Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Начал претворяться в жизнь грандиозный по замыслу проект, который предусматривал возведение нового большого собора с примыкающим к нему с запада зданием, называемым Гефсиманией, перестройку трапезного корпуса и других строений. К сожалению, пока не удалось выяснить, кто автор мастерски сделанного проекта. В бумагах того времени упоминаются имена архитекторов, которые составляли сметы на строительные работы и вели за ними надзор - это Иван Жуков, Карл Бланк, Иван Яковлев и гезель-архитектор Метлин. Известно, что они работали с выдающимся зодчим XVIII века Дмитрием Ухтомским, возглавлявшим в Москве архитектурную "команду", где, возможно, и был выполнен проект перестройки Горицкого монастыря. Заметную роль в сооружении и украшении новых зданий сыграл Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год. Амвросий был широко образованным человеком, писателем, переводчиком, хорошо разбирался в архитектуре; он пригласил в Переславль опытных мастеров, работавших по украшению интерьеров Ново-Иерусалимского собора и возведению над ним нового перекрытия, проект которого был выполнен знаменитым Б.Ф.Растрелли. Сооружение таких больших зданий, как Успенский собор и Гефсимания, требовало много мастеров и времени, и, чтобы ускорить возведение главного храма, работы вели даже ночью при свечах. Со второй половины шестидесятых годов, после известных церковных реформ, темп строительных работ в Горицах заметно снижается. Но все же продолжают строить новую колокольню, стены, башни и другие сооружения. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.
В 1788 Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в СПб на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения - суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. Но переславцы недовольны - из города до Гориц не близко, дорога неважная, да еще и в горку подниматься надо. Они обращаются с жалобами и просьбами перевести главный храм обратно в город. После неоднократных напоминаний просьбу горожан удовлетворили. В Успенском соборе служба проходила только летом по церковным праздникам. Постепенно покидали Горицы и городские управления. С каждым годом все больше и больше приходили в запустение и ветшали строения бывшего монастыря. Их практически не использовали и не ремонтировали. Не нашлось даже применения такому обширному и удобному по планировке зданию, как трапезная палата с примыкающей к ней Всехсвятской церковью и жилыми покоями. В пустующих помещениях разобрали печи, украшенные фигурными кафелями, выломали полы, и в ещё недавно богато убранном, а теперь полуразрушенном здании, по словам очевидца: "вверху образовались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для свершения темных и скверных дел". Около столетия пребывали Горицы в небрежении.
В 1881 принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Как и при начале епархии, первыми деяниями были разрушения. На сей раз пощадили древнейшие сооружения, но разобрали Гефсиманию, так и оставшуюся недостроенной и сильно обветшавшую к тому времени. Кирпич и белый камень разобранного здания пошёл на строительство нового жилого корпуса для смотрителя и его помощников, который примкнул с западной стороны к бывшей трапезной, где разместились классы и жилые комнаты учащихся. Эти здания находились под присмотром, временами подновлялись и ремонтировались, остальным же строения продолжали пустовать и разрушаться.
Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. В статьях и книгах они грустью описывали печальную картину запустения, какую являли собою Горицы, еще недавно "краса и светоч Переславля": "Громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом… ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены". Призывы обратить внимание на древние строения и спасти их от разрушения не находили отклика, и постепенно терялась вера в то, что положение изменится, -"время неустанно делает свое дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам нашего старинного искусства".
К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться. В мае 1919 в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.
Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (1919 )
Внутренняя отделка выполнена мастерами Новоиерусалимского монастыря.
придел {4466}
[442 № 6] - вид извне на башню с корабликом
[442 № 9] - вид на Всехсвятскую церковь и Успенский собор
[442 № 10] - северная стена
|