В 1829 в пустынь прибыл старец Леонид. Иеросхимонах Леонид, в схиме Лев (Лев Данилович Наголкин). Иеросхимонах Лев, при деятельной поддержке братьев Путиловых, был основателем старчества в пустыни. Старчеством в православной монашеской традиции называется окормление монахов и мирян опытным духовником из старшей братии, при условии искреннего духовного отношения и полного послушания духовных детей своему духовному отцу. Старец Лев с шестью своими учениками поселился близ скита, в домике на выделенном под пасеку месте. Вскоре отец Моисей поручил духовному руководству старца всю оптинскую братию.
По преставлении старца Льва старческое служение принял на себя отец Макарий, переселившийся в пустынь в 1834.
По плану монастыря, составленному топографом Григорьевым в 1850, выделены гостиницы: восемь корпусов с флигелями для богомольцев разных сословий, а также конный и скотный дворы. Скотный двор представлял собой большое, хорошо организованное хозяйство с избами для работников, коровниками, избами для телят, навесами, погребами, чуланами и амбарами. За скотным двором расположены кирпичный и черепичный заводы. Монастырь имел большое натуральное хозяйство: огороды и сады, сенокосы и пашни.
По благословению старца Макария, за духовным советом к отцу Амвросию стали обращаться некоторые из монастырских и скитских насельников, сестры женских обителей и миряне с 1848. По кончине игумена Антония и иеросхимонаха Илариона их духовные чада стали обращаться к отцу Амвросию как к своему новому духовнику. В наставлениях своих старец Амвросий учил приобретать смирение. Наставления часто делал в стихотворной, полушутливой форме. Старец говорил: "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так уже и встать не можем". Или: "Как жить? Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение". Старец Амвросий многим благотворил. Деньги жертвователей он передавал нищим и убогим, вдовам и сиротам. Особую заботу он проявлял о больных женщинах, бедных и вдовах. Духовный опыт и необычайные дарования старца, его прозорливость и умение указать каждому удобный и верный путь ко спасению во Христе, стяжали отцу Амвросию всероссийскую известность. Приезжали в пустынь и беседовали со старцем Ф.М.Достоевский и В.С.Соловьев и другие известные деятели русской культуры.
После кончины преподобного Амвросия в обители старчествовали иеромонахи Анатолий (Зерцалов), Иосиф (Иван Ефимович Литовкин). Скитоначальником и братским духовником в 1873 избран иеромонах Анатолий. С отъездом отца Амвросия в 1890 в Шамординскую обитель многие монахи стали исповедоваться у отца Иосифа. Архимандрит Исаакий также избрал его своим духовником. По преставлении старца Амвросия отец Иосиф был назначен духовником шамординских сестер наравне с отцом Анатолием. После того, как старец Анатолий в конце 1893 тяжело заболел, духовничество, а также начальствование над скитом было полностью передано отцу Иосифу. В 1905 серьёзная болезнь принудила старца Иосифа оставить должность скитоначальника. Однако братия обители и сестры женских монастырей по-прежнему шли к старцу со своими скорбями, недоумениями и греховными ранами.
К концу XIX в. число насельников в Оптиной возросло до 200 человек.
В 1903 духовником братии и шамординских сестер назначен схиархимандрит Варсонофий (Павел Иванович Плиханков; †1913)
Уже в начале 1900-x общепризнанным оптинским старцем стал иеросхимонах Анатолий младший (Потапов). В 1914 при посещении монастыря великой княгиней-инокиней Елисаветой Феодоровной исповедь у будущей преподобномученицы принимал отец Анатолий. В последний день своего пребывания великая княгиня ездила в Шамординский монастырь, а по возвращении имела продолжительную беседу с отцом Анатолием и посетила старца Нектария. Почитателем старца Анатолия был известный московский "старец в миру" священник Алексий Мечев. "Мы с ним одного духа",- говорил отец Алексий. Среди тех, кто пользовался духовными советами отца Анатолия, были: архиепископ Серафим (Соболев; †1950), который, работая в 1909 - 11 помощником смотрителя Калужского духовного училища, часто бывал в Оптиной пустыни; епископ Трифон (Туркестанов), постриженник Оптиной пустыни. Считал себя духовным сыном старца и праведник священник Николай Загоровский. По благословению отца Анатолия принял в 1917 священный сан известный духовный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий (†1931). исповеднически закончивший свою жизнь в ссылке. В 1905 у старца Анатолия искал разрешения важных вопросов христианской жизни отец Павел Флоренский. Старец Анатолий находился в глубокой духовной связи со старцем Нектарием. Они часто посылали друг к другу приходивших к ним людей для благословения и наставления. В начале февраля 1917 пустынь посетил великий князь Димитрий Константинович. По-видимому, он пригласил отца Анатолия в Петроград в связи со строительством Шамординского подворья. Старец собрался в дорогу, но был застигнут революционными событиями в Москве. В эти дни записаны слова старца о судьбах России: "Будет шторм, и русский корабль будет разбит", но после "шторма" "явлено будет великое чудо Божие все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предначертанным".
Декретом СНК РСФСР от 23/10 января 1918 пустынь закрыта.
Послушник Евгений незадолго до закрытия монастыря принял постриг с именем Ермоген и был рукоположен во иеромонахи. Жил в Белеве, требы совершал на дому, некоторое время служил открыто. Незадолго до смерти принял схиму с именем Макарий. Умер в 1972.
В 1927 арестован старец Никон (вместе с отцом Агапитом - М.М.Таубе). Иеромонах Никон осуждён на три года лагерей. В 1928 отправлен в Соловки вместе с отцом Агапитом, но из-за циклона, прервавшего сообщение с архипелагом, их оставили в Кемском лагере. В 1929 отец Никон переведен на Попов остров (Карелия). В 1930 отправлен в ссылку в Архангельск вместе с отцом Агапитом, вскоре переведен в г. Пинегу Архангельской области. Почил исповедник в д. Валдокурье и похоронен на местном кладбище.
В одном доме с отцом Никоном в ссылке жил иеродиакон Петр (Драчев). Он родился в 1888 в Ельце. В 20 лет стал послушником Иоанно-Предтеченского скита. После закрытия монастыря жил в Козельске. Сослан и Пинегу. Из ссылки приехал в Тулу и здесь был рукоположен. Несколько лет служил в храме Двенадцати апостолов. В 1938 предупрежденный о поступившем на него доносе скрылся в одной из деревень. После войны служил в Туле священником. В ~1952 переведен в Черкассы. Потом служил па границе тульской и Рязанской областей. После закрытия храма в годы хрущевских гонений возвратился в Черкассы. В начале 70-х годов был уже игуменом. Пострижен в схиму с именем Павел. Умер в 1981 году. Похоронен в Черкассах, за алтарём Сергиевского храма.
24 марта 1927 Калужским губисполкомом рассмотрен вопрос об использовании храмов и ценностей Оптиной пустыни. Принято решение «согласиться с мнением ГОНО и признать, что в музейном отношении монастырь большой ценности не представляет и не требует затрат на содержание». Таким образом, всё имущество Оптиной пустыни после отбора Главнаукой перешло в ведение исторического отдела Калужского областного музея. Скит с 1957 занимает литературный отдел Козельского краеведческого музея, которому были переданы из Москвы некоторые книги монастырской библиотеки. В музее размещалась экспозиция, посвящённая Л. Толстому.
В 1931 здесь открыт Дом отдыха им. М. Горького. С ноября 1939 до апреля 1941 на территории монастыря был лагерь НКВД. В годы Великой Отечественной войны (1941...43) здесь действовал эвакуационный госпиталь, а затем базировались танковый батальон и пехотный полк. С 1949 по 1959 в обители располагался специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую Отечественную войну. С 1959 по 1988 здесь размещалось СПТУ по подготовке механизаторов. В скитских монашеских корпусах находилась сельская начальная школа.
Постановлением правительства РСФСР от 17 ноября 1987 Оптина пустынь возвращена Церкви.
Козельский Оптин Макарьев монастырь (13 в.)
Козельская Введенская Оптина пустынь (~1815 - )
Оптина Введенская пустынь ( - )
Св.-Введенская Оптина пустынь
Московская и Калужская епархия (1788 - 99)
Калужская епархия (1799 - )
ставропигиальный монастырь
придел св. Николая чудотворца
придел св. Пафнутия, Боровского чудотворца, южный
мощи св. Исаакия I
приход (1724 - 29)
обитель (1729 - )
настоятель схиархимандрит Моисей, за малым правым клиросом
традиционные декоративные украшения и орнаменты
изображения шести икон
клеймо Донецкого завода
имя мастера-литейщика
гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями)
странноприимная
Около скита, справа от дороги, находится колодец святителя Амвросия Медиоланского. Колодец считается целебным. О свойствах этой воды рассказывается в "Житии преподобного Амвросия, старца Оптинского": "В другой раз (в 1882 году) старец Амвросий исцелил горловую чахотку у шамординской монахини, указав ей пить воду и полоскать горло из колодца, что за скитом. Через сутки после этого болезнь прошла".
1 февраля 1990 скит возвращён Церкви.
мастерская золотошвейная
отделение иконной живописи
Неопалимая Купина
старец Анатолий (Зерцалов), между Введенским и Казанским храмами, рядом с о. Варсонофием, сейчас над их могилами стоит один общий крест у южной стены Введенского собора
старец Анатолий (Потапов), рядом со старцами Амвросием и Иосифом
схиигумен Антоний, в Крестовоздвиженском приделе Казанской церкви, за малым правым клиросом, в одном склепе с братом
Беклемишевы
старец Варсонофий, между Введенским и Казанским храмами, рядом с о. Анатолием, сейчас над их могилами стоит один общий крест у южной стены Введенского собора
Воейковы
Давыдовы
Желябужский А.И., близ собора, за южным приделом
отец Иларион, возле могилы старца Макария
старец Иосиф, за алтарём Введенского собора, его могила находилась в ногах преп. Амвросия
Камынин
Киреевские И.В. и Н.П., перед могилами старца Льва и А.И.Желябужского
старец Макарий, напротив алтаря Никольского придела собора, над его могилой прежде была часовня
схиархимандрит Моисей, в Крестовоздвиженском приделе Казанской церкви, за малым правым клиросом, в одном склепе с братом
графиня Остен-Сакен
Татищев
графиня Толстая
схиигумен Феодосии, возле южной стены правого придела Введенского собора
Челищевы
Чичерины
Оптина пустынь - живая летопись