В 1640...70 с южной стороны между стеной монастыря и современным Крапивенским пер. была усадьба Нарышкиных, родственников царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I, поэтому монастырь пользовался особым покровительством царской семьи.
Когда из построек выселили жильцов, монастырь отдали двум учреждениям. Одно из них - Государственный литературный музей. Экспозиция "Русская литература XVIII-XIX вв." разместилась в Нарышкинских палатах монастыря. Второе учреждение - Центральный Совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Из-за использования монастырских зданий не по назначению, из-за установки печей и водопровода в помещениях, не рассчитанных на это, монастырь начал разрушаться и к 1990 был в запущенном состоянии.
Петровский ( - )
Высокопетровский, "Петровский, что на Высоком" (1505 )
собор (~1775 )
В 1805 произведена перестройка. Часть галереи, которая ранее обходила храм, застроили при увеличении трапезной.
Сохранились 13 гробниц, ещё три валялись на дворе.
Кирилл Полуэктович (1623 - 91), дед Петра I
Восьмилепестковый нижний ярус несёт световой восьмерик, перекрытый сводом и завершенный граненым шлемовидным покрытием. Большие "лепестки" расположены по странам света, а между ними по диагоналям - меньшие. Стройные пилястры по углам восьмерика завершены кирпичным поясом карниза. Окна были узкими с арочной перемычкой и крутыми откосами (два таких оконных проёма раскрыты в алтарном выступе). Проёмы были обработаны филёнками из белого камня. Крыша собора была черепичной.
Внутри верхняя часть восьмерика опирается на арки нижнего яруса; они как бы прорезают внизу все его грани и соединяют среднюю часть храма с округлыми пространствами "лепестков". Последние, расширяя пространство храма, одновременно выполняют роль контрфорсов его столпообразного ядра.
При расширении ансамбля монастыря в 1690-х гг. зодчие постарались подчеркнуть главную роль собора. Чтобы сблизить собор с новым окружением, к нему сделали низкую обходную галерею-гульбище на арках с широкими всходами по оси порталов.
Поздние "обновления" настолько изменили вид собора, что его считали вновь построенным зданием 1690 г. на месте алевизовского храма. Архитектор Б.П.Дедушенко, проведя исследования, установил, что здание, построенное Алевизом, уцелело. Гульбище вокруг собора тоже считалось утраченным. Ныне выяснено, что оно скрыто культурным слоем, но в основном сохранилось и подлежит восстановлению с включением сохранившихся фрагментов крыльца. Сейчас здание воссоздаётся в первозданном виде.
В стиле нарышкинского барокко.
придел св. Алексия, митр. Московского (не восстановлен)
церковь свв. Петра и Павла (1914 )
богато орнаментированные доски о лицах, погребённых в подклете
икона
Св. ворота, нижний ярус
Поздние переделки снизили выразительность архитектуры.
монастырь Высокопетровский (~1685 - )
ГИМ
Григорий (Воинов), архим. Высокопетровский монастырь // Русские достопамятности. М., 1880. Т. 3. 80 с.
Дедушко Б.К. К истории ансамбля Высокопетровского монастыря // Древнерусское искусство XVII в. М., 1964. С.253 - 271.
|