Он не избежал наслоений последующих веков, но талантливейший мастер XV века завершал башни собора. В удивительной гармонии со всем массивом здания, высокие и мощные, вместе с тем легко и просто высятся они на фоне неба своими кубическими формами, прорезанными узкими вертикальными пролётами. Башенки по углам смягчают резкость контуров. Собор настолько выше всего окружающего, что главная его масса рисуется на фоне проходящих облаков и в такие минуты точно движется.
К новшествам собора принадлежат пинакли над порталами, окнами и галереей фасада, в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов. Этим в полной мере завершается композиционное оформление интерьера готических соборов.
Собор - памятник эпохи расцвета готического стиля во Франции. Он стал царством скульптуры.
На его аркбутанах в лёгких беседках как бы нашли приют ангелы, готовые снова взлететь. Фигуры королей, стоящих в ряд на самой высокой галерее собора охраняли его денно и нощно. Святые у врат беседовали между собой. На балюстраде венчающей капеллы абсиды — разные животные. Живые головы появились на консолях в потаённых уголках. Реймский собор полон неожиданностей. И всё время кажется,что чего-то недоглядели. И действительно — многое исчезло во время первой мировой войны.
В скульптурной артели Реймса преобладали мастера-интеллигенты, вносившие в свои работы более сложное, часто глубокое, но и подчас противоречивое мировоззрение.
Знаменитая группа «Посещение Марией Елизаветы» вызвала в своё время много споров, её даже пытались относить к эпохе Ренессанса или к XVIII веку. Общее впечатление от группы удивляет зрителя, потому что её античный характер бросается в глаза. Мария необычайно жизненна. Издали при общем взгляде, голова её кажется полной величавого спокойствия. Лицо в фас полно грусти и даже как бы вопроса, в три четверти выражение грусти усиливается, сменяясь в профильном повороте просветлённой покорностью.
«Классическое» направление готической скульптуры не было долговечным.
Гораздо большее значение для эволюции готической скульптуры имели возникшие в середине XIII века новые тенденции.
Живописно ниспадающие одежды, элегантность удлинённых фигур с маленькими головами, изящество поз и жестов придают фигурам почти светский облик. С этого времени улыбка становится почти обязательной. В ней отражается свет новой религии, более человечной и более доступной. Мир есть откровение Господне, а потому каждая его деталь достойна изображения. Красота, пропорция и гармония - путеводная нить к постижению всесовершенства Бога.
Готическая скульптура отмечается новой силой чувства как в жестах, так и в выражении, что было неизвестно и непригодно для прежнего священного искусства. Перед нами человеческие существа, понятые как личности, а не как символы человечества, подразделяемые лишь на спасённых праведников и проклятых грешников. Реализм, основанный на наблюдении, служит здесь для выражения радости и экстаза, озаряющих черты небесного вестника, оживлённого раскрытием губ и мягкой моделировкой щёк.
Но эта улыбка таила и опасность: становясь общим местом, мало варьируясь в оттенках, она придаёт поздним скульптурам общность выражения и черты манерности.
Cathedral was declared World Cultural Heritage by UNESCO.