Собор Парижской Богоматери
Notre Dame
история:
The Notre Dame de Paris stands on the site of Paris' first Christian church, Saint Etienne basilica, which was itself built on the site of a Roman temple to Jupiter. Notre-Dame's first version was a "magnificent church" built by Childebert I, the king of the Franks at the time, in 528, and was already the cathedral of the city of Paris in the 10th century. In 1160, having become the "parish church of the kings of Europe," Bishop Maurice de Sully deemed the building unworthy of its lofty role, and had it demolished.

Собор начали строить в XII веке на месте, где находились две церкви - св. Этьенна (первомученика Стефана) и Парижской Богоматери, в свою очередь построенные на развалинах римского храма, посвящённого богу Юпитеру. Инициатором и организатором сбора средств на возведение нового собора был парижский епископ Морис де Сюлли. Весь город, от короля до последнего нищего, принял участие в его строительстве. Благотворительность была одной из форм благочестия, и каждый почитал за честь, а не за обязанность внести свою лепту денежным вкладом или посильным трудом. Первый камень собора заложен папой Александром III в 1163.

Construction on the current cathedral began in 1163, during the reign of Louis VII, and opinion differs as to whether Bishop Maurice de Sully or Pope Alexander III laid the foundation stone of the cathedral.

Архитектор собора, которого с полным правом называют гениальным, считавшимся "не со своим временем, а с вечностью", остался неизвестным. Сохранились имена некоторых мастеров, скульпторов и художников, "строителей и благоукрасителей" храма. Из них два парижских мастера, Жан де Шелль, руководивший работами по возведению боковых фасадов собора, и Пьер де Монтрей, завершивший его южный трансепт, были художниками "тончайшими, изощрённейшими", "мужами учёнейшими и честнейшими", которых даже называли "учёными дел геометрических".

Construction of the west front, with its distinctive two towers, began in around 1200 before the nave had been completed. Over the construction period, numerous architects worked on the site, as is evidenced by the differing styles at different heights of the west front and towers.

Between 1210 and 1220, the fourth architect oversaw the construction of the level with the rose window and the great halls beneath the towers.
The towers were finished around 1245 and the cathedral was finally completed around 1345.
During the reigns of Louis XIV and Louis XV at the end of the 17th century the cathedral underwent major alterations, during which many tombs and stained glass windows were destroyed.

Собор, как это было принято в средневековой Франции, был центром и духовной, и общественной жизни столицы. Под его сводами устраивались празднества и ставились мистерии, заключались разного рода сделки, перед далекими путешествиями оставлялись на хранение драгоценные вещи, выставлялись на всеобщее обозрение редкости, какими были когда-то, например, слоновые бивни или китовый ус. На площади перед собором, сейчас увеличенной в шесть раз, перестроенной и заасфальтированной, когда-то кипела совсем другая жизнь. В средние века она была застроена лавочками, мастерскими ремесленников и всякого рода домишками. По вечерам булочники имели обычай здесь распродавать по дешёвке оставшийся хлеб и битые яйца.

8 сентября в день Рождества Богородицы на соборной площади устраивались луковые и цветочные ярмарки, в последний день Великого поста - живописная ветчинная ярмарка, "окорока как бы вырастали из под земли", так их было много.

При короле Иоанне Добром парижане дали обет каждый год приносить к собору свечу длиною в город. Даже если в это время весь Париж размещался на нескольких небольших островах, это была всё-таки очень длинная свеча. Город всё разрастался, и с начала XVII века свеча была заменена лампадой в форме корабля, геральдического знака Парижа.

1 мая на площади перед собором собиралась корпорация парижских ювелиров, приносивших в дар Богородице зеленое молодое деревце.

В 1638, в знак благодарности за появление долгожданного наследника, король Людовик XIII приказал возвести новый центральный алтарь и украсить хоры собора. "Древний готический алтарь, пышно уставленный раками и ковчежцами", был заменен новым, "тяжеловесным саркофагом". Пьедестал скульптурной группы "Оплакивание", работы Николя Кусту, был украшен бронзовым барельефом "Положение во гроб", работы Ван Клева. По обеим сторонам - короли Людовик XIV, работы Антуана Куазевокса, и Людовик XIII, работы Гийома Кусту. Король протягивает Богоматери корону и скипетр.

"Скульптурный и резной наряд собора" сильно повреждён во время Великой Французской революции. Скульптуры, "одни за то, что были в митрах, другие за то, что их головы венчали короны", были разбиты, церковная утварь и колокола пошли на переплавку. В соборе устроили продовольственный склад, затем было принято решение о его продаже с торгов (одним из предполагаемых покупателей был французский социалист-утопист Сен-Симон), одно время думали снести его совсем. В период революции собор превращают в храм Разума, даже устраивают "всенародное празднество в честь Разума". Богиню Разума изображала балетная танцовщица Тереза Анжелика Обри, которую, по словам Бунина, заставили играть "самую дикую и постыдную роль в кощунстве ещё более неслыханном, чем все прочие".

In 1793, the cathedral fell victim to the French Revolution. Many sculptures and treasures were destroyed or plundered; the cathedral was rededicated to the Cult of Reason and later to the Cult of the Supreme Being. Lady Liberty replaced the Virgin Maria on several altars. The cathedral also came to be used as a warehouse for the storage of food.

Собор вновь становится действующим в правление Наполеона Бонапарта. 2 декабря 1802 в нём состоялась церемония его коронования. За всю историю Франции только Наполеон I и английский король Генрих VI были коронованы в Нотр-Дам. По традиции коронование на престол французских королей происходило в соборе города Реймса, хотя обычай требовал, чтобы в первый же приезд в столицу ими был отслужен торжественный молебен в Соборе Парижской Богоматери.

Napoleon Bonaparte, who had declared the Empire on May 28, 1804, was crowned Emperor at Notre-Dame on December 2, 1804.
A restoration program was initiated in 1845, overseen by architects Jean-Baptiste-Antoine Lassus and Eugene Viollet-le-Duc. The restoration lasted 23 years, and included the construction of a spire.

До середины XIX века собор находился в плачевном состоянии. Внимание к нему привлёк роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", опубликованный в 1831. После выхода книги имя писателя стало неотделимо от парижского собора настолько, что даже своей формой, как кажется многим, он напоминает начальную букву имени Гюго (Hugo) - "Н". В это же время начинаются работы по его реставрации.

Собору угрожала опасность во время парижской Коммуны. Архиепископ, настоятель собора, был убит повстанцами. Коммунары устроили в центре Нотр-Дам костёр и собирались его поджечь. В последний момент один из них предупредил об опасности, благодаря чему собор был спасён и на этот раз.

Время наложило свой отпечаток на его облик, но время "вернуло собору, быть может, больше, чем от-няло: оно придало его фасаду темный колорит веков", - писал Гюго. Ему вторит Виоле ле Дюк: "Если бы камни собора могли заговорить, то они рассказали бы всю историю Франции".
место:
Париж (1163...1257 )
Paris
оформление:
Арх. Жан де Шелль, Пьер де Монтрей, Пьер де Шелль, Жан Рави.
Южный фасад заложен в 1163, завершён в 14 в.
Пятинефная базилика вмещала до 9 тысяч человек.
В середине XIII в. встроены боковые капеллы между контрфорсами и увеличены выступы трансепта, в конце XIII — начале XIV веков были завершены капеллы хора. Красивейшая часть собора — западный фасад, обладающий гармоничностью пропорций и спокойным равновесием масс. От зданий зрелой французский готики собор отличается большей массивностью форм. Гладь стены западного фасада не замаскирована кружевом каменной резьбы, а толстые столбы центрального нефа подчёркивают тяжесть лежащих на них сводов. Башни фасада несколько грузны, а скульптурный декор строго локализован. Чрезвычайно тонкой работы роза фасада, вероятно конца 1220-х годов, — единственное, что сохранилось от витражей XIII века. Мало что осталось и от скульптуры Собора Парижской Богоматери, наполненной уникальным чувством живой природы: даже традиционные пальметки и аканты заменены здесь изображениями листьев каштана и дуба.
Собор, построенный в основном по романскому базиликальному плану, сохраняет всю "мощь и царственность старинной базилики", но в то же время, по определению Гюго, "это уже не храм романского стиля, но это еще и не вполне готический храм".
Зрелая готика отмечена вертикализмом линий, динамической устремленностью ввысь.
Собор почти квадратный по форме (41 м в длину, 43 м в высоту). Из двух башен собора левая немного шире, чем правая. По первоначальному проекту они должны были быть увенчаны островерхими шпилями. При строительстве, как только высота башен достигла 69 м, было решено от них отказаться, чтобы не нарушать уже создавшейся гармонии пропорций.

Центральный фасад собора как бы разделен на три этажа простыми, ясными горизонтальными линиями. Первый этаж состоит из трёх порталов - центрального и двух боковых. По своим размерам центральный портал явно отличается от двух других. Различие боковых не столь очевидно, хотя и несомненно. Избавляя глаз от строгой монотонности и создавая при этом впечатление симметрии, оба боковых портала в то же время не одинаковы по размерам и по форме. Левый - ниже и завершается не аркой, как правый, а острым углом треугольника.
святыня:
венец терновый

икона
icon колокол
bell посеребренная купель работы грузинского православного скульптора-ювелира Гуджи (1987 )

орган

рельеф
relief роза статуя
statue
предмет его имени:
балет "Собор Парижской Богоматери" (Франция). Жарра М. (1965 ) мультфильм "Горбун из Нотр-Дам"
animated film story "The Hunchback of Notre Dame"

роман "Собор Парижской Богоматери" В. Гюго (1831)
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru