Спасо-Преображенский монастырь
Transfiguration monastery
история:
Основан в 1192 при новгородском князе Ярославе (Иоанне) Владимировиче, внуке Мстислава I.
Основатель монастыря и первый игумен (впоследствии с 1193 архиепископ новгородский) - св. Мартирий.
По словам I новгородской летописи, он был родом из самой Руссы.
В 1192 Мартирий срубил деревянную церковь, на острове, во имя Преображения, которую святил архиепископ новгородский Григорий на праздник Успения и назвал монастырём.

Чрез 8 лет после возвращения Руссы из-под шведского владычества, по произведенной подробной описи г. Старой Руссы, в начале 1625, оказалось, что на посаде Спасский и Козмодемянский мужские монастыри шведами разорены и дворы вокруг их выжжены.

Несмотря на таковые, часто поражавшие бедствия, Спасский монастырь всегда удерживал за собою самобытность, быв возобновляем и восстановляем усердием старорусских жителей.

Из описания, сделанного в 1761 архимандритом Пахомием, видно, что кроме каменных трёх храмов с колокольнею и переходов от соборной до трапезной Сретенской церкви, под которыми находились тёплые подвалы и кладовые, монастырское строение, как то: настоятельские и братские кельи, вокруг монастыря ограда, - всё было деревянное.

В 1786 дозволено игумену Герману строить каменные кельи из неокладной суммы, и на построение настоятельского корпуса разрешено было употребить кирпич от разобранной по ветхости каменной Николая Чудотворца Кречевской церкви. Таким образом, начало существования каменных братских келий и других каменных служб относится к исходу 18 в.
В 1810 при архимандрите Моисее устроены св. ворота монастырские с южной стороны.
К монастырским воротам примыкали: справа деревянный частокол, а слева - небольшое одноэтажное каменное о 4-х окнах строение, где помещалось духовное правление.
По вступлении в управление монастырём, архимандрит Дионисий, уничтожив деревянный частокол, выстроил на сем месте, вчерне, в ~1821, каменный двухэтажный настоятельский корпус. Рядом с монастырским садом, около церквей, с разрешения митрополита новгородского Амвросия и новгородского гражданского губернатора, для погребения граждан г. Старой Руссы и прочих особ, со взносом посильного вклада в пользу монастыря, открыто в 1804 монастырское кладбище.
Около Спасского монастыря, как видно из описи 1710 года, ограда была деревянная, а после сего, за ветхостью оной был поставлен частокол.
В 1808 архимандрит Моисей начал строить с северной стороны каменную ограду, которую в 1817 архимандрит Дионисий продолжал и вновь строил с западной стороны. На окончательную достройку каменной ограды с северо-восточной и юго-восточной сторон по высочайшему повелению в 1827 ассигновано 17018 р. 75 к. ассигн., но суммы этой было недостаточно, и каменная ограда по Александровской и Ильинской улицам совершенно окончена лишь в 1881 старанием архимандрита Мардария. На углах ограды, с западной стороны, устроены круглые небольшие с флюгерами на шпилях башни.

До издания монастырских штатов монастырь имел во владении своём более 32 деревень с землями, населённых не менее 2000 душ крестьян. На владение одной из деревень Выстрикином имеется копия с грамоты, данной сему монастырю в 1623 царём и великим князем Михаилом Феодоровичем; а о других деревнях вотчинный староста старорусского монастыря в донесении своём от 1682 в старорусскую воеводскую канцелярию писал так: “По указу великих государей, царей и великих князей, Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, в данной Старорусскаго монастыря игумену Иосифу с братиею на монастырские вотчины в 7133 (1625) году выписи, между прочим, написаны жилые пустоши: Стехово, Губарево, Шишиморово, Каменка, Олесково, Галахово, Синицыно, Нашино, Машино, Выснино и тех пустошей расчистки, на которых пустошах в оной данной выписи и жительствующие крестьяне показаны, но токмо оных крестьян в 7122 (1614) году немецкие люди побили и дворы сожгли, где поныне явствуются только сдворочные их места”. По этой, вероятно, причине число душ, как видно из ведомости старорусского Спасского монастыря, представленной при донесении 1763 года в новгородскую духовную консисторию значительно уменьшилось. По ревизии 1762 года, во владении монастыря находилось в подмонастырской слободе служительских 22 души да в разных деревнях крестьян и бобылей 633 души; за причисленным Козмодемянским монастырем крестьянских и бобыльских душ 26; всего 681 душа. Оброку собиралось согласно указу от 21 марта 1762 с каждой души по 1 руб. ассигн. С пустошей пожен, с рыбных двух озер и других угодий собиралось окладного дохода в пользу монастыря 295 р. 57 к. ассиг. всего окладных доходов в 1762 монастырь имел 976 руб. 57 коп., а расход простирался до 970 р. ассиг. Сверх сего, монастырь владел землями, находившимися в самом городе Старой Руссе. С этих земель оброку получалось за 260 мест дворовых 10 руб. алт. полтретьи деньги. Монастырь, до учреждения штатов владел тремя рыболовными озерками: Осенским, Сереберским и Соминским и двумя вежами на озере Ильмень. Из этих озер только последнее принадлежит монастырю.

В 1885 монастырю принадлежат следующие оброчные статьи:
1. Соминское озеро дает при высоководии обильный лов рыбы как то: сомов, снетов, карасей, язей, плотвы, сопы, лещей, пескарей, налимов, судаков, окуней, ершей и щук; отдается в оброчное содержание с получением ежегодно около 150 руб. сер.

2. Милославская пожня, в 30 верстах от г. Старой Руссы близ реки Верготф . В этой пожне заключается 6 десятин сенокосной земли, с этой пожни ежегодно получается аренды около 50 руб. сер.

3. Мукомольная о 4-х поставах мельница на речке Робье. Под этою мельницею состоит земли 1200 саж. и под плотиною 200 с., всего 1400 квадр. саж. Приносит доходу в год около 120 р. сер.

4. Десять сенокосных пожен, находящихся от г. Старой Руссы в расстоянии около 150 верст, по течению реки Волхова, близ села Грузина, 125 дес. 341 саж. и под кустарниками и лесом 60 дес. 273 саж. Доход с них до 600 р. в год.

5. За лавку в мучной линии до 100 руб. 6% с пожертвованных в разное время благотворителями в пользу монастыря и братии капиталов, заключающихся в билетах собранной казны, на сумму свыше 12000 руб.

Свечных, кружечных, кошельковых и другого сбора сумм простирается до 3000 руб. сер. в год. Штатной суммы получается каждогодно из новгородского уездного казначейства на жалованье и содержание монастыря 701 руб. 39 к., на наём монастырских служителей 640 руб. в год. А весь вообще монастырский штатный и неокладной доход простирается свыше 7000 руб. сер. в год. Сверх сего, по межевой книге генерального размежевания в 1778 значится при монастыре пахотной земли 9 десятин 1904 кв. саж., сенокосу 1 дес. 400 квадр. саж., под собором, церквами и оградою 3 дес. 2350 кв. саж., под прудом 150 саж., всего 16 дес. 1704 квадр. саж., а за исключением 4 дес. 100 саж. неудобной, 12 десят. 1604 саж. квадр. В 1838, по высочайшему повелению, выделены из земель 7 округов пахотных солдат, близ упразднённого Кречева монастыря, пахотной земли 10 дес. 1448 кв. саж. и сенного покоса чистого 16 дес. 1750 саж., мелкого дровяного леса, между коим имеется и сенной покос, 23 дес. 273 кв. саж. Вдобавок к сему, по ходатайству новгородского епархиального начальства, при архимандрите Антоние в 1840 году высочайше поведано отмежевать из принадлежащих тому же 7-го округу земель 40 дес. удобной сенокосной земли. Все сии земли находятся в расстоянии от города Старой Руссы не более как в 3-х верстах при упразднённом Кречевском монастыре.

место:
Старая Русса
Staraya Russa
переименование:
в Руссе на посаде

Спасский

Хутынский Варлаамиев Спасо-Преображенский

Transfiguration monastery of St Varlaham Khutynsky
данные:
мужской монастырь
male monastery
состав:
храм Преображенский
church of Transfiguration
церковь Всех святых
church of All Saints
церковь Рождественская
church of Nativity
церковь Сретенская
church of Candlemas
монастырь Кречев ( - )
Krechev monastery
монастырь свв. Косьмы и Дамиана
monastery of SS Cosma and Damian
святыня:
Евангелие рукописное
Manuscript Gospel
Евангелие печатное
Gospel
икона
icon
кадило серебряное, литое с крышкою, в виде башенки и с крестом, 1641.

крест напрестольный {5246}

reliquary cross

крест-мощевик

reliquary cross
духовенство:
архимандрит Антоний ( 1835 - 40 )
архимандрит Владимир ( 1853 )
игумен Герман ( 1786 )
архимандрит Дионисий ( 1817 - 21 )
архимандрит Иннокентий ( 1795 - 1803 )
игумен Иосиф ( 1628 - 82 )
архимандрит Мардарий ( 1881 )
игумен Мартирий (1192 - )
архимандрит Моисей ( 1805 - 12 )
архимандрит Паисий ( 1806 )
архимандрит Пахомий ( 1761 )
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru