утешения не сделаете!" Начнет представлять: "Есть ли разум! Что вы из этакой безделицы теряете спасение!" Да, мы жили у старцев духовных. Нельзя, чтобы и плевел не было между пшеницей: и нас старцы бранивали за противоречие, непонятие. Я жил в одной келье с Макарием: ему больше всех искушений было. Отец Феодор даст ему балахон худо сшитый, с длинной спиной или с заплатами; тот смущается, придет к отцу Феодору, показывает, как на нем балахон сидит, какая спина несоразмерная. Отец Феодор начнет увещевать: "Зачем пришел в монастырь? да есть ли разум? что вы занимаетесь - чем? тряпками! Надобно заниматься тем, чтобы душу-то свою очистить, чтобы ни к чему временному не пристраститься!" А отец-то Игнатий раза два к преосвященному при мне уже бегал. И когда был поставлен иеродиаконом, то с вечера примочил волосы, заплел да после и расчесал; надел парчовый стихарь, а в лаптях! Как встал на амвон, отец Феодор его и подозвал: "Ты,- говорит,- павлин! хвост-то распустил! посмотри на ноги-то. Поди, сними-ка стихарь!" Тот оскорбился и убежал ночью к преосвященному Иерониму жаловаться, что-де пристыдил, посрамил меня. А преосвященный и прислал его к отцу Феодору, чтобы на поклоны поставил. А чтобы при себе что-нибудь иметь, ничего уж не было. Огня в келии никогда не бывало. Я и сам и полы мыл, и щепки собирал, и ложки мыл, и пищу варил. Сами караулили по ночам: походим, походим, да поклонов несколько земных положим, помолимся. А недовольных отец Феодор не держал, говорил: "У меня ворота отворены для всех, кто хочет выходить". Уж он этого слова не терпел, истреблял и слышать не хотел - что: я этого не хочу. Однажды отец Феодор по окончании трапезы остановил всю братию и сказал: "Ну, отбирайтесь, кто хочет в пустыню (а до этого многие просились, только он удерживал их, возбранял), становитесь на сторону, кто со мною - на другую". И отобрались. Но кто пожелал в пустыню, со всеми воспоследовал худой конец, потому что оставили послушание. А были все такие молитвенники, постники!" Из тех, кто остался в послушании преподобному, вышли впоследствии великие подвижники.

Последующее столетие жизнь в Санаксарской обители была прочна и безмятежна: монастырь славился строгостью общежития, продолжительностью своих богослужений, нелицемерным благочестием и истинно монашеским духом; заветы преподобного Феодора свято хранились и укреплялись его учениками.

Паломники описывают обитель как уголок земного рая: "Окружающая Санаксар живописная местность влечет к себе красотою и безмятежием. С восточной стороны ее ограничивает серебряная лента красивой реки Мокши, задумчивой в своих песчаных берегах. Чистая прозрачная вода, тихое, совершенно незаметное течение реки зовут забыть тревоги и волнения жизни... С запада монастырь окружают дугой трехверстной ширины стены девственного соснового леса, в котором ближе к реке раскинулись могучие дубы. Один из них, стоящий близ монастыря, удивляет своими размерами. В дупло его свободно входит человек, и оно увешано иконами, как маленькая часовня".

В марте 1918 часть монашествующей братии, воспользовавшись приходом к власти в городе Темникове большевиков, взбунтовалась и самочинно сместила настоятеля.

Трагическую обстановку тех дней передает докладная благочинного церквей города Темникова протоиерея Димитрия Поспелова архиепископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу (Смирнову) от 18 марта 1918: "Беда в Санаксарском монастыре появилась вместе со вступлением во власть по городу Темникову и его уезду представителей большевизма. Игумен Александр не приветствовал большевиков. Такое отношение его не понравилось большевистской власти. Этим и воспользовалась недовольная часть монашествующих, чтобы освободиться от о. Александра, заручившись от большевиков согласием на избрание нового игумена. О. Александр сейчас находится в строгом одиночном заключении, в нетопленной келье и без горячей пищи. Сделано это по распоряжению о. Венедикта... Попытки сделать что-либо в пользу его разбиваются о те дары, которыми пользуется большевизм наш от новых распорядителей средствами монастыря. С 1 марта по 14-е, как передано иеромонахами, эти дары выразились в сумме 14000 руб., помимо наложенной на монастырь контрибуции в нескольких десятках тысяч рублей. Положение Санаксарского монастыря сейчас можно охарактеризовать словами: беспорядок в управлении и разорение в материальной и нравственной областях..."
В 20-е годы в обители существовала коммуна. Монастырь грабился и разорялся. В октябре 1929 он закрыт. Наступил долгий период запустения. Мародёры разрушили и перекопали монастырское кладбище, сбили главы с церквей, изуродовали благолепие росписей и архитектуры... В притворе соборного храма устроили конюшню, навоз выкидывался через оконный проем на братские могилы у соборной стены. Позже, когда монастырь передали школе сельских механизаторов, в нижнем храме Усекновения главы св. Иоанна Предтечи стояли трактора...
Так продолжалось до 70-х годов, когда началось восстановление Санаксара - пока как памятника архитектуры.

Открытие монастыря в 1991 совпало с двухсотлетием кончины преп. Феодора Санаксарского.

Архимандрит Варнава вспоминает: "Когда в мае 1991 года монастырь был возвращен вновь созданной Саранской епархии, то объем предстоящей работы был, конечно, очень велик. Внешне монастырь казался облагороженным реставраторами: восстановлены были купола храмов и колокольни, крыши покрыты жестью, частично выполнена покраска наружных стен... Но нормальных условий для жизни братии и отправления богослужебного чина не было: все здания требовали капитального ремонта, не было отопления, канализации, все ветшало и рушилось... Мы не унывали; с первых дней чувствовалось над обителью особое благоволение Божие. Первую Литургию, после семидесяти лет поругания, мы совершили 26 мая, это был праздник Святой Троицы. В жизни нет ничего случайного, все исполнено глубокого смысла. В праздничном кондаке читаем: "...в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа". То есть Господь, благословляя начало литургической жизни в этот именно день, как бы подтверждал наше сокровенное желание, чтобы сложилось здесь братство, согласно славословящее Ему... Вспоминается, как через месяц после начала литургической жизни обители, 23 июня, накануне празднования иконы Матери Божией "Достойно есть" ("Милующей"), сама сия икона, бывшая, по преданию, чудотворной в уничтоженном безбожниками Темниковском Рождество-Богородичном женском монастыре и хранившаяся все эти десятилетия у благочестивых мирян, пришла к нам в обитель крестным ходом. Ее встречало с колокольным звоном немногочисленное еще тогда братство. День был пасмурный, но звонари с колокольни видели, как во все время, покуда икону несли от Темникова через примокшанские луга к Санаксарской обители, она сияла, буквально полыхала светом... Веруем, что Матерь Божия и впредь не оставит обитель, Ей посвященную, без Своего покровительства".
10-11 июля 1999 состоялись торжества прославления в лике местночтимых святых Саранской епархии преп. Феодора, старца Санаксарского. Богослужение возглавили архиепископы Ульяновский и Мелекесский Прокл, Пензенский и Кузнецкий Серафим ( 2000) и епископ (ныне архиепископ) Саранский и Мордовский Варсонофий.
День в обители начинается и заканчивается поклонением св. мощам преп. Феодора - испрашиванием у него благословения; кто-то обращается с просьбами...
Насельники и богомольцы монастыря могут поведать о помощи, которую они получают по молитвам преп. Феодора.
место:
Темниковский уезд Тамбовской губ. (1659 )
Tambov region
переименование:
Санаксарская Сретенская пустынь ( - )
Sanaksar desert of Candlemas
состав:
собор Рождества ПрБр
cathedral of Birth of Virgin
церковь св. Иоанна Предтечи
church of St John the Baptist

церковь Сретения иконы БМ Владимирской

church of The meeting of Vladimir icon of Virgin

церковь Преображения Господня

church of Transfiguration

церковь Вознесения Господня

church of Ascension
святыня:
икона
icon
саркофаг преп. Феодора Санаксарского
духовенство:
игумен Александр (в миру Георгий Андреевич Орудов) ( - 1919)
игумен Тихон (Цыпляковский) (1879 - 84)
архимандрит Варнава, наместник (1991 )
о. Венедикт (1919 - )
преп. Феодор Санаксарский (1762 - )
игумен Феодосий (1659 - 81)
насельник:
Игнатий
иеромонах Исаакий
Макарий
Феофан Новоезерский
погребение:
Ушаков Ф.Ф.
Theodor Ushakov
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru