Церковь Всех скорбящих радость
Church of The Gladness for all sorrowing
история:
Обуховская больница - старейшая и крупнейшая в СПб, возникла в конце 1770-х на левом берегу Фонтанки, близ Обухова моста, от которого получила своё название.
Екатерина II поручила устройство клиники лейб-хирургу И. фон Кельхену, взявшему за образец Венский госпиталь, а архитектурный проект - знаменитому Д. Кваренги.
В 1782...84 возведен главный двухэтажный корпус, украшенный дорическим портиком. Позже число отделений в больнице постоянно увеличивалось, и от неё отделились несколько самостоятельных лечебных учреждений. Долгие годы консультантом в больнице трудился Н.И.Пирогов. Градская больница на 300 кроватей открыта 14 октября 1784, однако церкви в ней сперва не было, и требы исполнял священник из близлежащего Военно-сиротского дома.
В 1807 этот недостаток решено было исправить, но проект арх. Е.В.Цыгорова по устройству храма осуществить не удалось. Посетив в 1828 принятую под её покровительство больницу, императрица Мария Феодоровна пожелала, чтобы церковь всё-таки устроили, и поручила создать её план архитектору Д. Квадри. Иконостас велено было сделать похожим на иконостас церкви Градских богаделен, который нравился императрице своей простотой. Всего за четыре месяца на верхнем этаже главного здания был отделан двусветный храм с хорами и звонницей, освящённый 22 июля 1828, в день тезоименитства Марии Феодоровны, которая пожертвовала в него утварь и богослужебные книги, тогда как император прислал богатую ризницу. Роспись в храме исполнил А.И.Травин. Ученики А.Г.Венецианова - А.В.Тыранов, А.Г.Денисов, Серебряков, Г.П.Зиновьев, А.А.Алексеев написали иконы (в основном копии с Боровиковского и Венецианова) в одноярусном с позолотою иконостасе, вырезанном мастером Кузнецовым и украшенном над царскими вратами копией „Тайной вечери“ Леонардо да Винчи. Кисти самого Венецианова принадлежали картины „Св. Мария Магдалина“, „Снятие с креста“ и запрестольный образ „Исцеление расслабленного“. В храме висели две работы акад. И.В.Бугаевского-Благодарного: „Воскресение Христово“ и „Богородица с Младенцем Христом“ (копия с Гверчино), а также раннеитальянское „Распятие с предстоящими“. Образа на хоругвях исполнил глухонемой художник А.И.Беллер, воспитанный в Училище глухонемых на средства Марии Феодоровны. „Воскресение Христово“ и другой местный образ - Божией Матери „Всех скорбящих Радости“, для которых ювелиром А.Я.Соколовым были сделаны золоченые серебряные ризы с драгоценными камнями, почитались особо и их носили по палатам во время крестных ходов в Пасху и 4 июля, когда на больничном дворе служился молебен с водосвятием. Была в храме ещё одна замечательная, пожертвованная в 1830 икона с мощами нескольких святых угодников, чьи лики были отчеканены на серебряном окладе.
Поскольку эта церковь считалась временной, то через пять лет она значительно расширена арх. П.С.Плавовым и 3 декабря 1833 снова освящена.
При новом расширении в 1896 по проекту А.И.Балинского изменили отделку парадной лестницы и частично храма (иконостас перенесли на другое место и сделали роспись), после чего 19 ноября 1896 последовало новое освящение. Во дворе в 1863 К.А.Ухтомский построил каменную часовню для панихид.
В честь столетия больницы перед её главным фасадом 29 мая 1888 открыт бюст Екатерины II, а у входа в церковь укреплены мраморные доски с именами главных благотворителей.
Церковь закрыта 19 марта 1923 и отдана под клуб, но долго сохраняла свою отделку. В 1950-х из-за надстройки здания интерьеры полностью переделаны. Ныне в нём располагается филиал Военно-медицинской академии.
место:
СПб
St.-Petersburg
оформление:
состав:
святыня:
икона
icon
духовенство:
свящ. А.П.Булгаков о. Пётр Александрович Вишняков ( <1917 )
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru