Церковь Благовещения Богородицы в Петровском парке
Church of Annunciation in Petrovsky park
история:
Построена на средства Анны Дмитриевны Нарышкиной.
В переписной книге 1704 г. отмечается, что с. Петровское появилось после 1678 и в нём числятся "двор монастырский, в нем мирских людей жителей никого нет; двор скотной, а в нем живут служебники для работы в трех избах", а за "двором" ещё четыре двора служебников (работников, которые служили за жалование). Всего в селе проживало тридцать два человека. В 1764 земли и крестьяне перешли в государственное владение, но монастырский двор остался за прежними владельцами. В 1800 в "Экономических примечаниях" значилось, что в селе десять дворов, пруд с карасями и каменный дом с деревянными службами, принадлежащий Высокопетровскому монастырю. Среди владельцев дач была и действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина, основательница храма. Анна Дмитриевна похоронила свою единственную дочь - графиню Марию Булгари, а летом 1841 на даче в Петровском парке скончалась и её тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки, о чём она и подала прошения на имя императора Николая I и святителя Филарета Московского (Дроздова). Согласие на устройство храма было получено не сразу. Ещё в 1835 смотритель дворца Толмачев доносил в Московскую дворцовую контору, что владельцы дач просят об устройстве палатки на заднем дворе Петровского дворца, где была бы церковь для летнего служения. Император в этой просьбе отказал. 9 сентября 1842 подано прошение Анны Дмитриевны Нарышкиной, которая планировала возвести храм на сдаваемой ей в аренду земле ведомства Московской Дворцовой конторы, находящейся против заднего фасада Петровского дворца. Свои дачные строения Анна Дмитриевна обещала перенести на приличное расстояние от храма. Она предполагала истратить на строительство не менее 200 тысяч рублей ассигнациями и, кроме покупки утвари, паникадил, книг и т. д., собиралась внести 10 тысяч рублей ассигнациями на содержание священников и устроить помещение для их жилья. Московская Духовная Консистория навела справки и выяснила, что приход парка принадлежал к церкви Всех святых. Её священник о. Иван Александров был категорически против строительства храма, поскольку с образованием нового прихода им терялся значительный доход. 11 февраля 1834 на заседании совета Консистории было принято решение отказать госпоже Нарышкиной в её просьбе по следующим причинам: оскудение прихода села Всехсвятского в случае возведения новой церкви; недостаточность выделенных средств на поддержание храма в должном виде; земли, состоящие в ведомстве Московской Дворцовой конторы, могут застраиваться лишь с её разрешения; храм должен открываться по нуждам прихожан, а от жителей Петровского парка не поступало просьб о возведении церкви. После этого приговора Анна Дмитриевна обратилась с просьбой лично к государю, который распорядился разрешить возведение храма, о чем президент Дворцовой конторы князь Александр Михайлович Урусов 6 сентября 1843 сообщил святителю Филарету. 24 сентября Московская Духовная Консистория приняла решение "определить к храму причет и составить для него приход после его постройки, перед освящением" и предписала в новом храме произносить молитвы о благотворительнице и её роде. Была составлена храмозданная грамота о дозволении возводить церковь под надзором опытного архитектора. Первый проект будущего строения принадлежал известному московскому архитектору Е.Д.Тюрину. Его вариант - храм с галереями, двумя колокольнями и великолепным куполом - представлял собой копию Петровского дворца и был отвергнут императором. Второй проект выполнил академик архитектуры, профессор Ф.Ф.Рихтер. Директор Московского Дворцового архитектурного училища, член комиссии для строений в Москве, впоследствии старший архитектор Московской Дворцовой конторы, реставратор кремлевских церквей, участник строительства Большого Кремлевского дворца, Фёдор Фёдорович оставил значительный след в русской архитектуре. Одним из первых он изучал и обмерял лучшие образцы древних храмов, а за свой знаменитый труд "Памятники древнерусского зодчества..." был награжден бриллиантовым перстнем. В основу замысла церкви Благовещения лег один из обследованных им храмов - церковь Иоанна Предтечи XVI в. в селе Дьякове. В разработанном Рихтером проекте над крыльцом возвышался столп колокольни с параболическим куполом. Эта необычная деталь на чертеже была перечеркнута (не исключено, что самим императором). В окончательном варианте купол колокольни сделан шатровым и глава храма изменена на традиционную луковичную. Согласно утвержденному в Синоде проекту, на первом этаже предполагалось устроить приделы преподобных Ксенофонта и Марии со чады и Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; на втором - холодный верхний храм в честь Благовещения. 7 апреля 1844 недалеко от Петровского дворца, на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда, состоялась закладка храма. 14 апреля Московская Духовная Консистория одобрила рисунки Рихтера на устроение иконостасов, тем не менее они, вместе с фасадами и планом церкви, были отправлены в Петербург. Строительство осуществлялось на земле Дворцового ведомства, и на все его этапы требовалась виза императора. 25 января следующего года Николай I утвердил проект иконостаса, после чего чертежи были переданы архитектору "для доподлинного по оным исполнения". В 1844 закончены объемные работы, а в 1847 Нарышкина извещала митрополита Филарета о том, что церковь "стройкою окончена, утварью, ризницею... достаточна". Тогда же она обратилась в Консисторию с просьбой сделать церковь приходской, чтобы "все живущие вокруг были б ее прихожанами", но в просьбе ей было отказано. 24 августа (5 сентября н. ст.) 1847 преосвященный Иосиф, епископ Дмитровский, освятил верхний, Благовещенский храм. Накануне его осмотрел благочинный Пименовской, в Старых Воротниках, церкви протоиерей Михаил Отрадинский, который писал в Консисторию: "В алтаре престол дубовый уставлен твердо в узаконенную ширину; жертвенник дубовый такой же вышины; срачицы и одежды к ним изготовлены; иконостас деревянный, окрашенный белою краскою на масле, с резьбою позлащенною и с святыми иконами поставлен в благолепный вид; сосуды, ризничная утварь и Богослужебные книги имеются; и все к освящению потребное в готовности". Отец Михаил составил также подробную "Опись новоустроенному верхнему храму во имя Благовещения Пресвятые Богородицы", отправленную в Консисторию. Согласно описи, в алтаре были установлены престол и жертвенник дубовые, вышиною в 1 аршин 6 вершков; на них срачицы из белой парусины, одежды парчовые с шитыми золотом крестами, пелены шелковой материи. Также имелись четыре серебряных позлащенных креста разного размера; три из них украшены изображениями, писанными на финифти, со стразами. Два Евангелия, обложенные малиновым бархатом, с серебряными, позлащенными средниками и наугольниками чеканной работы; у одного в среднике изображение Воскресения Христова и четырех евангелистов, писанных на финифти, со стразами. Три потира серебряных, позлащенных - один с изображениями по финифти, со стразами, два других - гравированные; к ним дискосы, тарелочки, звездицы и лжицы, два ковшичка для подавания теплоты серебряные, позлащенные; блюдце для антидора серебряное. Два копия стальные, рукоятки серебряные, позлащенные с чернью. Дарохранительница серебряная, большого размера, с сиянием вверху, вся позлащенная, с деревянным резным позлащенным футляром, со стеклами и крестом вверху. Дароносица с потиром и лжицею, серебряные. Две пары воздухов с покровцами. Крест резной на жертвенник, к нему подсвечник медный, посеребренный. Семисвечник и четыре подсвечника к престолу из накладного серебра. Блюдо медное, посеребренное, для благословения хлебов, с прочими принадлежностями. Две чаши водосвятные, посеребренные, два кропила. Два кадила серебряные и одно медное. Два медных чайника для теплоты, рукомойник и таз желтой меди на подножии железном; жаровня чугунная на подножии железном; трое железных щипцов и мех для раздувания угольев. В алтаре помещались запрестольный крест и запрестольный образ Божией Матери - на тумбах, окрашенных белой масляной краской. На горнем месте - изображение Христа Спасителя, именуемое "Моление о чаше", писанное на полотне, в деревянной раме, при нем лампадка накладного серебра. Над царскими вратами икона "Явление Божией Матери преподобному Сергию" (завеса к вратам из шелковой материи, с кистями на кольцах и на блоке). Иконостас был деревянный, трехъярусный, окрашенный белой масляной краской, с позлащенною резьбой. На закругленных сверху Царских вратах были вырезаны виноградные, сплошного позолота кисти и листья, в кругах помещены живописные изображения четырех евангелистов; над Царскими вратами - образ Тайной вечери. В первом, местном ярусе иконостаса по правую сторону располагался образ Христа Спасителя, именуемый Нерукотворный; по левую - храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы; при них две лампадки из накладного серебра. В среднем и верхнем ярусах иконы двенадцати апостолов. В середине верхнего яруса изображение Господа Саваофа, сидящего на престоле; по правую сторону - образ Воскресения Христова; по левую - Вознесения Господня. Наверху в середине гладкий позлащенный крест. На обоих клиросах находились бархатные хоругви с позолотою и живописными изображениями, обложенные золотою бахромой с кистями, с крестами из накладного серебра и иконы разных святых в позлащенных киотах с позлащенною же резьбою наверху, при них две лампадки из накладного серебра. На правом клиросе - живописные иконы великомученицы Варвары, апостолов Петра и Павла; на левом - мучеников Гурия, Самона и Авива. У правого клироса на деревянном аналогии лежал образ двунадесяти праздников, к нему подсвечник большой из накладного серебра, и помещалась Плащаница большая, писанная на полотне, по углам четыре херувима, по краям слова, писанные золотом: "Благообразный Иосиф" и проч., обложена золотою бахромою, с гробницею, окрашенною белой краской, с позолотою. У левого клироса на деревянном аналогии, окрашенном белою краскою,- икона святых, празднуемых в августе месяце, при ней большой подсвечник накладного серебра. В храме были небольшое паникадило и лампадка на спуске из накладного серебра. В ризнице хранились четыре комплекта риз и стихарей с принадлежностями (епитрахилью и поручами) - три парчовых, шитых золотом, серебром и шелком; один черного бархата, шитый серебром. Книги в лучших кожаных переплетах: Служебник, Апостол, Псалтирь, Общая минея, Триоди постная и цветная, Часослов, Служба святым, Акафистник. В ризнице - комод дубовый, полированный с ящиками; для книг шкаф дубовый, полированный; сундук для поклажи разных вещей. На колокольне было семь колоколов разного веса, в большем вес 51 пуд и 21 фунт. В обеспечение содержания храма Анна Дмитриевна положила в сохранную казну Московского опекунского совета 25 тысяч рублей ассигнациями; для священников был выстроен деревянный дом. В августе 1847 к новоустроенному храму назначили священника Николая Моисеева (бывший дьякон церкви Иоакима и Анны на Якиманке), дьячка Василия Липеровского (певчий хора Его Высокопреосвященства) и пономаря Дмитрия Розанова (ученик Московской семинарии). Анна Дмитриевна Нарышкина вновь просила устроить здесь приход, в чем консистория отказала из-за противодействия священников Всехсвятской церкви. Храм стали считать бесприходным в Никитском сороке Москвы. В 1848 по инициативе храмоздательницы составлено ещё одно прошение - от владельцев дач в Петровском парке. Но согласия сразу дано не было, поскольку выяснилось, что многие из тридцати трех подписавшихся проживают в парке временно; многим, как князю Оболенскому, удобнее сноситься с Василекесарийской церковью; иные продали свои дома и т. д. Вскоре Благовещенский храм был всё-таки утверждён как приходской. В него перешли прихожане Всехсвятской церкви, подписавшиеся под письмом Нарышкиной, а все жившие на Петербургском шоссе остались в ведении церкви Василия Неокесарийского. Прихожанами стали в основном дворовые люди владельцев дач и солдаты из лагерей Ходынского поля. Церковный причт поселился в двух деревянных домах возле храма. В 1856 Петровский дворец готовили к коронации императора Александра II. В связи с этим произвели и ремонт храма, а территорию вокруг него обнесли забором. В последующие годы храм еще несколько раз ремонтировался, перестраивались причтовые дома. В 1881 с помощью старосты купца Ивана Федоровича Натрускина построены новые дома для священника Сергея Васильевича Беляева и диакона Михаила Морозова. В 1880-е годы вдоль Дворцовой аллеи соорудили каменную ограду с металлическими решетками. В 1884 староста купец Иван Иванович Волынский за свои деньги начал строить при храме деревянное здание церковно-приходского училища для мальчиков на 60 мест, которое было открыто в 1892 и располагалось у ограды, с северо-западной стороны храма. Освящал его епископ Дмитровский Александр (Светлаков). Известно имя одного из учителей Благовещенского училища: в 1894...96 здесь преподавал сын священника Московской епархии Михаил Михайлович Третьяков, окончивший в 1893 Московскую Духовную семинарию, а в 1896 определённый псаломщиком в храм Петра и Павла Сельскохозяйственной академии в Петровско-Разумовском. В 1899 заново расписан верхний храм, вызолочен иконостас и возобновлены иконы, после чего 4 июля храм вновь освятили. 18 марта 1901 г. на колокольне установили колокола - большой (250 пудов) и полиелейный (100 пудов) - с изображениями Святой Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, Боголюбской иконы Божией Матери, святителя Николая, святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, преподобных Ксенофонта и Марии. Благовещенский храм в связи с ростом населения решено было расширить, сделать более вместительным. В 1904 благодаря энергии настоятеля о. Петра Сперанского и старосты подполковника Филиппа Никитича Лаврентьева были пристроены два боковых придела, в которые перенесли престолы святых Симеона и Анны и Ксенофонта и Марии. Для соединения приделов с храмом боковые окна алтаря и шести граней основного объема были растесаны и преобразованы в арочные проходы; солея была значительно уменьшена. Строительство осуществлялось по проекту архитектора И. Гаврилова, на средства прихожан и благотворителей. 29 ноября 1904 центральный престол освятили во имя Боголюбской иконы Божией Матери. "Художественно исполненный иконостас сделан о трех ярусах с позолотой. По левую сторону царских врат помещена древняя глубоко чтимая окрестными жителями икона Боголюбской Божией Матери. Пол в храме сделан из метлахских плит, стены украшены живописью. Храм может вместить до 2000 богомольцев",- писали "Церковные ведомости". В том же году верхнюю часть окон верхнего храма закрыли металлическими щитами, по которым были написаны иконы. Под храмом устроили духовую печь, отапливающую нижний этаж; второй этаж оставался холодным. В 1910 по проекту архитектора А.П.Евланова при храме был выстроен каменный двухэтажный дом причта, в нижнем этаже которого располагалась богадельня. Прошение о строительстве, направленное в городскую управу, подписали диакон Александр Третьяков, псаломщик Сергий Громаковский и староста Филипп Лаврентьев. В 1916...17 велись работы по росписи сводов и стен. Осуществлял их художник Александр Дмитриевич Бороздин с помощником о. Иоанном, диаконом храма Всех святых на Соколе. Именно в это время окончательно оформились интерьеры нижнего храма, полностью уничтоженные после его закрытия при советской власти. Плафон главного придела - "Благовещение" - представляет собой оригинальное создание Бороздина. Для росписей правого придела были использованы картины "Проповедь Иисуса Христа в лодке" неизвестного художника (эта композиция не сохранилась) и "Бог-Сын" В. Васнецова. Александр Дмитриевич Бороздин (1880 - 1942) был уроженцем с. Мстеры бывшей Ивановской, ныне Владимирской губернии; по сию пору эта фамилия часто встречается среди мстерских художников-миниатюристов.

В ~1935 закрыта.

Здание передано академии им. Жуковского, располагавшейся в бывшем Петровском дворце, и превращено в склад мебели и продуктов. Вся обстановка, иконы и утварь бесследно исчезли. Почти полностью утрачена роспись стен и сводов, по композиции "Благовещение" прошла электропроводка. Основным разрушениям храм подвергся в 1950-60-е гг., когда были разобраны его ограда и крыльцо, сняты кресты и главы, в помещении храма надстроены вторые ярусы, заложены арки. Колокольню приспособили для устройства подвесного крана. Деревянные церковные дома были уничтожены, в кирпичном доме причта разместилась ГАИ районного УВД. 25 сентября 1991, после долгих переговоров, Военно-воздушная академия освободила здание храма и передала его Русской Православной Церкви - приходу святителя Митрофана Воронежского. 29 сентября в нижнем храме впервые за долгие годы состоялась литургия. Силами прихода начались восстановительные работы. Большого труда общине стоило получить дом причта, но в 1995 госавтоинспекция всё-таки освободила занимаемое помещение. Не менее сложно оказалось убрать с церковной территории пивной бар. Теперь храм получил весь участок, который принадлежал ему до революции. Церковное здание восстановлено под руководством приходского архитектора С.Я.Кузнецова. Храм, приделы и колокольню венчают золоченые главы. Восстановлено крыльцо, заново устроен белокаменный портал. Завершена работа над внутренним убранством храма, устроены новые иконостасы. В нижнем этаже отреставрирована стенная роспись, в куполе верхнего храма сделан мозаичный крест. В верхнем храме и боковых приделах выложены гранитные полы. В доме причта проведена реконструкция и надстроен 3-й этаж.
13 сентября 1997 состоялись торжества в честь 150-летия храма. Перед литургией патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской патриархии, и епископ Орехово-Зуевский Алексий освятили полным архиерейским чином все четыре престола. В честь 2000-летия Рождества Христова на колокольне установлен новый колокол.
место:
Москва
Moscow
оформление:
1844...47.
Арх. Ф.Ф.Рихтер.
В "русском стиле".
состав:
престол Благовещенский, верхний храм
throne of Annunciation

престол Боголюбский, нижний храм

throne of Andrew Bogolyubsky's Virgin

придел свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, северный, нижний храм

chapel of SS Simeon and Anna

придел свв. Прпп. Ксенофонта и Марии и чад их Аркадия и Иоанна, южный, нижний храм

chapel of SS Ksenophont and Maria with Arkady and John

воскресная и общеобразовательная школы

огласительные катехизаторские курсы для готовящихся к крещению

Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы

богадельня

Православный медико-просветительский центр "Жизнь"

детский дом "Павлин"

реставрационная, швейная и столярная мастерские

издательство Сестричества

святыня:
икона
icon иконостас
духовенство:
протоиерей Авенир Александрович Полозов, настоятель (1929 - ~1935) о. Александр Третьяков, диакон ( - )
протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель
иерей Максим Обухов
митрофорный протоиерей Пётр Сперанский ( - 1929), настоятель Сергей Васильевич Беляев, настоятель ( - )
Михаил Морозов, диакон ( - )
богослужение:
По субб., воскр. и праздн. - Литургия в 9 ч., накануне - всенощное бдение в 17 ч.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru