Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь
Annunciation monastery of St Jonah Yashezersky
история:
Точная дата основания пустыни неизвестна.
Основатель монастыря - преп. Иона, один из последних учеников и соратников преп. Александра Свирского. Приняв от учителя благословение на подвиг пустынничества, преп. Иона поселился меж двух озер - Яшезеро и Сенное - где пребывал в безмолвии около тридцати лет. Со временем, к преподобному стали стекаться пустыннолюбцы и возникла необходимость в устройстве обители.
Для сбора средств на создание монашеской общины в 1562 открыта вкладная книга. Этот год и можно считать годом основания обители.
В 1589 братия обители во главе с преп. Ионой и старцем Иосифом обратилась с челобитной к митрополиту Новгорода и Великих Лук Александру об освобождении их монастыря от различных податей, в связи с бедностью обители.
1 июня 1589 митрополит подписал жалованную грамоту, подтверждённую 11 июня 1592, где преп. Иона с братией освобождались от податей.
Вкладчиками монастыря стали великая княгиня и царица Марфа Ивановна, и великие князья и цари Федор Иванович (1584 - 98) и Василий Иванович (1605 - 10) Шуйские. В частности, царственными особами пожертвованы: "служебник печатной в десять; триодь цветная печатная в десять".
Жертвованием настоятелей Соловецкого монастыря Иринарха и Иакова (1614 - 22) стали: "служебник письменной в полдесять; Апостол харатейный в десять; Пролог харатейный, Сентябрьская половина в десять, Пролог мартовския половины письменный в десять; данье того ж Яшезерского монастыря строителя Ионы: Пролог письменный в десять, две Минеи - сентябрь и октябрь месяц; данье Соловецкого монастыря игумена Иакова."
К концу 1629 пустынь рисовалась следующим образом: "церковь Благовещения Пречистые Богородицы древяна, а в ней придел Николы Чудотворца с 5 образами, крест и двери царские на краске. Церковь Преображения Господня теплая с трапезою, клецки, а в церкви образов: 11, двери царские и проч. на краске, на престоле индитья и покров крашеные (таковы и проч. одежда); да на престоле Евангелие тетр печатное в десять; да на колокольнице 4 колокола, по смете в 4 пуда; да монастырь обнесен оградою; а в монастыре келья гостиная, да три кельи братских, да за монастырем двор конюшенной, да двор коровицкой...".
По кончине в ~1629 преп. Ионы история обители теряется на десятилетия.
В 1726 хозяйство пустыни против 1724 года представляется в более благоустроенном виде. Число рабочего и рогатого скота возросло до 30 голов, хлеба разного в запасе имеется 34 четверти.
В 1734 пустынь полностью приписана к Александро-Свирскому монастырю. Вследствие чего 27 января 1734, по указу архиепископа Новгородского Феодосия и по приказу Александровского монастыря архимандрита Кирилла, сыном боярским Василием Бухвостовым сделана опись имущества Яшезерского монастыря: "Монастырь Благовещенский, да в том монастыре церковь деревянная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с обветшалою кровлею; в ней более замечательнее местные образа: Благовещения Пресвятои Богородицы в киоте, мерою пол-аршина, оклад серебряной золочен, басменой, а крестов шесть больших малых девять. Николая Чудотворца в аршин, венец и гривна серебряны, золоченныя басмены. На левой стороне царских дверей образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия на красках, у того образа написаны лампадочки серебряны на золоте. Под тем образом пелена выбойчатая. Из иных образов привесы обретаются в казне в ящике. Прочие образа на красках, перед ними подсвечники железные. На престоле Св. Евангелие, обложено бархатом красным, да нем Евангелисты серебряные позолочены басмены. Сосуды: звезда, лжица и ковшик оловянныя. Воздухи крашеные, посередке вставлен зеленый атлас. В приделе Николая Чудотворца на правой стороне образ Св. Николая на красках, у того образа венец серебряный, вызолоченный басменой. Прочие образа на красках. Из риз более других замечательны: ризы пестрые, бумажные, оплечия атласные. Из епатрихилия одна с травицами серебряными числом до восьми, на ней нашито шесть крестов серебряных, из поручей одни атласные белые. Да те ризы подание в тую Яшезерскую пустынь в церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и Николая Чудотворца Великой Государыни Благоверныя Царицы и Великой Княгини Параскевы Федоровны. Красного атласу, оплечие атласу белого, шито разными шелками травами, да поручи лудины красного и зеленаго, воздухи парчевые травчатые, кружева серебряные, в средниках на тех воздухах кресты также серебряные. Да Евангелие престольное обложено бархатом зеленым, Евангелисты серебрянны золоченые басменые, без застежек. Да книг новоисправных печатных: Триодь Великопостная, Апостол, два Пролога в десять сентябрской половины, да Пролог Июль и Август: подания Александро-Свирского монастыря Архимандрита Кирилла (1703-1705). Окна в церкви слюдяные, колокольня осмиугольная рубленая, ветхая, колокола прежние, ограда около монастыря ветхая гораздно, и ворота выпали; хорошего строения три келии: в одной связи хлебная и две малых келии, ветчаныя и с чуланы, среди монастыря амбар хлебной, а в нем всякого молочного хлеба четвертей двенадцать да не молочного шесть четвертей, соли полпуда. Скота рабочего пять голов, роговаго двенадцать. На скотном дворе строение все новое, да монастырская мельница стоит на ручью, от монастыря в 15 верстах. Да в той же Яшезерской пустыни монахи: Строитель Адриан, да беглецы вкладчики и трудники, Алексей Ерофеев с детьми и Потап Захарьев."
В 1744 обитель находилась в жалком состоянии.
К 1809 в монастыре утверждён новый штат и назначен священник Иван Семёнов. В том же году по просьбе священника штат ликвидирован, а монастырь приписан к Ивинской приходской церкви.
В 1828 образована Олонецкая епархия.
30 ноября 1846 указом через Олонецкую консисторию учреждена хозяйственная комиссия, которая бы привела все земли Яшезерской пустыни в известность и отыскала ближайшие способы к употреблению их на пользу церкви. Для исправления и поддержания пустыни и её церквей была собрана достаточная сумма от различных благотворителей. Часть этой суммы употреблена комиссией в 1850 на заготовку материалов для поправки монастырских зданий.
12 сентября 1857 вновь получена самостоятельность со штатом 7 человек. С этого периода обитель переживает своё второе рождение.
В 1918 монастырь закрыт.
На территории монастыря располагались пенитенциарные учреждения, летние лагеря, лесхозпредприятия.
место:
данные:
мужская пустынь
male desert
принадлежность:
монастырь Клименецкий мужской (1725 - )

монастырь Свято-Троицкий Александро-Свирский (1734 - )

Holy Trinity monastery of St Alexander Svirsky

Новгородский архиерейский дом (1764 - 1809)

Ивинская приходская церковь (1809 - 53)

Олонецкий архиерейский дом (1753 - 57)

оформление:
состав:
церковь Благовещенская
church of Annunciation церковь Преображенская
church of Transfiguration колокольня с часовней
bell tower with chapel часовня Св. Духа
chapel of Holy Ghost подворье
yard церковь св. Ионы Яшезерского
святыня:
икона
icon
духовенство:
строитель Адриан ( 1734 )
Варлаам, после Феодосия
монах Геннадий (1744 ), назначен в 1741
иеромонах Досифей (Ларионов), настоятель ( 2005 )
строитель Ефимий ( 1665 )
работник монастыря Иван Иванов ( 1741 - 44)
строитель Иона ( - ~1629)
иеромонах Иосиф, после Ионы
иеромонах Исайя ( 1912 )
Лаврентий, после Иосифа
старец Моисей (1738 - )
игумен Никон ( 1917 ), пострижник Александро-Свирского монастыря
монах Нифонт (14 мая 1726 - )
игумен Пимен, настоятель ( 1875-76 )
Феодосий-I, после Лаврентия
Феодосий, после Феодосия-I
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru