Благовещенская церковь на Васильевском острове
Annunciation church on Vasiliyevsky island
история:
В 1738 на средства купцов Иридиона и Иоанна Чиркиных из г. Серпухов выстроена деревянная церковь.
Церковь была приходским храмом Академии наук.
В 1749 по ходатайству попечителей и прихожан духовная консистория СПб разрешила строительство новой капитальной церкви.
В 1750 такая церковь заложена рядом с деревянной.
В 1762 окончено строительство первого этажа.
15 сентября 1762 первый придел во имя свв. мучеников и бессеребренников Кира и Иоанна освящает святитель Тихон Задонский, в то время епископ Кексгольмский и Ладожский.
13 сентября 1772 освящается центральный придел верхнего храма в честь Воздвижения животворящего креста Господня.
К концу 18 в. имела 7 приделов.
В 1845 - 55 в Благовещенском приходе располагается женский монастырь.
Затем храм опять становится приходским.
2 февраля 1936 закрыта.
Перепланированная внутри церковь долгое время использовалась в качестве производственных мастерских Спецмонтажавтоматики.
Во время блокады при артобстреле снарядом снесен купол.
В 1992 здание передано епархии.
Сейчас храм действует только на втором этаже.
По фотографиям воссозданы царские врата.
Обустроен алтарь.
При церкви есть иконописная мастерская.
28 декабря 2001 на храме установлен крест высотой 3 м.
место:
СПб
St.-Petersburg
адрес:
199004, СПб, В.О., 7-я линия, 67
метро:
Василеостровская
транспорт:
авт. 41; трл. 12; трм. 6; мрш. Т44, Т10.
телефон:
328-29-22
328-29-71
оформление:
Возведенная, как и Андреевский собор, в переходном стиле от "петровского" к "елизаветинскому" барокко, церковь по своему облику напоминает русские церкви 17 в.
Это крестообразное в плане трёхэтажное здание, увенчанное пятью луковичными главами.
Храм состоял из нижней (тёплой) и верхней (холодной) церквей, а также небольшой церкви в третьем ярусе.
принадлежность:
приход (1741 - 1845)
parish
монастырь (1845 - 54)
monastery
история:
В 1844 в высших правительственных сферах возникла мысль об учреждении в СПб женского монастыря.
12 марта 1844 обер-прокурор Св. Синода граф Протасов обратился к Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю I с докладом о пользе учреждения в столице женского монастыря.
По результатам этого доклада Государь Император повелел Св. Синоду представить на усмотрение Его Величества подробные соображения и предначертания для учреждения женского монастыря.
Св. Синод, по согласованию с преосвященным митрополитом Антонием, нашёл, что удобнее всего будет основать монастырь при Благовещенской церкви, на Васильевском острове.
В пользу такого решения было то, что сама церковь построена так, что её внутреннее устройство соответствует потребностям обители.
Кроме того, при церкви было несколько готовых домов и необходимое для реализации поступивших предложений количество земли.
Рядом с церковью находилось подворье Св. Синода, которое сначала предполагали превратить в здание с кельями, а после перестройки существующих и возведения новых зданий использовать под другие учреждения.
14 марта 1845 предложения Св. Синода были Высочайше утверждены, и указом Синода от 3 апреля того же года предписано было «преобразовать приходскую Благовещенскую церковь в монастырскую, и все ее имущество, денежные суммы, земли в разных местах и существующие на них дома - три каменные и три деревянные - приказать местным священнослужителям с церковным старостою передать в ведение монастыря».
При рассмотрении представленного Государю Императору огромного проекта на возведение зданий и церкви женского монастыря, Его Величество соизволил отозваться, что сооружение монастыря такого размера в городе с таким количеством населения, которое после окончания строительства постоянного моста через Неву еще более увеличится, не представляется необходимым, а также не может соответствовать цели учреждения обители.
Государь Император предложил подобрать для этого монастыря свободное место за городской чертой.
Новым местом для женского монастыря в 1848 назначен парк близ Московской заставы, занимаемый сосновым лесом.
Таким образом, Благовещенская церковь стала лишь временным местом пребывания женского монастыря.
Постоянную обитель начали строить за Московской заставой.
В 1854, когда в новой обители построили церковь и кельи, инокинь перевели туда постоянно.
Благовещенская же церковь указом Св. Синода от 1 июня 1854 возвращена прихожанам.
приход (1854 - 1936)
parish
мастерские (1936 - 92)
workshop
приход (1992 )
parish
этап:
1738...41 - 63.
оформление:
Деревянная.
Арх. Трезини.
Разобрана после постройки каменной.
Место её обозначается крестом и большой деревянной оградой, поставленной на месте алтаря.
Каменное здание византийской архитектуры с большой каменной колокольней.
Разделяется на два этажа с большим третьим ярусом между колокольней и куполом церкви.
Венчается семью главами, из которых одна находится над св. алтарём, пять - над средней частью храма, а одна - над колокольней.
В 1789 открытые обходные галереи, окружавшие церковь, переделаны в закрытые.
Помещение нижней церкви делится двумя рядами столбов на три нефа.
Центральный неф перекрыт коробовым сводом, боковые - крестовыми сводами.
Расположенные по обеим сторонам главного входа широкие каменные лестницы вели в верхнюю двухсветную церковь, также разделённую двумя рядами столбов на три нефа.
Деревянная лестница на третий этаж устроена в колокольне.
Все здание церкви обнесено каменной, с деревянными решетками, оградой длиной в 218 саж.
Отделение трапезы в нижней церкви было впоследствии закрыто, а находившиеся в нём два придела упразднены.
состав:
престол Благовещенский, в нижней тёплой церкви (1763 )
Обновления Храма Славного Воскресения Христова (1772 - 96)
church of Resurrection
история:
Освящён 13 сентября 1772.
Крестовоздвиженский (1796 )
church of Erection of Cross
придел Зачатия Честного Славного Пророка и Предтечи Господня Иоанна, в третьем ярусе на хорах (1764 )
chapel Conception of St John the Baptist
история:
Богослужение в нём совершается в храмовой праздник 23 сентября.
место:
на хорах
оформление:
Обнесен каменной с деревянными решетками оградой, простирающейся на 218 сажен.
Расчищены клейма с апокалиптическими сюжетами.
придел Покровский
chapel of Intercession
перемещение:
в нижней церкви, слева (1763 )
история:
Освящён протопопом Петропавловского собора П. Симеоновым.
в верхней церкви, слева (1806 )
история:
Освящён 19 августа 1806.
придел св. Илии, пророка, в верхней церкви, справа (1806 )
chapel of St Elias
история:
Освящён 19 августа 1806.
придел св. Николая, в нижней церкви
chapel of St Nicholas
перемещение:
в отделении трапезной, справа (1767 - )
история:
Освящён 20 июня 1767.
справа
придел св. бессребреников Кира и Иоанна, в нижней церкви, справа (1762 - )
chapel of SS Kir and John
история:
Освящён 15 сентября 1762 святителем Тихоном Задонским, который тогда был епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием архиепископа Новгородского.
Переименован в Никольский.
придел свв. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, святителей московских, в нижней церкви, в отделении трапезной, слева (1767 - )
chapel of SS Peter, Alexis, Jonah and Phillip
история:
Освящён 4 мая 1767.
придел Сретенский, в нижней церкви, слева (1806 )
chapel of Candlemas
история:
Переименован из Покровского.
колокольня
оформление:
~1785.
Каменная, многоярусная, завершена шпилем.
h = 55 м.
часовня Благовещенская
chapel of Annunciation
оформление:
19 в.
Каменная.
Пристроена к ограде.
место:
на углу 8 линии и Малого проспекта
адрес:
199004, СПб, В.О., 8-я линия, д. 67
богадельня для престарелых и убогих (1733 - )
история:
Построена по указа правительствующего Сената от 29 мая 1733.
Общество вспомоществования приходским бедным
история:
Создано 15 сентября 1862.
Деятельность общества заключается в выдаче единовременных и ежемесячных пособий особо бедным, а также в воспитании бесприютных малолетних сирот и призрении беспомощных престарелых.
В 1875 на земле, принадлежащей церкви, устроен богадельный каменный дом для приходских бедных, в котором помещается детский приют на 12 девочек, старческий приют на 25 человек и 10 дешевых квартир.
К началу 1903 в детском приюте находилось 35 девочек.
Кроме детского приюта Общество имеет открытую 7 октября 1901 церковно-приходскую школу для мальчиков, содержащуюся на средства местного приходского благотворительного общества.
Заведует школой протоиерей В.И. Дурнев, помогает ему дьякон Н.Н.Павловский.
В женском старческом приюте к январю 1903 находились 33 женщины, а в мужском старческом приюте жили 6 мужчин.
Кроме дешевых квартир, в доме №68 по 7 линии помещается склад Св. Писания и религиозно-нравственных брошюр, картин и образков.
Заведующим складом является дьякон М.В.Ливанов.
Всего в обществе в 1903 было 7 почетных членов, 25 пожизненных, 76 благотворителей, 37 попечителей и 7 сотрудников.
Председатель общества - протоиерей И.И.Демкин, товарищем председателя - К.Ив.Христофоров.
кладбище
история:
Вокруг церкви с 18 в. сохранилось несколько надгробных плит.
Кладбище существовало при церкви с самого ее основания.
17 октября 1738 комиссия о СПб. строениях доносила Св. Синоду о постройке на Васильевском острове деревянной церкви, а впредь и каменной, и о погребении при той церкви «умерших и об отводе на Васильевском острове Черной речке мест к погребению».
По свидетельству комиссии это место оказалось для кладбища удобным «понеже стало на край обывательского селения и место высокое и сухое, что до 3 арш. глубиной в земле копать свободно, а хотя к одному краю пришло низкое, точию по выкопанию канальцев и пруда повышено может быть».
Св. Синод 23 октября 1738 объявил комиссии свое согласие на открытие кладбища в указанном месте.
Здесь похоронены многие ученые: изобретатель токарного станка А.К.Нартов, географ, исследователь Камчатки С.П.Крашеннинников.
Кладбище это существовало, вероятно, до указа, который запретил погребать умерших внутри городов.
Для этой цели были отведены особые места за городом.
У левой северо-восточной стороны алтаря находится памятник, поставленный, по устному преданию, над прахом одного из основателей церкви Ивана Чиркина.
Памятник в настоящее время очень низко осел в землю и надпись на нем стёрлась.
Расчищая роспись плафона, реставраторы и священники сначала не могли понять, что за сюжет здесь изображен.
Группа людей, горный пейзаж...
И только в конце работы, когда в верхнем правом углу плафона открылась радуга, стало ясно: это - жертвоприношение, сделанное Господу Ноем после всемирного потопа, и "завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле" (Быт. 9,16).
Сюжет довольно редкий.
Во всяком случае в храмах СПб и окрестностей не встречается.
И думается, эта живопись открылась первой совсем не случайно.
Радуга - благая весть Ветхого завета, мостик к благой вести Нового Завета, принесенной Пресвятой Деве архангелом Гавриилом.
место:
плафон на потолке второго этажа
Знамение
Virgin of the Sign
оформление:
1706.
Копия чудотворной иконы Знамение, находящейся в Новгороде.
Она отличается искусным древним письмом.
Из надписи на ней следует, что написана она в 1706 сентября 5 дня.
Казанская
Virgin of Kazan
оформление:
Хоругвь.
Processional icon.
Неупиваемая чаша
Virgin the Non drinkable off cup
вариант:
I
оформление:
Доска. Ковчег. Сусальная.
~ 300х400.
II
оформление:
Доска.
~ 800х1000.
Покров
Intercession
Распятие с предстоящими
Crucifixion with attendants
место:
на аналое, икона
Св. Николай Чудотворец, со Спасом и БР
St Nicholas, with Saviour and Virgin
композиция:
На митре - Деисус, 3-фигурный, поясной.
Св. Тихон Задонский
Смоленская
Virgin of Smolensk
оформление:
Доска.
~ 800х1000.
Сошествие Св. Духа на апостолов и БР
Pentecost
оформление:
20 в.
Доска.
~ 500х1500.
Спаситель со свв. Сергием Радонежским и Варлаамом Xутынским
Saviour with SS Sergy Radonezhsky and Varlaam Hutynsky
место:
на наружной алтарной стене храма
оформление:
1855.
Копия с иконы, находящейся в Москве на Спасских Кремлёвских воротах, написанной в ~1515.
Икона эта отличается изящной живописью в чисто византийском стиле.
Риза серебряная вызоченная.
Рама вызолочена.
Тихвинская
Virgin of Tikhvin
оформление:
Доска. Ковчег.
~ 250х350.
Киот. Лепное обрамление.
Феодоровская
Theodor Virgin
оформление:
Доска. Ковчег.
~ 250х350.
Киот. Лепное золочёное обрамление.
Успение
Dormition
оформление:
1762.
Риза позолоченная серебряная.
На ней есть надпись: «изображение и мера чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, яже обретается в Лавре Киевопечерской, над царскими вратами, 1762 года февраля 22 дня».
крест с частью Животворящего Древа, частицей камня Гроба Господня и с частицами святых мощей
reliquary cross
оформление:
Части Животворящего Креста и Гроба Господня представляют собой небольшие по величине драгоценные крупинки, отличающиеся от окружающей их мастики — первая темным, а вторая абсолютно белым цветом.
Обе расположены под изображением самого креста Господня.
Частицы мощей св. угодников Божиих расположены вокруг креста.
Все частицы эти хранились прежде в разных небольших крестах, пожертвованных церкви неизвестными лицами, которые по своему виду похожи на те, которые обычно носят на груди.
В 1861 святыни были соединены вместе в специальном позолоченном серебряном кресте.
духовенство:
о. Алексия Рахманова
о. Анатолий Сысоев
протоиерей Андрей Дьяконов, настоятель (1995 )
протоиерей Иоанн Иоаннович Демкин, настоятель (1861 - )
история:
Из Рязанской епархии.
В 1861 окончил курс СПб. Духовной Академии в звании магистра.
В том же году он был рукоположен в священника Благовещенской церкви.
С 1896 - помощник благочинного Василеостровского столичного благочиннического округа.