Церковь Зачатия св. Анны, что в Углу
Church of Anna's Conceiving, in Ugol
история:
Церковь и точно находится в углу при повороте стены Китай-города от Москвы-реки к Варварским воротам, в Кривом переулке. Когда вели каменную стену Китай-города, то пришлось сломать храм в честь св. Николая Чудотворца, который был сооружен за алтарём храма Зачатия св. Анны и стоял на черте этой стены. Чтобы сохранить храм, сделан был выступ стены на четыре сажени. А так как в этом месте восточная и южная стены Китай-города образовали угол, то и само урочище обеих церквей стало именоваться "в Углу". Однако в актах XVII и XVIII веков оно обозначалось различно: то "у городовой стены в углу", то "за Соляным рядом, в Зарядье", то "на Варварском крестце", который, вероятно, простирался до этого угла. О времени первоначального построения церкви Зачатия св. Анны летописи ничего не говорят. Но предание выдает её за одну из древнейших церквей после Спаса на Бору в Кремле.
В первый раз летопись упоминает о ней под 1493, когда она сделалась жертвой пламени.
В пожар 1547 года она уже была каменная, так как во время пожара она была только повреждена и в нее перенесена свято чтимая икона Одигитрии Божьей Матери, принадлежавшая подьячему Третьяку Теплому, дом которого сгорел, но икона вместе с покоем, где она находилась, осталась невредима. Царь Иван Васильевич поднял к себе в палаты икону, а храм возобновил и обогатил иконами и утварью. Потом и сам чудотворный образ поставлен в возобновлённом храме.
В 1611 церковь много претерпела от пожара и хищничества, но царь Михаил Федорович вознаградил утраты, и церковь облечена в прежнее благолепие.
В 1668 церковь снова разорена пожаром и снова возобновлена и украшена.

Вообще церковь эту любили цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович и в храмовые праздники слушали в ней обедню, при этом посылалось туда духовенство от патриарха. Придельные же священники с причтом состояли на государевом хлебном и денежном жалованье. Смежная с церковью Зачатия церковь Св. Николая Чудотворца, сооруженная в 1664, существовала до конца XVIII столетия. Тут же была деревянная церковь во имя св. Макария Желтоводского, которая в 1629 сгорела. Под всеми тремя церквами, кладбищем и усадьбами находилось до 1110 кв. саженей земли.

В 1892 храм прекрасно возобновлён усердием прихожан. Освящён 19 ноября 1892.

В ~1925 церковь закрыта.

В 1994 возвращена РПЦ и освящена.

Входит в состав Патриаршего подворья в Зарядье.
место:
Москва
Moscow
оформление: ~1525; 1547.
Храм обращает на себя внимание не одной своей историей, но и стилем архитектуры и памятниками иконописи, ваяния и литейного искусства разных веков, сохранившихся в недрах его.
Квадрат храма выстроен из тесаного белого камня и маломерного кирпича.
Фасад закрыт примкнутыми к нему приделами, трапезной и колокольней.
Бесстолпная одноглавая одноапсидная на подклете, перекрыта крещатым сводом с наклонными распалубками.
Четверик первоначально имел трёхлопастное завершение Осесимметричная.

Главный храм с крестчатым сводом и одной главой.

Такой свод даёт возможность решать внутреннее пространство без опорных столпов, тем самым увеличивая его внутренний объём. Среди узких посадских улиц не было места для больших зданий. У прихожан не было средств на их возведение. Такая форма решала две задачи: здание занимало мало места на улице и вмещало достаточно прихожан внутри за счет отказа от столпов. Внутренность алтаря освещается двумя окнами.
Под нижними сводами храма устроены склепы для погребения усопших.
При реставрации в 1960-х гг. здание освобождено от поздних пристроек. Наслоения, возникшие в допетровское время, сохранены, так как они не спорят с ранними архитектурными формами.
состав:
придел девяти мучеников, иже в Кизице
chapel of nine saints
придел св. Екатерины, северный
chapel of St Catherine
придел св. Мины
chapel of St Mina
колокольня
bell tower
святыня:
икона
icon
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru