Покровская церковь Остоженской старообрядческой общины
Intercession church of Ostozhenka community
история:
Переулок до 1822 назывался 3-й Ушаковским (в старину Конюшенный), затем переименован по фамилии владельца участка № 2 - 4 подпоручика С.Г.Турчанинова. После него (с 1824) этот участок принадлежал купцу И.А.Прозуменщикову, затем (с 1843) купеческим сыновьям, братьям Зерновым, затем (с 1872) потомственной почётной гражданке Евдокии Андреевне Истоминой, у которой этот участок приобрёл Павел Павлович Рябушинский. В марте 1905 П.П.Рябушинский перестраивает дом (в настоящее время здание причта Остоженской общины). В этом доме и находилась домовая Покровская церковь. После выхода Указа от 17 октября 1906 о разрешении создавать старообрядческие общины одной из первых в Москве была создана Остоженская община старообрядцев, приемлющих Белокриницкое священство и признающих Окружное послание. Она учреждена 11 февраля 1907. На первом общем собрании общины решено строить новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Создана комиссия по строительству храма в составе: председатель - С.П.Рябушинский, товарищ председателя - С.Е.Трындин. П.П.Рябушинский жертвует на строительство храма этот дом с землёй в Пречистенской части, 1 участка № 162\130, литера А. Этот участок по акту приобретения стоит 34.500 руб., по страховой оценке 20.000 руб. Разрешение на дарение участка утверждено Его Императорским Величеством 31 мая 1907. Для строительства храма часть земли была куплена у «Товарищества Ивана Бутикова». Закладка храма состоялась 12 августа 1907. Храм построен на средства и трудами Степана Павловича Рябушинского, Сергея Егоровича Трындина, Николая Иосифовича Сушкина и других прихожан общины.

В воскресенье, 12 октября 1908, состоялось торжественное освящение храма. Накануне освящения с раннего утра в церкви шла усиленная работа по размещению перед иконами серебряных лампадок, установке в паникадила и подсвечники толстых свеч из жёлтого воска, настилке ковров и т.д. С наружной, южной стороны храма, около входа, была вмурована доска со следующей надписью: «В лето 7415-е месяца августа, в 12-й день основана бысть церковь сия во имя Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, честнаго и славнаго Ея Покрова, и освящена святительским священием месяца октября, 12 дня 7416-е (1908) лето, при державе Великого Государя Царя Николая Александровича и при московском старообрядческом архиепископе Иоанне. Сооружена сия церковь на средства старообрядческой Остоженской общины в царствующем граде Москве, при настоятеле церкви Трофиме Силантьеве и председателе совета общины Стефане Павловиче Рябушинском, товарище его Сергии Георгиевиче Трындине и членов совета: Павле Павловиче Рябушинском, Николае Осиповиче Сушкине, Иоанне Михайловиче Капусткине, Дмитрии Иоанновиче Белове, Сергии Авраамовиче Артемове, Симеоне Макариевиче Дроздове, Иоакиме Трофимовиче Кириллове, по проекту и наблюдениям архитекторов: В. Д. Адамовича и В. М. Маята». Посреди храма был помещён покрытый скатертью стол, и на нём были поставлены: дорогая серебряная вызолоченная богослужебная утварь, облачения на престол и жертвенник из дорогой золотой парчи и малинового шелка и принадлежности для освящения престола. На дискосе был положен новый антиминс для храма. По углам стола были помещены подсвечники.

В 3 часа дня посреди храма настоятелем о.Трофимом Силантьевым совершена малая вечерняя с повечерницей. В 4 часа вечера в храм из церкви Рогожского кладбища были принесены 2 древние хоругви, для участия в крестном ходе, которые были поставлены возле клиросов. Церковный двор был усыпан песком, красиво убран еловыми ветками и зеленью. В конце вечерни в храм прибыл архиепископ Иоанн, который и присутствовал за богослужением, а потом осмотрел все приготовления к торжеству. В 5 часов вечера начался торжественный звон к всенощному бдению, и храм наполнился массой богомольцев, среди них были члены совета Остоженской общины, прихожане, члены различных старообрядческих общин г. Москвы и не мало лиц, принадлежащих к господствующей церкви, на которых внутреннее благолепие храма произвело сильное впечатление. Затем посреди храма началось всенощное бдение. Его совершали архиепископ московский Иоанн со священниками Рогожского кладбища: о. Прокопием Сорокиным и о. Иоанном Власовым, с настоятелем храма Остоженской общины о. Трофимом Силантьевым, о. Исаакием Носовым и прибывшим из саратовской епархии о. Иаковым Никулиным. На клиросах пел хор певцов с Рогожского кладбища. Служба правилась Покрову Пресвятой Богородицы и обновлению храма. Всенощная продолжалась более 6 часов. Во время всенощной окружающий церковь двор и фасад храма были красиво иллюминированы разноцветными фонарями. Возле церкви, по Ушаковскому переулку, стояло много публики. В день освящения храма богослужение началось в половине шестого утра. Храм с начала богослужения был переполнен массой богомольцев, которым при начале молебна были розданы зажженные свечи из жёлтого воска. Богослужение совершал архиепископ московский Иоанн с священниками: о. Прокопием Сорокиным, о. Иоанном Власовым, о. Исаакием Носовым, о. Елисеем Мелехиным, о. Трофимом Силантьевым и о. Иаковым Никулиным с диаконами: о. Елисеем и о. Львом в облачениях из дорогой золотистой парчи. После водоосвящения архиепископ и духовенство совершили освящение престола, а затем архиепископ, совершив каждение и помазание стен храма, зажег светильню в лампадах в алтаре, а потом были зажжены все свечи перед иконами в храме. После этого крестный ход вышел из алтаря на середину храма; архиепископ прочёл положенную молитву, окропил св. водой стены храма и осенил их крестом, а потом направился во главе крестного хода из храма. На колокольне производился торжественный звон. Крестный ход направился из церкви в следующем порядке. Впереди несли 2 хоругви из церкви Рогожского кладбища и 2 из вновь освященного храма; одну из них нёс С. П.Рябушинский; затем несли подсвечники с жёлтыми свечами, большие древние иконы: Спасителя, Тихвинской Божьей матери, святителя Николы и малые храмовые иконы, сзади следовали певцы, исполнявшие положенные стихиры, священники несли святое Евангелие, запрестольные иконы и крест, за ними следовал архиепископ Иоанн, диакон с кадилами и богомольцы с зажженными свечами. Крестный ход обошёл храм 3 раза, причём архиепископ при первом обхождении окроплял стены храма св. водой, при втором совершал каждение, а при третьем осенял св. крестом. Крестный ход остановился перед папертью, и архиепископ, взойдя на паперть перед затворенными дверьми, сделал положенные возгласы, прочел молитву, отворил двери, пропустил в храм духовенство с иконами, а затем направился в алтарь, совершил каждение. После исполнения положенных тропарей была провозглашена о. Львом ектения и сделан отпуст. Освящение закончилось в 9 часов утра. В исходе десятого часа утра в новоосвященном храме началась литургия, которую совершал архиепископ Иоанн с 6 священниками и 2 диаконами, участвовавшими в освящении храма. На всех были дорогие облачения из серебряной парчи. Хор певцов Рогожского кладбища с замечательным искусством исполнил положенные песнопения. На богослужении находились: московский градоначальник генерал-майор А.А.Адрианов, председатель совета московской старообрядческой общины Рогожского кладбища, коммерции советник М.С.Кузнецов, товарищ председателя А.И.Морозов, попечители Рогожского кладбища И.А.Пуговкин и И.П.Трегубов, члены совета и общины, члены московских старообрядческих общин, председатель совета остоженской общины С.П.Рябушинский, товарищ председателя С.Е.Трындин, члены совета общины и богомольцы, директор археологического института А.И.Успенский, начальница женской классической гимназии С.Н.Фишер, члены археологического и архитектурного обществ, многие московские старообрядцы и масса прихожан храма. Многие из богомольцев не могли поместиться в храме и стояли на паперти. Церковный двор и переулок возле храма были переполнены народом. В 12 часов дня закончилась литургия провозглашением о. диаконом Елисеем Григорьевым многолетия: «Самодержавнейшему Великому Государю Царю нашему Николаю Александровичу, Супруге Его Великой Государыне Царице Александре Федоровне, Матери Его Великой Государыне Царице Марии Федоровне, Наследнику Его Государю Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу и всему царствующему Дому». Певцы исполнили 9 раз древним распевом «Многая лета», а архиепископ Иоанн осенял молящихся св. крестом. После этого были провозглашены многолетия: «Преосвященному и боголюбивому архиепископу московскому, нашему же господину и владыке Иоанну» и «создателям святого храма сего, благотворителям и всем православным христианам». Во время пения многолетий на колокольне храма производился звон во все колокола. После богослужения архиепископ разоблачился в алтаре и, надев мантию, вошёл на амвон и обратился к присутствовавшим с краткой, но глубоко прочувственной речью, в которой он поздравил прихожан с освящением нового храма и выразил свою радость по поводу сооружения этого великолепного храма, иконы которого все очень древние и перед ними молились угодники Божии. С.П.Рябушинский обратился к владыке Иоанну с просьбой разрешить чествовать настоятеля храма о. Трофима, на что владыко ответствовал: «Бог благословит». После этого С.П.Рябушинский прочёл о. Трофиму Васильевичу Силантьеву приветственный адрес, написанный с виньетками и украшениями и покрытый многочисленными подписями членов совета Остоженской общины и прихожан. Затем о. Трофиму была вручена икона св. ап. Трофима, написанная в древнем стиле г. Тюлиным и украшенная дорогой серебряной чеканной ризой. На иконе на серебряной доске помещена была дарственная надпись: "Досточтимому настоятелю старообрядческой Остоженской общины священнику о. Трофиму Васильевичу Силантьеву от благодарный прихожан за принятое участие и труды при сооружении старообрядческого общественного храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, что в 3-м Ушаковском переулке." В течение целого дня храм был открыт, и в нем побывало множество народа, среди которого было много представителей господствующей церкви. Ясная теплая погода много способствовала торжественности освящения этого первого нового в Москве старообрядческого храма.

В марте 1909 состоялось собрание Остоженской общины, на котором С.Е.Трындин пожертвовал новому храму святую плащаницу.

Закрыта после 1918. Здание использовалось в производственных и хозяйственных целях.
5 апреля 1922 из храма изъято 1 пуд 10 фунтов 50 золотников серебра. Как записала со слов старожилов Н.И.Якушева, храм закрыт 15 октября 1932. Много лет сохранялась золочёная глава, затем всё-таки рухнула.
С 1966 в храме помещался Всесоюзный научно-исследовательский биотехнический институт (ВНИИ “Биотехника”) Главного управления микробиологической промышленности при Совете Министров СССР. Глава храма и главка открытой “псковской” звонницы сломаны. Колоколов нет. Сделано несколько незначительных пристроек. Внутренность полностью переделана, нагорожены этажи. По улице сохранилась ограда и чугунная решётка, в каменных столбиках ограды остатки цветных изразцов. Внешний вид запущенный, давно не было ремонта. На государственной охране здание не числилось, хотя представляет собою редкий образец церковной постройки стиля модерн в “древнерусском духе”.
В 1992 здание возвращено Остоженской старообрядческой общине Русской православной старообрядческой Церкви. Возобновлены богослужения, они проводятся по субботам и воскресеньям.
В настоящее время в храме проводятся реставрационные работы, 10 февраля 1998 состоялось поднятие крестов на главы восстановленного купола.
13 декабря 1999 состоялось освящение престола.
место:
М.
Moscow
оформление:
1907...11.
Построена по проекту и под руководством архитекторов Владимира Дмитриевича Адамовича и Владимира Морицевича (Матвеевича) Маята в стиле раннего новгородского зодчества.
Вёл строительные работы арх. Юрий Иванович Чаговец.
В основу положена композиция новгородской церкви «Спас в Нередицах».
Этот мотив проходит в плане, представляющем греческий, равносторонний крест.
Перекрещивающиеся арки дали возможность строителям освободиться от внутренних столбов и иметь открытую трапезную, оканчивающуюся с восточной стороны тремя апсидами алтаря, а с западной - притвором.
Пониженные боковые апсиды напоминают о новгородских храмах.
Кубический объём храма увенчан одной главой в форме низкой луковицы на круглом барабане, украшенном арочным пояском.
По верху стен пущен характерный псковский "бегунец".
На фасадах сделаны полуциркульные ниши.
Очень хорош тонкий кружевной медный убор по фасаду.
Паперть у южного фасада с примыкающими к ней воротами взята из образцов модерна.
В храме две раздевальни: отдельно для мужчин, отдельно для женщин.
Входная арка, низкая, приземистая, так и дышит стариной.
Размер храма - 14 квадратных аршин без притвора, расположенного в низкой части храма под звонницей, перекрытой сводами.
Рядом со звонницей над притвором небольшие хоры, на которые ведёт витая лестница.
В храме, притворе и приделе вмещается 300 человек.
Вся обстановка храма - паникадило, двери, скамьи - выполнена в одном стиле.
Кресты сделаны в древнем стиле и вызолочены через огонь; один из них для главы храма, величиною 2,1 м, а другой для главы колокольни, величиной 1,4 м.
Престол в алтаре сделан из облицованного кирпича, а верхняя доска из финляндского мрамора сероватого цвета. За престолом поставлен седьмисвещник в древнем стиле, запрестольный крест XVII века с изображением на оборотной стороне московских и новгородских чудотворцев, и 2 запрестольные иконы.
состав:
придел св. Николая Чудотворца
chapel of St Nicholas
звонница
bell tower
святыня:
икона
иконостас
altarpiece
духовенство:
о. Трофим Васильевич Силантьев ( 1908 )
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru