Оптина Введенская пустынь
Optina desert of Presentation of Virgin
история:
Расположена на правом берегу р. Жиздра (левый приток Оки).
По местному преданию, обитель основана бывшим атаманом шайки разбойников по прозвищу Опта, который покаялся и принял монашеский постриг с именем Макарий.
До начала XVI в. в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца в ней подвизались старцы и старицы. После определения Собора 1504 г., который запретил проживание в одной обители иноков и инокинь, монастырь стал мужским.
В козельских писцовых книгах 1628 - 1631 годов монастырь назван "государевым богомольем", и сказано, что "в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы древяна" и "шесть келей, а в них старцы - черной священник Феодорит с братнею".
В ~1685 братии было всего 14 человек. Среди жертвователей пустыни того времени - цари Пётр и Иоанн Алексеевичи и царевна Софья.
В 1724 по Духовному регламенту пустынь приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю.
В 1724 монастырь закрыли, все его строения (кроме церкви) разобрали и со всем имуществом перевезли в Белевский Спасо-Преображенский монастырь; туда же переведена и оптинская братия. Введенская церковь стала приходским храмом.
В 1727, вследствие ходатайства - А.П. и Н.А. Шепелевых и Г.А.Ардашева, Оптина пустынь восстановлена как монастырь.
В 1731 её настоятелем стал иеромонах Авраамий, при котором началось возрождение обители. Значительно увеличились доходы пустыни, расширены её имения, развернулось строительство.
В 1764 в результате реформы обитель оставлена "за штатом", с разрешением иметь семь монашествующих, включая строителя.
В 1795 митрополит Московский Платон (Левшин) назначил строителем Оптиной пустыни иеромонаха Иосифа, (он ввёл в обители устав Николо-Пешношского монастыря), а в 1796 - иеромонаха Авраамия. Оба они были избраны из братии Николо-Пешношского монастыря.
К 1809 число братии увеличено до тридцати человек.
Игумен Даниил ввёл в пустыни устав Коневского монастыря.
Настоятельство отца Моисея отмечено активным строительством на принадлежавших монастырю землях. Построены два конных двора, скотный двор, кирпичный и черепичный заводы, мельница. Устроен хутор для лугового хозяйства и рыбной ловли на реке Жиздре. Приобретены и подготовлены под огороды болотные земли. Разбиты фруктовые сады.

В 1829 в пустынь прибыл старец Леонид. Иеросхимонах Леонид, в схиме Лев (Лев Данилович Наголкин). Иеросхимонах Лев, при деятельной поддержке братьев Путиловых, был основателем старчества в пустыни. Старчеством в православной монашеской традиции называется окормление монахов и мирян опытным духовником из старшей братии, при условии искреннего духовного отношения и полного послушания духовных детей своему духовному отцу. Старец Лев с шестью своими учениками поселился близ скита, в домике на выделенном под пасеку месте. Вскоре отец Моисей поручил духовному руководству старца всю оптинскую братию.

В 1832 монастырю позволено на тридцать монахов иметь тридцать послушников.
В 1836, по клеветническим наветам, стали считать предосудительным всегдашнее стечение к старцу Льву множества монашествуюших и мирян обоего пола, и по воле епархиального начальства, старец Лев был переведен из своей кельи вначале в скит, а затем в сам монастырь. Старцу запрещено было принимать посетителей-мирян, однако при каждом удобном случае отец Лев возобновлял приём и не прекращал проповеди. К нему продолжали обращаться за наставлением и скитские братья и богомольцы разных сословий.

По преставлении старца Льва старческое служение принял на себя отец Макарий, переселившийся в пустынь в 1834.

В 1836 он назначен духовником обители. В годы его старчества пробуждается интерес к пустыни у русской интеллигенции. В 1850 - 51 в монастыре несколько раз побывал и посетил старца Н.В.Гоголь.
Духовными чадами отца Макария были мыслитель И.В.Киреевский и его жена Наталья Петровна. При их содействии старец Макарий положил начало книгоиздательской деятельности монастыря. Старцы Моисей (Путилов) и Макарий при поступлении в Оптину пустынь привезли списки творений св. отцов в переводах Паисия (Величковского) и его учеников, а также исправленные преп. Паисием списки прежних славянских переводов святоотеческих книг. Издание этих трудов благословил святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Супруги Киреевские передали профессору Московского университета С.П.Шевыреву текст, который в 1847 был издан под заглавием "Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского". Митрополит Филарет в 1852 принял приехавшего в Москву по делам издательства старца Макария и оказал высокое покровительство оптинскому книгоизданию. Заботу о материальной стороне издательского дела приняли на себя супруги Киреевские. Всеми занятиями по приготовлению славянских переводов преп. Паисия и по переводу некоторых из них на русский язык непосредственно руководил старец. Помогали ему отцы Амвросий (Гренков), Ювеналий (Половцев), Леонид (Кавелин). Большую помощь в качестве знатока греческого и латинского языков оказал К.К.Зедергольм (впоследствии иеромонах Климент). Среди других лиц, оказавших ценные услуги в этом деле, был цензор и профессор Московской Духовной Академии протоиерей Ф.А. Голубинский. Всего при жизни старца было издано шестнадцать книг.
С 1853 старец Макарий более не исповедовал, а только принимал (лично или по переписке) откровение помыслов, а исповедоваться посылал к духовникам обители иеромонахам Пафнутию, Амвросию и Илариону.

По плану монастыря, составленному топографом Григорьевым в 1850, выделены гостиницы: восемь корпусов с флигелями для богомольцев разных сословий, а также конный и скотный дворы. Скотный двор представлял собой большое, хорошо организованное хозяйство с избами для работников, коровниками, избами для телят, навесами, погребами, чуланами и амбарами. За скотным двором расположены кирпичный и черепичный заводы. Монастырь имел большое натуральное хозяйство: огороды и сады, сенокосы и пашни.

В 1857 монастырю разрешено прибавить ещё двенадцать монахов и двенадцать послушников.
После кончины старца часть его духовных детей перешла к иеромонаху Илариону, назначенному в 1862 скитоначальником и братским духовником. Другая часть братии стала обращаться за духовным советом к другому келейнику старца Макария, подвижнику, благодатная сила служения которого для многих была очевидна уже тогда - иеромонаху Амвросию.

По благословению старца Макария, за духовным советом к отцу Амвросию стали обращаться некоторые из монастырских и скитских насельников, сестры женских обителей и миряне с 1848. По кончине игумена Антония и иеросхимонаха Илариона их духовные чада стали обращаться к отцу Амвросию как к своему новому духовнику. В наставлениях своих старец Амвросий учил приобретать смирение. Наставления часто делал в стихотворной, полушутливой форме. Старец говорил: "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так уже и встать не можем". Или: "Как жить? Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение". Старец Амвросий многим благотворил. Деньги жертвователей он передавал нищим и убогим, вдовам и сиротам. Особую заботу он проявлял о больных женщинах, бедных и вдовах. Духовный опыт и необычайные дарования старца, его прозорливость и умение указать каждому удобный и верный путь ко спасению во Христе, стяжали отцу Амвросию всероссийскую известность. Приезжали в пустынь и беседовали со старцем Ф.М.Достоевский и В.С.Соловьев и другие известные деятели русской культуры.

В 1874 в пустынь приехал философ и публицист К.Н.Леонтьев. Он познакомился со старцем Амвросием и с тех пор часто бывал в Оптиной. В 1887 К.Н.Леонтьев снял при монастыре двухэтажный дом и работал в нём. Незадолго до смерти он принял монашеский постриг с именем Климент и, по благословению своего духовного отца - старца Амвросия, переехал в Троице-Сергиеву лавру. Главным письмоводителем старца был, иеромонах Климент (Зедергольм), известный ученый, магистр греческой словесности. Сын немецкого пастора, но принял православие, постригся в монашество, был рукоположен и поселился в пустыни.
В 1887 посетил пустынь и беседовал со старцем Амвросием великий князь Константин Константинович Романов, поэт, писавший стихи под псевдонимом "К. Р.". Посещали старца Амвросия историк и писатель М.П.Погодин, философ П.Д.Юркевич. Приезжали в Оптину поэты граф А.К.Толстой, А.М.Жемчужников, А.Н.Апухтин. Среди духовных чад отца Амвросия был граф А.П.Толстой (обер-прокурор Синода в 1856 - 65). Д.М.Болотов,член С.-Петербургской АХ, принял монашество и стал иеромонахом Даниилом; он основал в монастыре живописную мастерскую. Духовным другом и собеседником старца Амвросия был настоятель калужской Тихоновой пустыни архимандрит Моисей (Красильников).
В 1890 старец Амвросий прибыл в Шамординскую обитель, где и скончался. Тело преподобного крестным ходом было перенесено в Оптину пустынь для погребения. Деянием Поместного Собора Русской Православной церкви (6-9 июня I988) иеросхимонах Амвросий Оптинский причислен к лику святых. Память преподобного празднуется 23/10 октября; день обретения мощей - 16/3 октября.

После кончины преподобного Амвросия в обители старчествовали иеромонахи Анатолий (Зерцалов), Иосиф (Иван Ефимович Литовкин). Скитоначальником и братским духовником в 1873 избран иеромонах Анатолий. С отъездом отца Амвросия в 1890 в Шамординскую обитель многие монахи стали исповедоваться у отца Иосифа. Архимандрит Исаакий также избрал его своим духовником. По преставлении старца Амвросия отец Иосиф был назначен духовником шамординских сестер наравне с отцом Анатолием. После того, как старец Анатолий в конце 1893 тяжело заболел, духовничество, а также начальствование над скитом было полностью передано отцу Иосифу. В 1905 серьёзная болезнь принудила старца Иосифа оставить должность скитоначальника. Однако братия обители и сестры женских монастырей по-прежнему шли к старцу со своими скорбями, недоумениями и греховными ранами.

К концу XIX в. число насельников в Оптиной возросло до 200 человек.

В 1903 духовником братии и шамординских сестер назначен схиархимандрит Варсонофий (Павел Иванович Плиханков; †1913)

В 1904 иеромонах Варсонофий был послан на русско-японскую войну священником при отряде Красного Креста; служил при лазарете имени преподобного Серафима Саровского. По возвращении в монастырь назначен в 1905 году начальником скита. В 1910 году пострижен в схиму. Обладал особым даром разумения тайн Священного Писания. В своём описании пустыни И.М.Концевич так пишет о старце: "Такой дар требует непрерывного пребывания в Боге, святости жизни. Многие видели старца Варсонофия как бы в пламени во время Божественной литургии... Поистине он уподобился своим великим предшественникам и встал в победные ряды Великой рати Воинства Христова". По наветам недоброжелателей, старца Варсонофия перевели из Оптинского скита в Старо-Голутвин монастырь настоятелем, где старец, лишенный общения с духовными чадами и собеседниками, скончался в сане схиархимандрита. Проникновенную скорбную речь произнес над его гробом епископ Трифон (Туркестанов; в последствии - митрополит; †1934), знавший старца Варсонофия еще послушником в оптинском скиту.
Но традиция старчества в пустыни не угасла.

Уже в начале 1900-x общепризнанным оптинским старцем стал иеросхимонах Анатолий младший (Потапов). В 1914 при посещении монастыря великой княгиней-инокиней Елисаветой Феодоровной исповедь у будущей преподобномученицы принимал отец Анатолий. В последний день своего пребывания великая княгиня ездила в Шамординский монастырь, а по возвращении имела продолжительную беседу с отцом Анатолием и посетила старца Нектария. Почитателем старца Анатолия был известный московский "старец в миру" священник Алексий Мечев. "Мы с ним одного духа",- говорил отец Алексий. Среди тех, кто пользовался духовными советами отца Анатолия, были: архиепископ Серафим (Соболев; †1950), который, работая в 1909 - 11 помощником смотрителя Калужского духовного училища, часто бывал в Оптиной пустыни; епископ Трифон (Туркестанов), постриженник Оптиной пустыни. Считал себя духовным сыном старца и праведник священник Николай Загоровский. По благословению отца Анатолия принял в 1917 священный сан известный духовный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий (†1931). исповеднически закончивший свою жизнь в ссылке. В 1905 у старца Анатолия искал разрешения важных вопросов христианской жизни отец Павел Флоренский. Старец Анатолий находился в глубокой духовной связи со старцем Нектарием. Они часто посылали друг к другу приходивших к ним людей для благословения и наставления. В начале февраля 1917 пустынь посетил великий князь Димитрий Константинович. По-видимому, он пригласил отца Анатолия в Петроград в связи со строительством Шамординского подворья. Старец собрался в дорогу, но был застигнут революционными событиями в Москве. В эти дни записаны слова старца о судьбах России: "Будет шторм, и русский корабль будет разбит", но после "шторма" "явлено будет великое чудо Божие все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предначертанным".

Декретом СНК РСФСР от 23/10 января 1918 пустынь закрыта.

В 1919 братия создала сельскохозяйственную артель во главе с архимандритом Исаакием. Но к тому времени уже почти шестьдесят монахов были мобилизованы на военную службу. В 1919 настоятель отец Исаакий вместе с некоторыми монахами арестован в первый раз, но вскоре выпущен на свободу. Аресту подвергся и иеромонах Никон (Беляев), которому суждено было стать последним оптинским старцем. В 1922 арестован старец Нектарий. После скорого освобождения он жил в Козельске, а затем переехал в с. Холмищи, где поселился у своих духовных чад. Несмотря на запрет он до самой своей кончины не прекращал принимать, окормлять и поддерживать своих духовных чад. Среди них были писатель Г. Чулков, художник Л. Бруни, актер М. Чехов и другие. Старец предсказывал, что Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будут еще семь светильников, семь столпов. Кратковременному аресту подвергся и старец Анатолий. В 1921 старец принял схиму, а через год он отошёл ко Господу. Многих своих духовных детей отец Анатолий перед смертью поручил старцу Нектарию.
В 1923 монашеская артель упразднена, все храмы, кроме Казанского, закрыты. В скиту создан музей "Оптина пустынь"; им заведовала Л.В.Защук (впоследствии схимонахиня Августа). Научным сотрудником музея была духовная дочь старца Нектария Н.А.Павлович. Монастырские здания переданы под общежитие служащим местного совхоза, лесозавода и музея, под контору музея и детский дом. В качестве рабочих и сторожей при музее оставлено около двадцати монахов. Библиотека монастыря передана музею, а при его закрытии в 1928 редкие книги, экземпляры оптинских изданий, а также весь рукописный отдел перевезены в Государственную библиотеку им. Ленина в Москве. Отцу Никону и некоторым другим монахам разрешили остаться в монастыре до полной ликвидации артели. Вместе с отцом Никоном до окончательного выселения (1924) оставались иеродиакон Серафим (Гущин), отец Александр (Дегтев), каноиарх Василий, послушник Илья Жирнов (впоследствии - иеромонах Иоанн, умер в ссылке). Старшая братия (архимандрит Исаакий, иеромонах Досифей (Чучурюкин - братский духовник, после выбытия отца Нектария) - и другие) по выселении из монастыря поселилась в Козельске. Часть братии поселилась в близлежащих деревнях Стенино и Прыски. В 1924, когда был закрыт и Казанский храм, отец Никон переселился в Козельск.
В это время в Георгиевском храме города все должности заняли оптинские монахи: иеромонах Макарий; оптинский архидиакон Лаврентий (Левченко; умер в ссылке); иеромонах Савватий стал псаломщиком. Иеромонахи Савватий, Спиридон и Пантелеймон (последний - бывший казначей и фельдшер) были потом арестованы и сосланы. После ссылки возвратились в Козельск. Под руководством бывшего оптинского благочинного иеромонаха Феодота был создан хор. Пономарем, звонарем и сторожем был монах Клеопа. Изредка в служении участвовал архимандрит Исаакий.
В Успенском соборе Козельска составился другой монашеский хор: отец Геронтий (Ермаков, бывший келейник старца Варсонофия; умер в ссылке), отец Родион (Шейченко)(Впоследствии иеромонах Рафаил. Провел 21 год в ссылках, потом вернулся в Козельск. Умер в 1967.), отец Василий (бывший оптинский канонарх), отец Акакий, отец Игнатий и другие. В Козельске братским духовником по преимуществу оставался отец Досифей (отец Досифей (Чучурюкин) был сослан в Тамбов, после ссылки жил в Орле, куда к нему приехал освободившийся отец Агапит (М. М. Таубе, умер незадолго до Великой Отечественной войны), в 1937 сослан вторично. Отец Никон окормлял шамординских сестер и приезжих. Он же был и духовником небольшой общины, составившейся в Козельске вокруг шамординской монахини Амвросии. Отец Никон помогал нуждавшимся монахам деньгами и продовольствием, которое присылали ему духовные дети. Кроме того, он устроил на квартиру и опекал девятерых престарелых схимников. Старец Нектарий многих приезжавших к нему в Холмищи посылал к отцу Никону. Так же поступали архимандрит Исаакий, отец Досифей, духовник Шамординской обители отец Мелетий.
В 1929 арестованы все оптинские иеромонахи во главе с архимандритом Исаакием. На свободе остался только иеромонах Иосиф (Полевой; †1932 или 1933 ). Духовник Шамординской обители отец Мелетий, бывший благочинный отец Феодот, отец Макарий, монахиня Амвросия и другие и конце 20-х годов также были отправлены в ссылку в Архангельскую область. Один из келейников старца Анатолия (Потапова) иеромонах Варнава после разгрома Оптиной жил в пригороде Ленинграда, служил на приходе. В 1937 арестован и замучен в Северных лагерях. Сгинули отец Георгий (Попов) и иеродиакон Серафим (Гущин).
Иеромонах Аифал (Панаев) в ~1928 сослан в Сибирь. Погиб при возвращении из ссылки: в поезде был ограблен и вытолкнут на полном ходу из вагона.
Схиархимандрит Севастиан (Фомин; †1966) в 1933 осуждён на десять лет. Отбыв срок, поселился в Караганде. К нему со всей страны съезжались монахи и монахини. Устроилась община. В 1955 им разрешили открыть церковь, и отец Севастиан стал настоятелем храма Рождества Богородицы.
В 1978 умер на сотом году жизни схиархимандрит Амвросий (Иванов).
Иеросхимонах Иеремий был послушником преп. Амвросия. После революции жил в д. Ливенки Тульской области. Исповедовал и причащал людей на дому. Умер в 1949.

Послушник Евгений незадолго до закрытия монастыря принял постриг с именем Ермоген и был рукоположен во иеромонахи. Жил в Белеве, требы совершал на дому, некоторое время служил открыто. Незадолго до смерти принял схиму с именем Макарий. Умер в 1972.

В 1927 арестован старец Никон (вместе с отцом Агапитом - М.М.Таубе). Иеромонах Никон осуждён на три года лагерей. В 1928 отправлен в Соловки вместе с отцом Агапитом, но из-за циклона, прервавшего сообщение с архипелагом, их оставили в Кемском лагере. В 1929 отец Никон переведен на Попов остров (Карелия). В 1930 отправлен в ссылку в Архангельск вместе с отцом Агапитом, вскоре переведен в г. Пинегу Архангельской области. Почил исповедник в д. Валдокурье и похоронен на местном кладбище.

В одном доме с отцом Никоном в ссылке жил иеродиакон Петр (Драчев). Он родился в 1888 в Ельце. В 20 лет стал послушником Иоанно-Предтеченского скита. После закрытия монастыря жил в Козельске. Сослан и Пинегу. Из ссылки приехал в Тулу и здесь был рукоположен. Несколько лет служил в храме Двенадцати апостолов. В 1938 предупрежденный о поступившем на него доносе скрылся в одной из деревень. После войны служил в Туле священником. В ~1952 переведен в Черкассы. Потом служил па границе тульской и Рязанской областей. После закрытия храма в годы хрущевских гонений возвратился в Черкассы. В начале 70-х годов был уже игуменом. Пострижен в схиму с именем Павел. Умер в 1981 году. Похоронен в Черкассах, за алтарём Сергиевского храма.

24 марта 1927 Калужским губисполкомом рассмотрен вопрос об использовании храмов и ценностей Оптиной пустыни. Принято решение «согласиться с мнением ГОНО и признать, что в музейном отношении монастырь большой ценности не представляет и не требует затрат на содержание». Таким образом, всё имущество Оптиной пустыни после отбора Главнаукой перешло в ведение исторического отдела Калужского областного музея. Скит с 1957 занимает литературный отдел Козельского краеведческого музея, которому были переданы из Москвы некоторые книги монастырской библиотеки. В музее размещалась экспозиция, посвящённая Л. Толстому.

В 1931 здесь открыт Дом отдыха им. М. Горького. С ноября 1939 до апреля 1941 на территории монастыря был лагерь НКВД. В годы Великой Отечественной войны (1941...43) здесь действовал эвакуационный госпиталь, а затем базировались танковый батальон и пехотный полк. С 1949 по 1959 в обители располагался специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую Отечественную войну. С 1959 по 1988 здесь размещалось СПТУ по подготовке механизаторов. В скитских монашеских корпусах находилась сельская начальная школа.

Постановлением правительства РСФСР от 17 ноября 1987 Оптина пустынь возвращена Церкви.

30 декабря 1987 принято определение Св. Синода РПЦ об открытии монастыря.
Осенью 1987 в Оптину приехал иеромонах Иосиф (Братищев) с пятнадцатью строителями из управления по реставрации и строительству московского Данилова монастыря. Они начали реставрационные работы (отдельные работы по реставрации велись государством с 1972, но возможности реставраторов были невелики, и работы осуществлялись очень медленно).
В 1990 возобновилась издательская деятельность Оптиной. Изданы жизнеописания старцев, частично - их письма и поучения и другие книги.
26 июня 1996 причислены к лику местночтимых святых Оптинские старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин), схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий (Антимонов), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеросхимонах Никон (Беляев) как исповедник и архимандрит Исаакий (Бобриков), священномученик. Празднование Собора Оптинских старцев 24/11 октября.
Целебными свойствами обладают источник преп. Пафнутия Боровского, колодец святителя Амвросия Медиоланского, а также источник, расположенный на территории подсобного хозяйства, около пруда. По преданию, он находится под покровительством БР.
В настоящее время в монастыре проживают более 100 насельников.
Братия окормляет заключённых исправительно-трудовой колонии в Сухиничах, православное подразделение в местной дивизии и Православную гимназию в г. Козельске.
место:
близ Козельска
near Kozelsk
данные:
Мужская ставропигиальная пустынь.
переименование:
монастырь Оптин Макарьевы пустыни (12 в.)

Козельский Оптин Макарьев монастырь (13 в.)

Козельская Введенская Оптина пустынь (~1815 - )

Оптина Введенская пустынь ( - )

Optina desert of Presentation of Virgin

Св.-Введенская Оптина пустынь

Holy Optina desert of Presentation of Virgin
переподчинение:
Крутицкая епархия ( - 1788)

Московская и Калужская епархия (1788 - 99)

Калужская епархия (1799 - )

ставропигиальный монастырь

оформление:
В фундаменте ансамбля лежит композиционный принцип симметрии.
В плане монастырь представляет собой квадрат, в центре его расположен собор.
Вокруг собора крестообразно стоят церкви.
состав:
собор Введенский
cathedral of Presentation of Virgin церковь Введенская
church of Presentation of Virgin церковь Владимирская, больничная
church of Virgin of Vladimir церковь Казанская
church of Virgin of Kazan церковь преп. Марии Египетской и св. прав. Анны
church of SS Mary of Egypt and Anna церковь свв. Амвросия Медиоланского и Александра Невского
church of SS Amvrosy and Alexander Nevsky церковь в честь иконы БМ «Спорительница хлебов»
church of Virgin the Succeeder in a corns колокольня со Св. вратами
библиотека
братские корпуса

гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями)

странноприимная

трапезная
ограда каменная с семью башнями
рухольная (то есть хранилище материала для монашеской одежды и обуви)
свечной завод
больница с церковью св. Илариона Великого
часовня на источнике преп. Пафнутия Боровского
chapel скит Иоанно-Предтеченский
hermitage of St John the Baptist подворье
yard
святыня:
икона
icon мощевик {5044}
reliquary
духовенство:
иеромонах Авраамий
настоятель (1731 - 1801)
игумен (l801 - l8l7)
иеромонах Маркелл (1817 - 19)
игумен Даниил (1819 - 25)
архимандрит Евлогий (Смирнов) (1987 )
схиархимандрит Моисей (1826 - )
игумен Исаакий (1862 - ) отец Ксенофонт ( 1902 )
Варсонофий, настоятель монастыря ( 1910 )
архимандрит Исаакий II (Бобриков) (1914 - ) иеромонах Макарий архимандрит Венедикт (Пеньков), наместник
насельник:
преп. Амвросий игумен Антоний (Путилов), настоятель Черноостровского Малоярославецкого монастыря
архимандрит Георгий (Лавров, исповедник), настоятель Мещовского Георгиевского монастыря
архимандрит Геронтий (Васильев), настоятель Тихоновой пустыни
отец Иосиф скитский иеромонах Леонид (Кавелин) архимандрит Макарий (Фомин), настоятель Черноостровского Малоярославецкого монастыря скитский иеромонах Ювеналий (Половцев)
захоронение:
предмет с изображением:
Virgin hram Рейтинг@Mail.ru Arts.In.UA