Составленная в 1763 опись свидетельствует: «В том монастыре каменная церковь в два апортамента на коих в исподнем апортаменте теплая во имя святого Алексея человека Божия, а в верхнем апортаменте соборная Рождества пресвятые Богородицы, при ней имеется предел святых безсребренников и чюдотворцов Козмы и Дамиана токмо в том за ветхостию священнослужения не имеется. В тех обеих церквах два престола на тех церкве и пределе две главы покрыты черепицею кресты железные, а кровли крыты тесом при той же церкви колокольня каменная. В том же монастыре деревянных келей а именно игумении построенные от дому архиереского во один апортамент три кельи при них сени з двумя чуланами пред теми кельями крыльцо мерою длиною на 7, шириною на 3 саженях с аршином те кельи и крыльцо крыты тесом. Монахинских в разных местах состоящих 25 келей которые построены собственным тех монахинь коштом те кельи покрыты тесом и дранью. Вкруг онаго монастыря со всех четырех сторон состоит деревянная рубленая ограда ветхая в ней со всех четырех сторон на углах и на воротах 10 башен крыты те ограда и башни тесом... В той ограде з западной стороны святые ворота деревянные одни створные и при них калитка. От северной стороны ворота деревянные одинокие. С полуденной стороны для проходу ис того монастыря к озеру и к монастырскому огороду имеются ворота ж».
В 1764 в обитель переведены монахини упразднённого Троицкого, что на Бору, девичьего монастыря.
штатный монастырь третьего класса
был приписан к Архиерейскому дому
В 1771 составлена опись монастыря, в которой Рождественский храм представлен следующим образом: «В том Рождественском девиче монастыре имеется церковь каменная о двух апортаментах настоящая и при ней придел крыт железом черным, на церкве глава железная белая чешуйчатая, а на пределе зеленая черепицовая.
На 1772 приходится первое известие об ухудшении технического состояния Рождественской церкви.
В 1779 вновь производилась починка «обвалившихся мест».
Своды храма, особенно его трапезной, на протяжении XIX в. неоднократно деформировались и подвергались ремонтам. Но, очевидно, к концу столетия их разобрали и заменили плоским деревянным, украшенным живописью потолком. Точная дата разборки свода и устройства данного потолка неизвестна. Но всего вероятней, это произошло в 1883, о чём косвенно свидетельствует известие в «Ведомости о монастыре за 1883 г.»: «При храме придел Живоначальныя Троицы... Живопись, как значится на стене устроена первоначально при игумении Наталье 1715 года, а ныне сего 1883 года при игумении Марии Чистовской тщанием и иждивением крестьянина Ивана Алексеева Рулева возобновлена; а в трапезе сделана вновь». Действительно, раз здесь говорится не о поновлении, а о новой росписи, то, очевидно, её приурочили к окончанию устройства упомянутого потолка. В том же 1883 ростовский живописец Александр Юров получил 200 руб. «за живопись в Алексеевском храме».
После закрытия монастыря в ~1925 в советское время храм утратил все свои иконостасы, сильно пострадала и настенная живопись, особенно в трапезной. В ~1965 произведена частичная реставрация храма, в ходе которой восстановили первоначальное покрытие по килевидным кокошникам, а также разобрали колокольню. Однако ухудшение состояния храма из-за просадок его фундаментов продолжалось и в последующем. Очевидно, данный процесс ускорился после разборки контрфорса у юго-западного угла трапезной в конце XX в.
музей (1926 - )
архив городской ( - 1989)
музей (1989 )
Разрешение на данное строительство было получено, и 19 февраля 1817 каменщик крестьянин из деревни Тереховской Ярославской округи Лаврентий Яковлев (сын) Белов заключил договор с монастырём на возведение новой колокольни. Причём не только строилась колокольня на месте старой над западным фасадом трапезной храма, но и переоформлялся сам этот фасад. Сохранилась подлинная смета, составленная 16 апреля 1817, которая наглядно характеризует, что и в каком объёме предполагалось построить у указанного фасада. В ней, в частности, говорится: «Какия потребны материалы к построению в Ростовском Рождественском Девичьем монастыре при колокольне с западной стороны нижняго фрактона, карнизы и осми калон с пилястрами и капителями, и сколько за оные и за работу нужно употребить суммы...».
Фактически же подготовка к строительству началась ещё в 1816. Тогда завезли камень для фундаментов «крантафорса к колокольне», выплатили деньги каменщику из деревни Тереховской Ярославской округи Лаврентию Яковлеву «за вырытие под котрехфорс к колокольне для пута ямин глубиною в два с половиною аршина и зделание в оных бута из дикаго камня». В том же году каменщик крестьянин из деревни Болхова Ярославской округи Василий Григорьевич сын Чорнев снял с прежней колокольни колокола, разобрал «за ветхостью и опасностию к падению» её каменный шатёр и «слухи», «пробрал» три арки «под теми слухами», а также очистил оставшийся после этой разборки кирпич. Возведение новой колокольни было осуществлено за один строительный сезон 1817. Документы довольно подробно описывают, как различные мастера осуществили это строительство. Непонятно лишь, почему новую колокольню решили устроить на месте старой, хотя уже тогда было хорошо известно, что постоянное ухудшение технического состояния храма происходило в немалой степени именно под воздействием чрезмерной нагрузки от колокольни. Данное решение тем более странно, что новая колокольня из-за своих значительных размеров вряд ли была легче старой.
Тихвинская {2304} ( - )
Тихвинская
фреска
Окончательное утверждение упомянутой комиссией проекта Тихвинской церкви состоялось 27 мая 1841. Вскоре монастырь заключил контракт на её возведение, в котором говорится: «Тысяча восемь сот сорок перваго года июня тринадцатаго дня, в Ростовском Рождественском Девичьем Монастыре с настоятельницею онаго игумениею Павлою и с сестрами, каменнаго строения мастера подрядчики, Ярославской губернии и округи, вотчины ея сиятельства княгини Анны Петровны Урусовой, деревни Браташина крестьяня братья родные Фаддей и Антон Тимофеевы, по прозванью Смолины, заключили сей контракт в том, что подрядились мы крестьяня Смолины построить во оном монастыре дозволенный указом Ярославской Духовной Консистории с благословения его Высокопреосвященства Архипастыря на отведенном в северовосточном углу месте, новый каменный теплый во имя Тихвинския Божия Матери храм, на кладовых помещениях, по сочиненному Губернским Архитектором и утвержденному начальством плану и фасаду, из монастырскаго материала».
Очевидно, вскоре состоялась закладка церкви. И дела по её строительству у братьев Смолиных шли хорошо. Об этом свидетельствует то, что 25 октября 1841 г. они получили значительную сумму денег, как сказано в монастырских документах, «за кирпичную кладку, новостроящейся в здешнем монастыре... теплой во имя Тихвинския Божия Матери церкви на кладовых помещениях по плану и фасаду древняго Византийскаго вида, разсмотренным и утвержденным Коммисеиею строений, в которую нынешним летом употреблено кирпича в стены складенныя в высоту на двенадцать аршин: новаго 285 тысяч да стараго из разобранной ограды и ветхих келей начищеннаго 55 тыс., а всего три ста сорок тысяч штук... в том числе за вырытие канав и зделание бута соответствующаго огромности здания и за подмости».
В 1842 строительство «в черне» завершено «без отступления плана и фасада с надлежащей прочностью», как официально засвидетельствовал губернский архитектор Паньков.
К счастью, до нас дошёл подлинный проектный чертеж Тихвинской церкви. И, сравнивая его с реально существующим храмом, облик которого был зафиксирован на чертеже 1849 г., можно убедиться в почти полной правоте Панькова. Действительно, было допущено лишь незначительное отклонение от проекта: в нижнем ярусе храма вместо пяти окон устроили только три и несколько иначе расположили руст.
Между тем, отделка рассматриваемого здания, видимо, продолжалась на протяжении всего 1843.
На 1847 пришлась основная часть завершающих работ по сооружению рассматриваемого храма, в которых участвовало большинство из упомянутых выше мастеров. В частности, тогда Фаддей Смолин выполнил настилку церковной лестницы чугунными плитами, Алексей Бычков изготовил престол, жертвенник и два клироса, а Аврам Клочков окрасил и позолотил эти клиросы, наконец, крестьянин сельца Скокова Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии Василий Кузьмин (с.) Монахов сделал вокруг Тихвинской церкви тротуар «из кирпичного щебня и местами дикого камня». В том же 1847 храм освящён архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением.
В 1849 губернский архитектор Н.С.Шашин выполнил проект обширной двухэтажной трапезной палаты, выдержанной в том же стиле, что и предшествовавшая часть здания. В 1850 данный проект был утверждён. А с 1851 он начал осуществляться подрядчиком Фаддеем Смолиным. Свою работу он завершил в 1852. Тогда же крестьянин села Шульца Ростовского уезда Михаил Григорьев Миронов устроил кровлю на трапезной из листового железа и окрасил её «медянкою». В 1853 внутри трапезной были сложены изразцовые печи, а стены оштукатурены. По проекту 1849 г. трапезная должна была быть перекрыта единым сводом без каких-либо внутренних опор. Но в конечном итоге она получила двухстолпную конструкцию. Очевидно, это было продиктовано стремлением придать системе перекрытий трапезной большую прочность.
Б., на западной стене четырех святителей: Иакова Брата Господня, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго.
В., в царских вратах на поперечных в арке стенах, двух Архидиаконов, всех в полный рост.
Г., над Престолом в бролиеве триипостаснаго Божества в славе.
А., Бога Отца, глаголившаго Богу Сыну: Седи одесную мене.
Б., Введения во храм,
В., Благовещения.
Г., и Успения Божия Матери.
Д., Между окнами библейския прообразования, относящияся к Божией Матери.
Е., на западной стене из притчи Мытаря и фарисея.
Ж., на другой подле двери стороне из Евангелия о жене, слезами нозе Спасителю омывающей и власы главы своея стирающей...
Между оными личными изображениями по колеру голубаго или зеленаго цвета, зделать живописную уборку, сообразную представленному мною рисунку с колоннами где следует, капителями и карнизами, по точным правилам Архитектуры, таковой же и в клеймах и орматурной уборке наблюдать точную по Архитектуре ж правильность, чтоб с перваго взгляда виден был во всех пунктах ум совершенно сведущаго и опытнаго художника».
Этот же мастер, согласно контракту, заключённому с ним монастырём 22 июня 1844, являлся автором проекта упомянутого иконостаса. Правда, игумения Павла оставляла за собой право значительной корректировки первоначального замысла данного иконостаса, о чем свидетельствует следующий фрагмент того же контракта: «Резьбу производить совершенными мастерами, а не учениками, и сделать оную самым искуственным и прочным образом, в лучшем новейшом вкусе без подкола наблюдая чтоб капители, колоны и прочее какого ордена на фасаде назначены в размере своем были во всех частях согласны с правилами Архитектуры и ближе к натуре, представляя предварительно каждую манеру резьбы на разсмотрение рисунки или простречки, и в самой отделке первые для образца штуки, а когда одобрены и утверждены будут, тогда уже продолжить, и в противном случае на другой манер, какой задан будет сформировать, и что угодно приполнить, переменить или по новому проэкту расположить, во всех сих случаях нисколько мне непротиворечить, но выполнить как будет угодно им игуменье с сестрами». Кроме того, А.М.Бычков обязался начать изготовление иконостаса сразу после заключения контракта и закончить всю работу к октябрю 1845.
Фактически настоящий иконостас был выполнен несколько раньше, так как уже 9 сентября 1845 монастырь заключил контракт на его золочение, в котором говорилось, что «золотарнаго ремесла мастер, Ростовскаго Богоявленскаго Аврамиева монастыря штатный служитель Аврам Дмитриев Клочков, заключил сей контракт в том, что подрядился я, Клочков, новопостроенный в вышеозначенном Рождественском монастыре в новом зимнем во имя Тихвинския Божия Матери храме иконостас столярный убранный резьбою называемою рококовою, арабесками и поресками, мерою в ширину на семнадцати с половиною, а в высоту на девяти аршинах, и царския резныя врата, вызолотить все, кроме одного столярнаго гладкаго тела, червонным золотом по полименту, а тело покрыть из масла колером каким приказано будет». Золочение иконостаса продолжалось до 1847. Характерно, что ещё до окончательного выполнения иконостаса игумения Павла начала подбирать художника для написания в него икон и росписи стен храма. Выбор пал на штатного служителя ярославского архиерейского дома Александра Михайлова (с.) Колчина. С ним монастырь и заключил 18 декабря 1844 контракт на эти работы.
Похвала Богородице {6187} ( - )
|