В 1571 во время опустошительного набега крымского хана Девлет-Гирея город сожжён, но, как это и было почти со всеми древними городами, вновь возродился. Архимандрит Леонид (Кавелин) высказывает предположение, основываясь на монастырских актах (на сегодняшний день не выявленных), что при нашествии татар разорён монастырь и старинная монастырская вотчина - деревня Раменская, «приданная к церкви Святого Николая еще Михаилом Андреевичем Верейским-Ярославецким по Духовному завещанию в 1486 году».
В Смутное время монастырь разорён, и только к 1659 при старце Ипатии в нём возобновлена монашеская жизнь.
В конце 18 столетия в Ярославце Малом было около полутора тысяч жителей, солодовенный завод, 2 мельницы, 3 кузни, 4 каменных и 2 деревянных церкви, 5 питейных домов, 9 лавок.
Отечественная война 1812 г., а в особенности - знаменитое сражение 12 (24) октября разрушило мирную жизнь населения Малоярославца. Небольшой уездный город Калужской губернии стал тем местом, где было остановлено продвижение великой армии Наполеона, следовавшей из Москвы через Калугу. Сражение продолжалось 18 часов, в течение которых город 8 раз переходил из рук в руки. К концу сражения Малоярославец был почти полностью сожжён и разрушен. В результате малоярославецкого сражения французскому императору пришлось повернуться спиной к неприятелю и отступать по уже разорённой старой Смоленской дороге. "Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну...", - писал М.И.Кутузов о сражении при Малоярославце.
Центральную площадь города украшает памятник, сооружённый к 100-летию Отечественной войны 1812 г. - Успенский собор.
Во время памятного сражения сильно пострадал и монастырь. Древняя обитель, не раз оказывалась в центре грозных событий, претерпевала вместе с городом разорения и пожары. Но каждый раз возрождалась вновь, отстраивалась, заселялась и хорошела.
Судьба монастыря неразрывно связана с историей Калужского края и города Малоярославец, в черте которого находится обитель. Территория нынешней Калужской области в XIV-XV веках представляла собой подобие «лоскутного одеяла», состоящего из множества мелких владений князей: Оболенских, Тарусских, Воротынских, Барятинских, Одоевских и других; являлась ареной продолжительной борьбы за влияние между Москвой и Литвой; подвергалась нападению крымских татар. Возможно поэтому одно из названий монастыря - «Черноострожский», указывающее на его оборонительные функции, связывают с необходимостью существования в те времена монастыря-крепости, острога.
По одной из версий, появлению обители мы обязаны удельным князьям Оболенским-Черниговским, чей город Оболенск располагался в 30 верстах от нынешнего Малоярославца.
В 1481 территория нынешней Калужской области вновь подвергалась разорению, на этот раз полчищами крымского хана Ахмата. Если и существовал в то время Николаевский монастырь, то он не избежал запустения после набега татар. В духовной грамоте Михаила Андреевича, князя Верейского (датируется 1486 годом), который в середине XV века владел Ярославлем, упоминается лишь церковь Николы наряду с ещё четырьмя городскими храмами. К церкви Николы была прикреплена деревня Раменсково, которая в актах XII столетия именуется как пустошь Раменская.
Первым письменным документом, где упоминается Николаевский Черноостровский монастырь, архимандрит Леонид называет переписные книги Ильи Чемесова 1621 года. Из них следует, что монастырь и ветхая церковь Николы запустели от 7118 (1610) года. Видимо, новому разорению обитель подверглась во время Смуты. В государственном архиве Калужской области хранятся документы по истории Малоярославецкого монастыря. Непосредственно о монастырских делах речь пойдет далее, а сейчас остановимся на описи монастырского архива и книгохранилища, выполненной последним настоятелем монастыря архимандритом Илией по приказу губисполкома в 1922. Наряду с ценнейшими изданиями в монастыре хранились грамоты и древние акты XVII столетия, писанные царём Алексеем Михайловичем и русскими патриархами, адресованные строителям Николаевской обители. Этими грамотами пользовался Леонид Кавелин при написании своей книги. Из содержания этих грамот следует: к 1659 монастырь был возрожден, церковь Николы действовала. В обители жили монахи, во главе которых стоял старец Ипатий. Из грамоты царя Алексея Михайловича узнаем, какими землями владел монастырь в середине XVII века.
При Иссайе сгорела Николаевская церковь, о чем старец Иссайя посылает челобитную на имя патриарха. В ней идет речь о том, что вместо сгоревшей церкви князь Константин Осипович Щербатов «поступился из своей вотчины села Трубина деревянную церковь во имя Святителя Николая, с приделом святой мученицы Екатерины». Патриарх Иоаким повелел храм перенести, а вместо придела св. Екатерины построить придел во имя Параскевы Пятницы.
Ещё один важный документ стоит упомянуть. Грамота патриарха Адриана 1689 года (дошедшая до нас в перепечатанном виде) освобождала вотчины «Черного монастыря» от оброка. Таким образом, обитель в конце XVII столетия стала безоброчным монастырём-вотчинником. На территории Малоярославецкого уезда в разное время землями владели Троице-Сергиев, Пафнутьев-Боровский монастыри и Тихонова пустынь. Освобождение от оброка самым лучшим образом сказалось на благосостоянии Малоярославецкого монастыря. Пустошь Шубинская становится деревней. С первой половины XVIII века настоятельство в обители - игуменское. Игумен Вассиан был не только настоятелем Черноостровского монастыря, но и входил в духовное правление Оболенской десятины.
По ведомости 1764 года монастырь располагал садом, огородами, мельницей, лесом и прудом. Надвратная колокольня с пятью колоколами, «хлебня мерою в длину 4 сажени», передняя часть монастырской ограды - всё это было каменным. А игуменская келья с кухней, братская келья, погреб, амбар, баня и остальная изгородь оставались деревянными.
В 1764 монастырь стал заштатным.
При Мануиле братия уменьшилась до трёх человек. Возникла угроза определения монастыря в приходскую церковь. В 1765 вследствие полнейшего оскудения, отсутствия средств для поддержания жизни монашествующих, монастырь упразднён и отдан во владение малоярославецкого Казанского собора. Братия размещена по другим монастырям.
Возродиться обители предстояло благодаря стараниям московского купца Терентия Целибеева, уроженца города Малоярославца.
Подлинное же воскрешение монастыря начнётся лишь в 1809...10, когда настоятелем в Малоярославецкий монастырь назначен из Оптиной пустыни иеромонах Макарий, происходивший из купеческого сословия. Он целиком посвятил себя возрождению обители. Терентий Целибеев и настоятель Макарий обрели друг в друге поддержку для воплощения единой идеи. После того как монастырь приобрёл жилой вид, о. Макарий решил приступить к постройке нового храма. В 1811 старая Владимирская церковь разобрана и выстроен придельный храм во имя Параскевы Пятницы.
Но благородное дело, начатое о. Макарием с братией и Терентием Целибеевым, приостановлено начавшейся войной 1812 года. При приближении передовых частей армии Наполеона к границе Калужской губернии о. Макарий получил указ из Калуги оставить обитель. Ценные вещи и ризница отправлены в Орёл. Что было возможно, монахи закопали. Наскоро собравшись, уложив вещи и захватив с собой домашний скот, братия двинулась к Калуге.
Вечером 11 (23) октября неприятель занял опустевший Малоярославец. А на рассвете 12 (24) октября началось сражение, которое вошло в число самых кровопролитных битв 1812 года. Восемь раз город переходил из рук в руки. Самым жарким местом побоища с французами стала монастырская площадь. К 11 часам вечера город был превращён в развалины. Монастырские рвы были завалены трупами людей и лошадей. Обе противоборствующие армии покинули Малоярославец.
Отец Макарий, узнав о сожжении города и монастыря, двинулся в сопровождении послушника из Калуги в свою родную обитель. Вот как вспоминает о. Макарий последствия октябрьского сражения спустя 20 лет: «...Малоярославецкий Николаевский Черноострожский монастырь во время Отечественной войны 1812 года неприятелем сожжен и разорен до основания со всеми принадлежностями, и находящееся в оном церковное имущество все без изъятия ограблено и истреблено.... Братские кельи бомбами разбиты и сожжены, а церковь орудиями и ядрами - главы сбиты, от которых трапеза церковная разрушилась, и потому монастырствующая братия находилась в Троицком Лютиковом монастыре, а часть из братии оставалась в комнате дома истинного для сохранения оставшегося горелого монастырского имущества. По изгнании неприятеля из Малоярославца остались в память Отечественной войны одни только Святые врата, изстреленные картечами и пулями и над оными находящийся образ Спасителя Нерукотворного, во многих местах также изстреленный, но лик оного ничем не вредим, - которые и до сего времени стоят и сохраняются не нарушимо».
В который раз монастырю пришлось возрождаться заново. В апреле 1813 Св. Синод выделил 30 тысяч рублей на строительство и ремонт монастырских зданий. По духовному завещанию скончавшегося Терентия Целибеева монастырю отошли билеты Московской Сохранной Казны и другие денежные вложения на солидную сумму. Строительство шло полным ходом. Церковь Параскевы Пятницы разобрали и строили Николаевский собор. Макарий как никогда нуждался в деньгах. Он обращается с ходатайством к обер-прокурору Св. Синода князю Александру Николаевичу Голицыну с просьбой о выделении средств на строительные нужды. Голицын, в свою очередь, доносит до императора Александра I просьбу настоятеля Малоярославецкого монастыря. Государь повелел выдать из казны 10 тысяч рублей, учитывая ту роль, какую сыграл Малоярославец в победе над наполеоновской армией. Отец Макарий обращался к участникам Отечественной войны с просьбой о пожертвованиях в пользу пострадавшего монастыря. Одними из первых откликнулись атаманы Войска Донского генерал-лейтенант Алексей Иловайский и наказной атаман Иван Андрианов. Кроме письменных обращений с просьбой о пожертвованиях, о. Макарий посылал в Москву и окрестные губернии сборщиков. В Москве постоянно проживал монах Ионникей, который ведал сбором пожертвований. Никольский собор стал памятником всем, кто погиб у стен Малоярославецкого монастыря за Веру, Царя и Отечество. В 1817 обитель стала штатным третьеклассным монастырём «в память и в вечное благоволение Всевышнего, Отечеству нашему над врагами преславную победу под стенами его даровавшего». Два раза в правление о. Макария монастырь посещали царственные особы: в 1826 - императрица Мария Федоровна, и в 1837 - государь-наследник великий князь Александр Николаевич.
В середине прошлого века в монастыре проходили «перевоспитание» преступники, на содержание которых выделялись «кормовые» деньги. Как следует из монастырских дел, их преступления, как правило, не были тяжкими. Например, отставной матрос Максим Васильев был помещен в обитель на один год за блудную жизнь. На три недели угодил крестьянин Абрам Наумов «за небытие им трех лет на исповеди у святого причастия», а Агей Семенов «за намерение лешить себя жизни».
К началу XX столетия монастырь отстроился полностью и представлял собой настоящий город в городе. Земельные владения монастыря раскинулись далеко за пределы уезда. Проживало в обители более двадцати монашествующих. Был перестроен старый одноэтажный монашеский корпус и возведен новый двухэтажный. Выстроена двухэтажная гостиница. В монастыре действовал водопровод, который снабжал монастырские здания и конный двор ключевой водой. Имелась собственная оранжерея и пруд, а также свой кирпичный завод. Открылась церковно-приходская школа.
На заседании уездного исполкома 16 сентября 1918 принят проект национализации монастыря. Проект включал в себя 10 пунктов, согласно которым всё продовольствие, животные. имущество были взяты под контроль. В ~1928 монастырь покинули последние монахи. Памятник истории и культуры был оставлен на разграбление. Монастырские земли переданы в ведомство колхозов. Нельзя не отметить старания, приложенные членами Малоярославецкого отделения Калужского Общества Истории и древностей для сохранения памятников в Малоярославце, в том числе и монастыря. В 1925 Укомхоз принял решение о разработке Николаевского монастыря на кирпич для продажи. Н.П.Ильин, член КОИД, встал на защиту обители, за что отсидел в тюрьме. Вновь наступало смутное время, а вместе с ним запустение и обмирщение обители. Здесь были и техникум (1930 ), и музей (1939 ), и художественная школа, и жилой комплекс.
20 августа 1991 монастырь возвращён в ведение Калужской епархии. Открыт как мужской, но малочисленная братия разошлась по другим обителям. В феврале 1993 стал женским.
монастырь женский (февраль 1993 )
придел Преображенский, на хорах
церковь Всех Святых, в нижнем этаже
придел св. Николая Чудотворца
церковь Корсунская
трёхэтажный корпус с братскими кельями (восстанавливается)
трапезная
больничный корпус
здание бывшего Духовного правления
детский православный приют "Отрада", для детей родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией
странноприимный дом «для принятия проходящих бедных странников»
военно-исторический музей 1812 г. (~1948 )
с. Карижа Малоярославецкого р-на
резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня
стопа преп. Антония (Путилова), старца Оптинского
В 1848, когда Малоярославец посетила холера, игумен Антоний возглавил крестный ход.
протоиерей Александр Фисун, штатный священник
|