В интерьере капеллы до росписей Микеланджело внимание привлекал прежде всего виртуозно набранный мозаичный пол. Затем в системе архитектурных членений воспринимались росписи Боттичелли, Гирландайо, Перуджино. В пространстве капеллы они выглядели сравнительно небольшими. Масштаб фигур на панно значительно меньше натуральных размеров человеческой фигуры, а с учётом перспективных сокращений росписи воспринимаются только в целом как красочные и изящные элементы декора. Исключение составляет роспись роспись Перуджино "Передача ключей св. Петру", где фигуры персонажей изображены достаточно крупно на фоне фантастического архитектурного пейзажа. Кроме того, роспись помещена в центре ряда, что в известной мере снимает перспективные сокращения. Эту мысль наглядно подтверждает гравюра Уго Тоньетти, изобразившего интерьер капеллы до реконструкции, произведённой Микеланджело.
Росписи Микеланджело существенным образом изменили масштабный строй капеллы. Теперь самым значительным произведением стала монументальная роспись в торце помещения "Страшный суд". Центральные персонажи этой композиции крупнее натуральных размеров человеческой фигуры и соизмеримых архитектурных деталей - входов алтаря и папского престола. Однако самым крупным компонентом являются фигуры росписей в люнетах сводов и на плафоне потолка, выполненные с учётом перспективных сокращений и рассчитанных на обозрение с больших расстояний, главным образом, со стороны, противоположной торцовой фреске.
Punishment of the Sons of Corah
Temptation of Christ
Пьерматтео д'Амелиа
Синьорелли Л.
|