Из клировой ведомости за 1917 можно узнать, что церковь и колокольня "зданием крепки, крыты железом", престолов в ней один. Утвари достаточно. По штату в ней находилось 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика и 1 просфирня. Экономическое положение церкви было хорошим. Помимо кружечных доходов, жалованья получаемого от прихожан, члены причта пользовались церковной землёй, часть которой они обрабатывали сами, а часть сдавали в аренду по 1 рублю за десятину. Всего земли во владении церкви (вместе с усадебной и церковным погостом) находилось 118,5 десятины. Кроме того, часть церковных доходов была помещена в кредитных учреждениях под проценты, общая сумма которых составляла 870 рублей в год. Жилищное положение было хорошим. У церкви было в собственности пять деревянных домов: три из которых построены в ~1850, один - в 1897, и пятый "неизвестно когда".
В 1932 Нытвенский райисполком предложил Шерьинскому с/с затребовать от местной православной общины списки верующих в трёх экземплярах. Списки верующих были составлены. Всего в общине оказалось 122 верующих. Но Шерьинский с/с отказался принимать списки, предложив вначале уплатить за каждого верующего по 50 коп., а также составить анкету на священника и уплатить за него "как за лишенца" 4 рубля и сверх того оплатить списки гербовым сбором. В противном случае председатель Шерьинского с/с грозил списки не принимать, заявив представителям прихожан, что "верующих у вас существовать не будет". В ответ на справедливое замечание верующих, что действия местных властей незаконны, председатель с/с ссылался на требования вышестоящих властей. Верующие были вынуждены уплатить всю сумму в размере 71 рубля 10 копеек. Церковный совет Шерьинской православной общины послал жалобу на незаконные действия местных властей в Свердловск, в президиум Уралоблисполкома. Облкульткомиссия Уралсовета, рассмотрев 22 декабря 1932 жалобу верующих Шерьинской православной общины о незаконном взыскании сбора при представлении списков верующих, в своем ответе разъяснила, что "никаких списков верующих никто от религиозных организаций требовать не может, а тем более взыскивать какой-то сбор". Облкульткомиссия, объяснив порядок взимания государственной пошлины при регистрации.религиозных организаций, квалифицировала действия Нытвенекого райисполкома и Шерьинского с/с как "местное налоготворчество", и предложила исправить ошибку, "вернув деньги Шерьинской религиозной организации".
В 1934 церковь по решению Нытвенекого райисполкома закрыта, а материал о закрытии церкви послан в областную комиссию по вопросам культов в Свердловск. Последняя получение материалов не подтвердила. С осени 1935 церковь стояла пустой. Церковный совет, не имея средств "потребных только для текущего ремонта по предварительным подсчётам в сумме минимум 15 тысяч рублей", был не в состоянии обеспечить сохранность здания церкви. Храм постепенно приходил в запустение, и о его состоянии в конце 30-х гг. свидетельствует председатель Шерьинского с/с Азанов А.И.: "...в окнах стекла приломаны, летают туда птицы, краска вся опревает и опадает. Вообще помещение пустующее и не дает никакой пользы населению". В течение I939 - I940 во всех колхозах Шерьинского с/с прошли собрания колхозников, служащих, рабочих и единоличников, где решалась судьба Одигитриевской церкви. Собравшиеся единодушно голосовали за закрытие церкви и передачу её помещения в распоряжение Шерьинского с/с под "культурное учреждение" (школу или клуб). Колокольню предлагали использовать под "механизированную сушилку для сушки зерна колхозами". В апреле 1940 Шерьинский с/с на основании решений общих собраний колхозников закрыл церковь. 17 апреля того же года Нытвенский райисполком утвердил решение Шерьинекого с/с о закрытии церкви на том основании, что за это решение голосовало 307 человек из 410 пользующихся избирательным правом. В течение длительного времени облисполком Молотовской области не давал санкции на закрытие церкви, отправив 5 июля дело для дооформления. В сопроводительной записке отмечалось, что до решения облисполкома "здание церкви, имущество и ценности должны находиться в пользовании верующих и ломать колокольню церкви исполком облсовета запрещает". Дело закончилось тем, что Нытвенский райисполком, по решению которого в райцентре началось строительство двухэтажной школы на 400 мест, не рассчитал ограниченные возможности своего кирпичного завода и строительство школы находилось под угрозой срыва. Единственный выход из создавшегося положения райисполком видел в разрушении части церкви: "Здание Шерьинской церкви кирпичное, построено несколько сот лет тому назад, стены его толщиной два метра. Часть здания... колокольня отстоит от основного служебного здания совершенно отдельно через коридор, что дает возможность разломать колокольню и кирпичи использовать под строительство Нытвенской школы". 15 августа 1940 облисполком Молотовской области в своем решении № 952 удовлетворил "ходатайства граждан Шерьинского с/с и исполкома Нытвенского райсовета... о закрытии церкви с. Шерья..". К фактическому изъятию здания и имущества Одигитриевской церкви местным властям разрешалось приступить только после соблюдения всех формальностей, как-то получение расписки от церковного совета и т.п. При ликвидации культового имущества предписывалось "строго руководствоваться постановлениями ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г.". При ликвидации "культового имущества" церкви местными властями допускались нарушения закона. Так, например, по сообщению директора Молотовской художественной галереи Серебренникова Нытвенекий райфинотдел не давал возможности вывозить музейные предметы Шерьинекой церкви без уплаты за эти предметы (деревянные скульптуры и т.п.). 11 октября 1940 специальным разрешением облисполкома Молотовской обл. местным властям давалась санкция на "ликвидацию культового имущества и переоборудование здания церкви по назначению". С тех пор здание церкви уже не использовалась как культовое. Длительное время до начала семидесятых годов в церкви располагался клуб, при этом зданию был нанесен большой урон: обрезаны металлические связи, что привело к трещинам в стенах, исчезли церковные фрески.
В 1990, стараниями пенсионерок Валентины Павловны Гуляевой и Елизаветы Васильевны Березовской, беженки из Ташкента, с помощью директора АКХ "Шерья" Владимира Степановича Попова, удалось с большим трудом добиться разрешения на открытие церкви, началось возрождение храма. Епископ Пермский и Соликамский Афанасий помог с иконами. Батюшка из Усть-Сынов начал проводить под сводами церкви службы. В 1991 творческий коллектив проектного предприятия "Феникс" в составе архитекторов Сорокина С., Елембаева Л.К. и историка Гайсина О.Д. выполнил проектно-исторические работы с целью реставрации здания церкви. В этом же году поднялись леса вокруг главного купола. Реставраторы из пермского кооператива "Альпинист" старались до холодов закрыть здание, застеклить окна, установить двери, чтобы зимой можно было вести основную отделку. Реставрационные работы продолжались с 1991 по 1998. Решением Малого Совета Пермского облсовета №683 от 20.05.93 церковь признана памятником архитектуры Пермской области. К 1996, после освящения храма, в восстановлении стали активное участие принимать местные жители, прихожане и благотворители. В числе последних - агентство "Римэкс". В 1999, в канун Рождества Христова, в обновлённом храме состоялась Божественная литургия с соборным богослужением во главе с благочинным округа, настоятелем храма св. великомученицы Екатерины отцом Виктором.
колокольня
д. Чудинова
на Студёной горе у д. Льгов
|