Богоявленский монастырь
Monastery of Epiphany
история:
Основан в 1296.
Второй по древности основания в Москве.
В домовой монастырской книге 1600 года записано, что "от 1296 до 1304 года бысть обитель чудного Богоявления, да в придел Благовещения Пречистой Богородицы на Москве за торгом, Божьим благословением и строением благоверного и благочестивого великого князя Даниила Александровича Владимирского и Новгородского и Московского и всея Русии, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные и кельи, по приказу благоверного великого князя Даниила Александровича: сын его великий князь Иван Данилович заложил бысть сию церковь чудное Богоявление каменну в 1342 году, а по отшествии его, великого князя Ивана Даниловича, от земных к Богу по приказу совершил есть сию церковь чудное Богоявление во святой обители сей их боярин, зовомый именем Протасий". Этот Протасий был радонежский тысяцкий.
В 1468 сильный пожар и внезапное разрушение Успенского собора так опечалили святителя Филиппа, что его поразил паралич. Больного отвезли в Богоявленский монастырь, где он вскоре и скончался.
В 1569 обители суждено было видеть поругание своего архипастыря Филиппа. За правду, высказанную им Грозному, он был лишен архипастырского сана. В Успенском соборе опричники сорвали с митрополита священное облачение и, одев его в ветхую иноческую ризу, выгнали вон мётлами из святилища и повезли на дровнях с ругательством в Богоявленский монастырь. Народ провожал святителя с плачем. В царствование любителя просвещения Федора Алексеевича к обители благочестия присоединён приют наук, предшествовавший основанию Славяно-греко-латинской академии.
В 1680 патриарх Иоаким перевёл сюда из типографских казенных палат школу. Ею руководили два брата, учёные греки Иоанникий и Софроний Лихуды, а учились в школе 40 боярских детей, которым преподаваемы были свободные науки на греческом и латинском языках. Потом, когда Лихуды по политическим делам были сосланы в Ипатьевский монастырь, школа эта переведена в Заиконоспасскую обитель.
В ~1695 построены каменные корпуса монастыря - монашеские кельи и дом настоятеля.
В известный опустошительный Троицкий пожар в 1737 в Богоявленском монастыре сгорели глава на колокольне, кровля на кельях и Конюшенный двор.
В ~1785 в корпусах, выходящих в переулок, разместились галантерейные лавки.
В пожары 1812 года Богоявленская обитель, осыпанная горящими головнями и градом искр, осталась невредимой. От разграбления, пожара и осквернения охранял её один из пребывавших в ней французских маршалов. Настоятель монастыря архимандрит Ираклий с драгоценностями ризницы находился тогда в Вологде.
По возвращении в сгоревшую столицу викарий московской митрополии Августин нашёл в этом монастыре себе пристанище.
Своим восстановлением и украшением монастырь более всего обязан последнему московскому патриарху Адриану, бывшему прежде митрополитом казанским. При нём сооружены великолепный собор и придельная церковь Казанской Божьей Матери, напоминавшая ему явление этой чудотворной иконы в Казани.
Богоявленский монастырь, по образу некоторых древних обителей в России, состоит из двух отделений, имеющих особое назначение: в южном - соборная церковь, окруженная настоятельскими и братскими кельями, в северном - прежде помещались монастырские служки и школы, а потом помещения стали отдаваться внаем. С севера в то и другое отделение ведут ворота. В древности, однако, тут ворот не было. Вход в монастырь был со стороны торговых рядов. А на месте нынешних ворот, ведущих на Никольскую улицу, находился двор князей Буйносовых-Ростовских. Впоследствии этот двор перешел во владение боярыни Ксении Репниной, которая и пожертвовала его в 1672 году монастырю. С получением этого двора монастырь нашёл возможным открыть выход на Никольскую улицу, построил существующие ворота с церковью над ними во имя Рождества Иоанна Предтечи, а потом и вторые ворота с колокольней над ними и размещенной в ней церковью во имя благоверных князей Бориса и Глеба.

Начальство в монастыре издревле было игуменское, а потом архимандричье, которое положено и по духовным штатам. Исстари помощником настоятелю был келарь. Монастырь состоит во втором классе, и в нём по штатам и указному положению число братии с настоятелем составляет семнадцать человек.

В 1907 было 14 монахов, 18 послушников.

В 1918 монастырь закрыт.

В 1940 на монастырской территории возведено четырёхэтажное административное здание.
место:
Москва, Китай-город
Moscow
данные:
1-го класса
необщежительный
мужской
состав:
собор Богоявленский
cathedral of Epiphany церковь Казанская ( 1852 )
church of Virgin of Kazan

церковь Рождества Иоанна Предтечи

church of Birth of St John the Baptist церковь св. Георгия Победоносца ( 1852 )
church of St George

церковь, надвратная

church часовня "Афонская" колокольня
bell tower
духовенство:
Аарон, казначей ( 1812 )
Варлаам Яишница, игумен (1554 - 55 )

архимандрит Гедеон

викарный епископ Дмитровский

архимандрит Ираклий ( 1812 )

игумен Стефан, один из первых игуменов, брат преп. Сергия Радонежского

насельник:
св. Алексий св. Филипп, митрополит Московский, с 8 ноября 1568 томился в заключении несколько дней
погребение:
князья Долгорукие

Плещеевы

Салтыкавы

Скавронские

графы Шереметевы

Юсуповы

посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru