- история:
- Собор стоит в Кремле, на месте древнего Успенского храма, построенного мастерами Владимира Мономаха.
- Лаврентьевская летопись под 1222 годом сообщает: "великый князь Гюрги заложи церковь каменьну святыя Богородица в Суждали на первем месте заздрушив старое зданье, понеже учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе".
- Ряд причин (неудачное размещение собора на месте оврага или древнего рва, нарушение традиционных пропорций храма повышением древних сводов и нетрадиционная техника кладки из кирпича и белого камня) привели к постоянному ухудшению состояния храма, многочисленным ремонтам и перестройкам древнего собора, значительно изменивших его первоначальный облик.
Рухнувший в результате пожара 1445 года храм в 1528...30 разбирают до аркатурно-колончатого пояса и надстраивают из кирпича, сохраняя традиционное позакомарное покрытие.
Предшествующее трехглавие собора заменено пятиглавием.
- XVII в. - период больших изменений и строительства собора.
В 1634 епископ Серапион расписывает собор, при нём же в 1635...36 строится придел свв. Федора и Иоанна (перестроенный митрополитом Сильвестром в 1756).
Следующие перестройки связаны с деятельностью митрополита Илариона (1682 - 1707).
Суздальский летописец XVIII в. Анания Федоров отмечает наличие в соборе огромных хор, разобранных Иларионом, на которых размещалось 5 престолов (архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и престол трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Растесаны были и окна верхнего яруса.
В 1683 собор вновь освящён.
В XVIII в. строятся с северной стороны два придела в честь Вознесения Господня и Благовещения.
При епископе Порфирии, возглавившем святительский престол в 1748, ремонтируется пришедшая в негодность крыша.
Деревянное покрытие заменяется металлическим, центральная глава украшается позолотой.
В XIX в. собор продолжает обстраиваться и ремонтироваться.
Среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить придел Рождества Христова 1815 года и паперть 1896 года с западной стороны основного объема храма.
Проведенная в 1895 система подземных воздушных каналов калориферного отопления заменила собой предшествующую (первой половины XIX в.) систему.
С ~1935 закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф.Дубыниным и А.Д.Варгановым.
В 1954...55 собор освобождён от позднейших обстроек.
- Большого труда, тщательности стоило снятие цементной штукатурки 19 в., закрывавшей фактуру кладки и прекрасную белокаменную резьбу.
После реставрации в ~1965 собор обрёл нынешний вид.
- В настоящее время здание используется совместно Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и РПЦ.
- Входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
- место:
- Суздаль
- Suzdal
- оформление:
- 1222...25 - , 1528...30.
- Собор имел мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя - скрыта искусственным холмом.
Стены собора внутри выложены из кирпича - плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка (техника полубутовой кладки из пористого туфа и белого камня).
Такое неожиданное сочетание двух характерных для северо-востока Руси рубежа XII - XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве Суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества.
Здание в плане симметрично. Шесть внутренних крещатых столбов поддерживают своды и 5 глав храма, трёхапсидный алтарь и три притвора примыкают к стенам его.
Повышенные подпружные арки.
Хоры.
- Западный притвор - двухэтажный, в его северной стене находилась каменная лестница, ведущая на хоры. Собор имеет позакомарное покрытие.
В 1222...25 фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню.
- Наружные стены собора расчленены вертикальными плоскими выступами-лопатками с резными женскими масками и фигурами львов и украшены аркатурно-колончатым поясом. Все детали пояса покрыты тонкой, изумительно пластичной резьбой.
- Резьба из птиц, зверей, орнамента покрывает также порталы южного и западного притворов. Особенно богато убрана южная стена собора с притвором. Она выходила на большую Городскую площадь, и мастера-строители рассматривали её как фасадную.
- состав:
- придел архангела Гавриила ( - ~1700)
- chapel of archangel Gabriel
придел Благовещенский (18 в. )
- chapel of Annunciation
придел Вознесения Господня ( - ~1700) (18 в. )
- chapel of Ascension
придел Рождества Христова (1815 )
- chapel of Nativity
придел св. великомученика Димитрия ( - ~1700)
- chapel of St Dmitry
придел свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (престол трех святителей) ( - ~1700)
- chapel of SS Basil the Great, Gregory the Theologian, and John the Chrysostom
придел свв. Федора и Иоанна (1635...36)
- chapel of SS Theodore and John
придел Усекновения главы Иоанна Предтечи ( - ~1700)
- chapel of The Beheading of St John the Baptist
колокольня
- bell tower
- оформление:
- Каменная.
- Шатровая.
- святыня:
- "врата златые" {3490}
- "gold gate"
врата западные
- композиция:
- Покров
- композиция:
- Богородица в молении в сопровождении ангелов, а вверху над Ней парит в воздухе покрывало.
- оформление:
- 1230.
евангелие
- gospel
- оформление:
- Размер огромный.
- Оклад серебряный, украшен гравированными изображениями работы выдающегося гравёра 18 в. А. Трухменского.
икона
- icon
- техника:
- фреска
- fresco
- история:
- Первоначальная роспись выполнена в 1230...33. От неё остались лишь отдельные фрагменты: наиболее значительные из них находятся на стенах алтаря. Это фигуры двух старцев.
- В нише западной стены сохранился орнамент 13 в. Предполагают, что орнаментальные мотивы занимали в росписи собора большое место, что отражало проникновение в церковную живопись народных вкусов.
- Несколько фрагментов дошло от живописи 17 в.: группа праведников из композиции "Страшный суд" (на северной грани юго-западного столба), изображения на стенах северного и южного притворов и др.
- предмет с изображением:
- иллюстрация
[442 № 73] - оплечный образ старца
- [2341 c. 5] - оплечный образ старца
иконостас
- altarpiece
- история:
- Сооружён в конце 17 в., но исполнен в духе старых традиций. В нём нет столь характерной для этого времени пышной деревянной резьбы. Пять ярусов (из них 4 с изображением в рост) образуют высокую гладкую стену.
- На её золочёном фоне чётко выделяются фигуры святых, написанные в сдержанной цветовой гамме.
- Одним из авторов иконостаса был "государев иконописец" Георгий Зиновьев, ученик известного русского художника Симона Ушакова.
- автор:
- Зиновьев Г.Т.
- George Zinoviev
Катунец А.П.
- Artemy Katunetz
- предмет с изображением:
- иллюстрация [2341 c. 6]
паникадило
- chandelier
- даритель:
- Пожарский Д.М.
- Dmitry Pozharsky
- Шуйский А.И.
- Shuysky A.I.
- Шуйский И.И.
- Shuysky I.I.
- история:
- Подарено собору князем И.И.Шуйским в 1604.
- оформление:
- Увенчано статуей женщины.
- Внутри, между двумя ярусами шандалов вмонтирована статуя мужчины в одежде русского покроя.
фонарь выносной 5-главый
- lantern
- оформление:
- 17 в.
- Вместо стёкол использована слюда.
- За большие размеры его часто называют "Царь-фонарь".
- предмет с изображением:
- иллюстрация [2341 c. 6]
чаша водосвятная ( - )
- cup for silver water
- история:
- Вклад князя И.И.Шуйского.
- место:
- Суздаль
- Suzdal
- перемещение:
- собор ( - )
- cathedral
палаты Архиерейские
- chambers
- место:
- экспозиция древнерусского искусства
- оформление:
- Серебро. Гравировка.
- предмет с изображением:
- иллюстрация [2341 c. 7]
- предмет с изображением:
- посвящённый предмет:
- библиография
- Варганов А. Д. Фрески XI-XIII веков в Суздальском соборе. КСИА, т. V. М.-Л., 1940, с. 38-40.
Гладкая М.С. Иконостас собора Рождества Богородицы в городе Суздале: (К 300-летию создания) / Владимир. обл. науч. б-ка им. М.Горького; Ред. А.А.Ковзун. - Владимир, 1996. - 160 с.
Медведева Е.С. О датировке врат Суздальского собора // КСИИМК, вып. XI. М.-Л., 1945, с. 106 - 111.
Янин В.Л. О датировке врат Суздальского собора // СА, № 3. М., 1959, с. 91 - 98.
- сайт
- Catalogue of monuments
unesco