Каменная стена начата постройкой ещё при Елене Глинской, но окончена при Иване Васильевиче, который дал разрешение монастырю брать даром, где бы по соседству ни нашлись, камень и известь и повелел, чтобы крестьяне ближних мест не были занимаемы никакими иными работами, кроме построения стены, доколе она не устроится. Из башен замечательнее других Пятницкая. В тяжелую годину осады лавры именно на эту башню обращены были главные усилия поляков: сюда стрелял пан Лисовский, сюда веден подкоп, устье которого найдено осажденными при одной из удачных вылазок.
В 1608...10 обитель 16 месяцев безуспешно осаждали войска польских интервентов.
Начало паломничеству (Троицким походам) положил великий князь Дмитрий Донской. Эти походы вошли в традицию, и великие князья московские, а позднее цари ежегодно, а то и чаще, ходили к Троице. В XVII веке царское паломничество обставлялось очень торжественно, демонстрируя могущество и богатство царствующего дома. Царь и его семья шли пешком, иногда садясь в медленно едущую карету, за ними следом громадная свита. Походы обычно продолжались 5 дней. До нас дошли описания царского богомолья, составленные секретарём австрийского посольства Адольфом Лизеком. Все начиналось с богослужения в Успенском соборе Кремля, где царь получал благословение и напутствие патриарха. Около полудня улицы Москвы заполнялись гражданами, собравшимися на редкое зрелище. Во главе процессии вели двух лучших царских коней, за ними тянулись многочисленные крытые телеги с предметами царского обихода. Телеги были обиты красной кожей и сукном, украшены золотыми кружевами и изображениями короны. Их сопровождала стража и царские скороходы. В "образной" телеге везли иконы, в "постельной" - "государеву путную постель", в "мовной" - предметы царской бани. "Поборная" телега предназначалась для складывания подарков, подносимых царю по дороге. В других телегах везли всевозможную домашнюю утварь: складные столы и стулья, сундуки. Подле возков шли дворцовые служащие: портные, шапочники, чеботники, кружевники, костоправ, часовых дел мастера, крестовые дьяки (певчие) и множество другого служилого люда. За несколько часов до выезда царского поезда на Троицкую дорогу отправлялся вооруженный отряд с пушкой, дабы очистить дорогу от "лихих людей". С этим отрядом уходили и служители, ставящие шатры.
8 июля 1742 специальным указом монастырю присвоено почётное наименование Лавра.
лавра (1742 - 1920)
музей ист.-худ. (1920 - 40)
музей-заповедник (1940 )
ковчег с камнем от Гроба Господня
Нимбы и цаты.
Омовение ног
Черниговская
Явление Богородицы преп. Сергию
иконостас
II деисусный
Вход в Иерусалим
Распятие с предстоящими
Тайная вечеря, над вратами
Преображение
. . .
мощи прп. Сергия Радонежского
придел св. Ирины, муч., справа
крест запрестольный в главном алтаре утверждён под двуглавым орлом, выточенным Петром Великим
дочь её, королевна Евдокия
архиепископ Московский Августин, скончавшийся в Москве в 1819
церковь Казанская, домовая (1758 - 95)
IV местный с изображениями в рост
Архангел Михаил
БР и Младенец
Спас
Архангел Гавриил
Св.
Свв. Иоасаф, царевич индийский, и Иларион
икона
БР и Младенец в рост
врата царские
12 Мария
21 Евангелист
22 Евангелист
31 Евангелист
32 Евангелист
Св. Троица
____ | ||
____/ | \____ |
мощи прп. Антония Радонежского
придел Успения БР и Её вознесения, на хорах
часовня
Семён Степанов
-
Евангелие в лист, на пергамене, облеченное бархатом. На нем по листам подписано: «Лета 7185 (1677) сию книгу, святое Евангелие Великий Государь Царь и В. Князь Феодор Алексеевич, всея великия и малыя и белыя Русии Самодержец, пожаловал Боярину и дворецкому и оружейничему Богдану Матфеевичу Хитрово. А Богдан Матфеевич сие Евангелие для древняго письма дал в обитель Пресв. и Живоначальныя Троицы и Великих Чудотворцев Сергия и Никона; при Архимандрите Викентие, при Келаре старце Киприане, при Казначее старце Сергие, при соборных старцех при Игнатие Стоговском, при Зосиме Лговском, при Ионе Дашкове». На последнем листе тою же рукою и чернилами написано: «в лета 6740 (1232).» Не известно, на каком основании сделана последняя помета, которая в описях ризницы признается за показание времени происхождения рукописи. Но рукопись действительно древняго письма и с вероятностию может быть отнесена к XIV-XV веку, особенно по характеру изображения св. Евангелистов, заглаваных букв, заставок и по месяцеслову.
Евангелие, в лист, на пергамене, облечено бархатом; верхняя дска обложена серебром и вызолочена, по краям с трех сторон закрои серебряные, также вызолоченные, с изображением на них св. Ефрема, Саввы, Евфимия, Николая Еп. Мирликийскаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Василия Великаго, Сергия Радонежскаго, Леонтия Ростовскаго, Петра Митрополита. По краям лицевой дски находится следующая надпись: «В лето (6900) март. индикта 312 оковано бысь евангелие се при велицем князе Васильи Дмитреевич. всеа Ру. при преосвященном Киприан. митрополите Киевском. всеа Ру. повеленьем ра Божья Феодора Андреевича». (По вкладной Голтяев). Имя сие встречается между свидетелями духовнаго завещания Вел. Князя Димитрия Иоанновича.
Евангелие на греческом языке, писанное на пергамене в лист, прислано митрополиту Платону Гавриилом митрополитом Екатеринославским в 1793. Из подписи на конце сего Евангелия видно, что оно писано 6879 г. (1371). Писец означил свое имя в следующем прибавлении: Theou to doron kai Ioasaf ponos. «Дар Божий, а труд Иоасафа».
Евангелие на бумаге, по свидетельству почерка и надписи, впрочем не древней, писанное Митрополитом Киприаном. Другая более древняя подпись в начале его, показывает, что оно принадлежало Игумену Троицкаго монастыря Серапиону Курцеву.
1522 {988} ( - )
Евангелие, писанное на бумаге, украшенное драгоценными камнями и жемчугом. На конце находится следующая приписка: «лета 7039 г. (1531) книга Святое Евангелие, письмо грешнаго инока Исаака Бирева, по вине греховной многими именованьми по реклом зовом: простите в неключимстве. Аминь».
Евангелие напрестольное, печатное, обложенное золотом. На верхней дске в средине изображение Воскресения Христова, выше его крест, по углам изображения евангелистов. Украшено лалами, изумрудами, яхонтами, алмазами и бурмицкими зернами. На передней дске вычеканена следующая надпись: «лета 7140 (1632) сделано сие Святое Евангелие в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и Великих Чудотворцев Сергия и Никона, повелением Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии, его отца Великаго Государя Святейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии, при его Царице и Великой Княгине Евдокие, и при Благоверных чадех, при Благоверном Царевиче Князе Алексее Михайловиче и при Благоверной Царевне и Великой Княжне Ирине Михайловне, и при Благоверной Царевне и Вел. Княжне Марии Михайловне, в 20 лето государства его, в 13 лето патриаршества его».
Евангелие напрестольное, вклад Боярина Никиты Ивановича Романова; печатано в 1633 г. Верхняя дска его золотая, нижняя серебряная позолоченая; украшено яхонтами и изумрудами.
Евангелие напрестольное, данное Боярином Князем Иваном Борисовичем Репниным 1695 июля 17 дня. Верхняя дска его обложена серебром с позолотою; на драгоценных камнях вырезаны изображения Спасителя и Евангелистов.
кафтан Ивана Грозного
Книга. Житие преп. Сергия в лицах, писанное на бумаге. В описи 1642 г. оно уже упоминается.
крест, прислан Сергию от цареградского патриарха Филофея
крест напрестольный
Крест со св. мощами, серебряный, позолоченный, с надписью: «сделан повелением честные обители тоя Архимандрита Дионисия, да Келаря старца Аврамия Палицына в лето 7126 (1618) году».
Крест серебряный позолоченный, грузинской работы, с надписями грузинскими, может быть данный Грузинскою Царицею Еленою, бывшею в монастыре 1654 г. апр. 30 д.
Крест со св. мощами, обложенный серебром, позлащенный. На нем надпись: «лета 7171 (1663) построен сей крест в дом Живоначальныя Троицы и Пр. Великих Чудотворцев Сергия и Никона при Архимандрите Иоасафе с братиею».
Крест золотой с мощами Святых, украшенный бурмицкими зернами и драгоценными камнями, с надписью, вычеканенною ниже подножия: «в лето 7186 (1678) Генваря в 20 д., в царство благочестивыя державы Вел. Государя Царя и Вел. Князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, сей Животворящий крест Господень по обещанию своему построила Благоверная Государыня Царевна и В. Княжна Ирина Михайловна в обитель Пр. Живоначальныя Троицы и Пр. Отцев Сергия и Никона Радонежских Чудотворцев».
Крест серебряный, позлащенный. На нем надпись: «сей Животворящий Крест Господень со св. мощами построен в церковь Живоначальнаго Христова Воскресения, что в Китае городе, на дворе Боярина Алексея Семеновича Шеина, тщанием Болярыни его вдовы Марфы Михайловны, и сына ея Сергия Алексеевича, лета от воплощения Христова 1703 ноемврия в 30 д.»
Крест с животворящим древом Креста Господня, обложен серебром с позолотою, украшен камнями и жемчугом.
Две шапки Архимандритския служебныя, даны одна Боярином Алексеем Борисовичем Голицыным, другая Иваном Борисовичем Репниным 1674 г.
Низанная жемчугом по серебряной, вызолоченной дске, украшенная драгоценными камнями, из коих один рубин оценен в двадцать тысяч рублей. Пожалована Императрицею Анною Иоанновною.
Низанная жемчугом и драгоценными камнями по золотому глазету. Пожалована Императрицею Елисаветою Петровною 25 ноября 1744 г.
пули, ядра и другие остатки от времён осады лавры, так называемый троицкий горошек - железные четырехконечные звездочки, которые, как ни кинуть, одним концом торчат вверх: их кидали вокруг стен лавры во время осады, чтобы затруднить путь коннице
риза преп. Никона из белой камки с оплечьем и крестом парчовыми
риза священническая преп. Сергия из крашенины
рубль старый в виде серебряного цилиндрического бруска
сандалии кожаные, бывшие 30 лет в гробу на ногах преп. Сергия
складень из слоновой кости с изображением преподобного Сергия
сосуды священно-служебные
Потир из рудожелтаго мрамора, обложенный золотом и с золотым поддоном. На нем внизу надпись: «в монастырь Пр. отца нашего Игумена Сергия создан бысть христолюбивым Князем Василием Васильевичем си потир в Церковь св. Троицу в лето (1448). А сделал Иван Фомин».
Сосуды золотые с принадлежностями; весом 6 фун., украшенные драгоценными камнями. На потире надпись: «си потир в дом св. и Живоначальныя Троицы и Великому Чудотворцу Сергию дал слуга и конюший Боярин Борис Феодорович Годунов, с своею женою с Марьею и с детьми своими Феодором да Оксиньею. Лета 7105 (1597)».
Сосуды разных вкладчиков: серебряные - Князя Ивана Васильевича Куракина 1626 г., из горнаго хрусталя - Боярина Дм. Иван. Годунова.
Сосуды, именно потир, дискос (в 1802 г. переделанный) и два блюдца золотыя даны по дьяке Иване Тарасьевиче Граматине в 1644 г.6.
Сосуды золотые, устроенные Пр. Митрополитом Платоном, в 1788 г., сканной работы; украшенные бриллиантами.
Сосуды золотые с принадлежностями, украшенные алмазами и антиками, пожалованы Императрицею Екатериною II, в 1795 году на праздник Преп. Сергия, 24 сентября. Весу в них 12 фунтов.
сребреник, за который, по преданию, продан Иисус Христос Иудой
стол мозаический времён митрополита Платона
Подобные же сосуды преп. Никона
уздечка князя Пожарского
семинария духовная
библиотека
Замечателен и хранящийся в библиотеке старый вотчинный архив: в нем встречаются историческия и хозяйственныя сведения о многих местностях России, так как владения Лавры находились почти во всей Великой России.
Житие Св. Нифонта, писано на пергамене, на последнем листе написано: «Господи помози рабом своим Иоану и Олексию, написавшема книгы сия, а де соуть помяткы исправя чтете». Потом: «в лето 6727 кончаны быша книгы сия месяца мая в 21 день, на память святаго мученика Иеремиа (Ермия) в граде Ростове, при Князи при Васильце при сыну Костянтинове, а внуце Всеволожи. Святая госпоже Богородице, Святии Апостоли, Пророци, Мученици, Святый Нифонте, помози(те) моему Господину Василку, и мене грешнаго раба своего Кюрила избави(те) в день судный от вечныя мукы». На обороте сего листа написано: «В лето 6880 при Благоверном Великом Князе Дмитрее Ивановиче» (далее ничего не писано). Благоверный Князь Василько княжил с 1219 по 1238 год; в означении дня допущена ошибка: вместо 31-го написано 21-е число.
Зерцало, или Диоптра, с предисловием Михаила Пселла и стихами некоего Константина. Сочинение, писанное на Греческом языке в стихах, разделяется на пять слов. Оправдываясь в принятии на себя труда, трудившийся пишет, что он приступил к сему делу «не от себе устремляем, но принужден быв от отца духовнаго, именем Каллиника, житие убо имуща в странах Смоленскых». Труд сей принадлежит Филиппу Пустыннику, а писана книга сия в 1095 г. как известно из последних стихов, по Греческим рукописям6. Переводчик или переписчик по окончании труда своего присовокупил: «словеса убо писаная придоша в конец: уму же да не будет когда приати конец. В любителех душепитательных словес кое убо когда будет благых насыщение»? Потом чрез несколько строк присовокуплено: «в лето 6926 списана бысть книга сиа, рекомая по Еллинех: Диоптра, по нас же: Зерцало, Святей Троици в Сергиев монастырь, замышлением Игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа, а кончаны быша месяца»... (следующая строка осталась не дописанною). - Кроме Диоптры, в сей рукописи далее помещены тою же рукою сочинения: Св. Афанасия Александрийскаго к Князю Антиоху; ответы Варсонофия Великаго, послание Василия Епис. Амасийскаго к некоему иноку; два поучения Илариона; повесть отца Исаии из Патерика; заповеди Пр. Стефана Фивейскаго; наставления Исихия Пресвитера к Феодулу и некоторыя другия статьи духовнаго содержания.
Златая цепь, писана на пергамене XIV века. В ней помещены между прочим несколько слов Серапиона, Епископа Владимирскаго, рукоположеннаго в 1274 г.
Канонник на бомбицине, XIV в. в четверть, 97 листов, писан в Ростовском Григориевском монастыре, как видно из молитвеннаго воззвания на обор. л. 87: «Господи Боже наш, молитвами Пречистыя Ти Матери и святаго Святителя Григорья Богослова и всех святых, сподоби ны наследником быти небеснаго Твоего царствия». Здесь между прочим помещены каноны «за творящая милостыню, за болящаго, за епитимью» и служба Покрову Пресв. Богородицы.
Кондакарь нотный (на крюках), на пергамене, в четверть, исхода XII века.
Лествица, писана в четверть на бумаге, на конце приписаны главы Григория Синаита и инока Филофея. Пред сими главами подпись: «Помощию Святыя Троиця съписася книга сиа, ей же именование: Лествица, на имя Священноиноку Матфею, рукою грубаго и худаго, страннаго, последняго во иноцех, смереннаго многыми грехы Варлаама. Слава съверъшителю Богу и Пречистей Его Матери в векы, аминь. Ты же възлюбленный о Св. Дусе, о священне Матфее, Христа ради не сътвори мя забвена, егда предстоиши пред престолом славы и ту да помянеши мя в священных ти молитвах, а не сътвори мя забвена грубости ради писаниа». «В лето 6920 (1412) написася Божестъвенная Лествица месяца октоврия в 14 день, на память Святых Мученик Назариа, Гервасиа, Протасиа, Келсиа, в обители Преподобнаго Игумена Сергиа. В то же лето и священа бысть церкви в той же обители месяца семптямвриа в 25 день. «О ленивый Варламе, готовися к ранам. Близ есть конец».
Октоих 4, 5 и 6 гласов, писан на пергамене, в лист. На 1-й стран. надписано: «Октоих Никоновской».
Октоих, на 7 и 8 гласы, писан на пергамене, в лист. Обе рукописи конца XIV или начала XV века.
Паремейник, писан на пергамене, XIII века, содержит в себе паремии Постной и Цветной Триоди и на некоторые праздники Господские, Богородичные и нарочитых Святых. На день св. Бориса и Глеба положено чтение из истории их мученической кончины. Первое чтение начинается так: «Братие, в бедах пособи бывайте. Сего ради радуется муж безумен, восплещет руками»... Второе: «Слышав Ярослав, яко отец ему умре»… Третье: «Стенам твоим, Вышегороде, устроих стражи весь день и всю нощь»...
Поучения Аввы Дорофея, писаны на бумаге в четверть; на конце приписано: «В обители Царстей Святыа и Живоначальныа Троиця в устроении Преп. Игумена Сергеа на имя Священно-иноку Матфею, списася сиа книга в лето 6922 (1414), индикта 3, месяца февруария в 20 день, на память Святаго мученика Феодора Стратилата. Списажеся си книга при Настоятельстве Преподобнаго Игумена Никона, рукою многогрешнаго инока Антоньа. Ты же Священноиноче Матфею, помяни мя грешнаго в святых ти молитвах».
Пролог на месяцы: сентябрь, октябрь и ноябрь, на пергамене в лист, XIV века. Каждый месяц, кроме церковнаго названия, имеет свое, напр. сентябрь - рюин.
Псалтырь толковая Брюнона епископа Вирцбургскаго (Herbipolitanus), переведенная в Новгороде Димитрием Герасимовым, с посвящением сего труда Архиеп. Новгородскому Макарию, 1535 г. окт. 15-го д. Рукопись современная.
Пятокнижие Моисеево, на пергамене, в лист, по письму конца XIV или начала XV столетия.
Сборник житий Преподобных отцев: Симеона Столпника, Харитона Исповедника, Кириака Отшельника, Илариона Великаго, Иоанникия Великаго, Феодора Студийскаго, Иоанна Дамаскина, Саввы Освященнаго, Феодосия общежития Начальника, Павла Фивейскаго, Антония В., Евфимия В., Николая Исповедника Студийскаго и Пр. Мартиниана. Рукопись в четверть на бумаге; на первых листах подпись: «Сия книга Троицкаго Сергиева монастыря, Митрополита Иоасафа». В сей рукописи находится следующее предисловие, которое повторяется и в другом подобном Сборнике, того же почерка, и с тою же подписью имени Митрополита по листам: «Божиею благодатию и Пречистыя Богородицы помощию преписах жития Святых Преподобных Отец, писах же с разных списков, тщася обрести правы. И обретох в спискех онех многа неисправлена. И елика возможна моему худому разуму, сия исправлях; а яже не възможна, сия оставлях, да имущии разум больше нас, тии исправят неисправленная, и наполнят недостаточная. Аз же что написах, и аще кая обрящутся в тех несъгласна разуму истины, и аз о сих прощения прошу. А кто имать сиа преписовати, или прочитати, да не приписует тако ни прочитает, но истинное да пишет и глаголет, еже есть угодно Богу и полезно души, понеже и аз грешный тако хощу. И нетокмо же еже зде написах, но и инде что писах и глаголах, и аще что обрящется в тех не угодно Богу и не полезно души, ради моего неразумия и невежества, - и о сих молю, да не творит кто тако; но лучшее да творит, еже есть благоугодно Богу и полезно души. И аз о сем радуюся, и тако благодатию Божиею прилагаю сия, отъемля вину ищущим вину на вред души. Прочитающих же сия и слышащих чтомых пользу, молю да Бога ради помолятся о мне, да и аз помилован буду от Бога, понеже не мало потрудихся в сих, яко же мню, заповеди ради и любве Божиа и ближняго. Да сих дивных Отец житиам внимающе, ревнители будем деланию их, и с ними живот вечный наследим. Се бо есть истинная любовь к ближним, еже въздвигнути им съвесть к любви Божии, и творити заповеди Его, по истинных Божественных словесех Его, и по житию и учению святых Отец, жити елико мощно, и тако спастися. Аз же аще и грешен и нерадив есмь и ничто же благо сотворих, но желаю много ближним спасения».
Слова Григория Богослова, с толкованием Никиты Еп. Ираклийскаго, рукопись писана на пергамене, в лист; всех слов 16; порядок их начинается словом на Рождество Христово, оканчивается словом, произнесенным в присутствии Св. Григория Нисскаго. К сему в рукописи присоединены: Житие Св. Василия Великаго, Св. Григория Назианзина, похвальное слово Св. Великомученику Димитрию, житие и мученичество Св. Киприана и Иустины; на конце слово Григория Богослова об удалении в Понт, без толкования. По письму рукопись принадлежит к XIII или XIV стол.
Слова постническия Исаака Сирианина, переведенныя с Сирскаго языка на Греческий Аввами Патрикием и Аврамием, в числе 91. Рукопись писана в четверть, на бумаге, на конце надпись рукою писца: «писася сиа кника в 6889» (1381) следовательно еще при жизни Пр. Сергия.
Список сокращеннаго Пахомиева жизнеописания Пр. Сергия, в рукописи, содержащей в себе жития разных Святых числом до 25; - древнейший по означению времени. Указание времени заключается в следующей подписи: «в лето 6939 списася книга сия в Святой горе Афонсце, в обители Царстей в Лавре великаго Афанасия, подкрылием Св. Григория Паламы и Преподобнаго Отца нашего Петра Афонскаго, в кущи Святаго и славнаго Пророка Илии. Преписана (рукою) многогрешнаго и смиреннаго Инока Афанасия Русина, последи же повелением Господина Зиновия Игумена Сергиева монастыря, списася грешным Ионою Игуменом Угрешским».
Следованная Псалтирь, в четверть, XV века, писана также в Ростове разными каллиграфическими почерками и украшена изящными рисунками (изследование о сей рукописи с факсимиле образцов ея письма и украшений, изданное Обществом любителей древней письменности 9 декабря 1881 г. автором его академиком Ф. И. Буслаевым лично поднесено Государю Императору).
Стихирарь, с надписью: «Начаток книгам глаголемым Стихерареви, счиненному от года до года, еже есть от сентября месяца до августа». Писан на пергамене, в лист. На конце 1-й страницы подписано: «многогрешный раб Божий Епифан» и еще несколько слов, которыя трудно разобрать; под 6-м числом ноября подписано рукою писца: «месяца сентября в 21 день, в пяток на память Апост. Кондрата, по литургии почата бысть» (следующих двух строк прочесть нельзя). Под 26-м ноября подписано тою же рукою: «в лето 6821 месяца сент. 26 д. Иоана Феолога, в среду по вечерни почата бысть» (следующее слово можно читать: писати, - прочия нельзя разобрать). Под 12-м мая, на память Св. Епифания Кипрскаго, подписано: «Господине Святый Епифан. Кипрскии съимениче мои елеисон ми». - Из всех сих подписей можно заключить, что рукопись писана в 1380 году Епифанием. Подписи под 6-м и 26-м ноября сделаны при начале новых тетрадей. На стр. 40 приписка: «месяца сентембр. в 21 день в пят на память апостола Кондрата по литургии почата быст пист. тетр… 16 Симоновский приезжал. в той-же день келарь поехал на резань. Во той же день... чернца увещали в той же день Исакий Андрейнов приехал к нам. Во той же день весть приде, яко Литва грядет. с Агаряны. во той же день придоша две телеги со мнозем скрипем в 1 час нощи». Не забудем, что эти заметки относятся к приснопамятному в летописях 1380 г. (год Куликовской битвы).
Толкование на Деяния Св. Апостол, с следующею припискою на конце: «Помощию Божиею и повелением Варлаама Митрополита всея Руси написано толкование Деянием Св. Апостол от 31-го зачала, до конца зачала 51-го, и преложено с Греческаго языка на Русской монахом Максимом Св. Горы Афон, великия обители Благовещения Пресвятыя Богородицы Ватопедя монастыря, да Власием толмачем Латинским и Немецким, в преименитом и славном граде Москве, в Царство Благочестиваго и Христолюбиваго Василия, Божиею милостию Государя и Самодержца всея Руссии, в 14-е лето Царства его, в лето 7027 марта». Рукопись писана в 1520 году.
Часослов, на пергаменте, в четверть, писан иноком Христофором, учеником Пр. Кирилла Белозерскаго, крупным прекраснаго уставнаго письма; на конце подпись: «Края достигохом, о Отци и Сыне и Дусе Святем възмагаеми, Божественную книгу сию, глаголемый часословец, грубыми неудобренными алфавиты, в лето 6931 месяца иуниа 16, на память Преподобнаго Отца Тихона Чудотворца, повелением господина старца Кирилы Игумена».
мастерская книгописная
покои митрополичьи
семинария (1742 )
чертоги царские (~1685 )
Успенская часовая башня над одноименными воротами
монастырь Богословский Холохоленский ( - )
монастырь 2-го класса (1 мая 1797 )
престол Воскресения Лазаря, нижний
библиотека, имеет до 10 тысяч экземпляров
гостиница
богадельня
дома для монастырских служителей
монастырь Чудотворца Сергия на Подоле (1561 - )
теплая церковь Пятница святая
Чудотворец Сергий с трапезою, обе каменны
теплая церковь Троица Живоначальная
теплая церковь Сергий Чудотворец
пустынь Троицкая Сергиева ( - )
придел Иверский
придел свв. Сергия и Никона Радонежских
придел Владимирский
Св. Макарий, митр. Московский с житием
Св. Пантелеимон, вмч.
Св. Сергий Радонежский с частицей мощей
Свв. отцы Киево-Печерской лавры
библиотека
киновия Боголюбивая
скит Параклита, т.е. обиталище Св. Духа Утешителя
икона:
Рублёв А.
Распятие с предстоящими
Успение
Явление Богородицы преп. Сергию
Алипий ( - 1959)
Амвросий
Даниил Чёрный
Епифаний Премудрый
Максим Грек
Пахомий Логофет
Рублёв А.
Св. Сергий Радонежский с обителью
to the right, the church of Pentecost
Весна в Троицкой лавре
Вид на Троице-Сергиеву лавру от Спасо-Вифаниевского монастыря
Загорск. Троице-Сергиева лавра
Оборона Троице-Сергиевой лавры
Осада Троице-Сергиевой лавры {h0034}
Троице-Сергиев монастырь
Троицкая лавра зимой
Русские крепости. Выпуск 3
Арсений, иеромонах. Доклады, грамоты и другие акты о служках Троицкого Сергиева монастыря. ЧОИДР, кн. 3. М., 1867.
Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре. Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее под ред. Г. Филимонова. М., 1873, с. 119 - 139.
Арсений, иеромонах. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878.
Белоброва О.А. Живопись XIV века // Троице-Сергиева лавра. Художественные памят-ники. - М., 1968, с. 72 - 76.
Гедеон, иеромонах. Прибавления из книги лаврских надписей // Леонид, архим. Надписи Троицкой Сергиевой лавры. - СПб, 1881, с. 45 - 82.
Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909.
Леонид, архим. (Кавелин). Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. - М., 1884.
Леонид, архим. (Кавелин). Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры. ЧОИДР, кн. 4. М., 1880, с. 1 - 49.
Маясова Н.А. Художественное шитье. "Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники". М., 1968, с. 112 - 139.
Николаева Т.В. К изучению некрополя Троице-Сергиевой лавры. СЗМ, вып. 3. Загорск, 1960, с. 181 - 190.
Николаева Т.В. Прикладное искусство. "Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники". М., 1968, с. 140 - 166.
Николаева Т.В. Произведения древнерусской живописи XIV-XVII вв. в собрании Загорского музея. Каталог. М., 1976.
Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. - Л., 1969.
Николаева Т.В. Собрание древних рукописей. "Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники". М., 1968, с. 167 - 175.
Олсуфьев Ю.А. Второй более или менее достоверный памятник скульптуры руки Васи-лия Дмитриевича Ермолина, русского скульптора и зодчего XV века. "Три доклада по изучению памятников искусства б. Троице-Сергиевой лавры". Сергиев, 1927, стр. 33-40.
Олсуфьев Ю.А. Опись древнего церковного серебра б. Троице-Сергиевой лавры (до XVIII века). Сергиев, 1926.
Олсуфьев Ю.А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев, 1920.
Олсуфьев Ю.А. Опись крестов Троице-Сергиевой лавры до XIX века и наиболее типичных XIX века. Сергиев, 1921.
Олсуфьев Ю.А. Опись ложек б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1925.
Олсуфьев Ю.А. Опись серебряных чарок с плоскими полками и опись серебряных братин б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1925.
Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г. Рукопись Загорского музея, № 289.
Синодик Троице-Сергиева монастыря 1575 г. (№ 2). Рукопись ГБЛ, № М-8666.
Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 года. - М., 1880.
Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. - М., 1968.
Флоренский П.А. Доклад в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Об издании каталогов Лаврского музея. Рукопись Загорского музея. Дело № 3 и 7 за 1919 г., док. № 507.
Летопись Троице-Сергиевой Лавры
ОКРЕСТНОСТИ МОСКВЫ
www.cs.toronto.edu/~mes/russia/moscow/sergi...