Симонов Успенский монастырь
Dormition monastery of St Simon
происхождение названия:
от Симона, в миру боярина Ховрина, пожертвовавшего землю монастырю
история:
В XII столетии Симоновым называлось одно из сёл боярина Кучко. Местность была мокрая, болотистая, почему и слыла среди поселенцев как "постылая". Тем не менее, она отличалась живописностью.
На этом месте архиепископом Фёдором, племянником Сергия Радонежского и духовником великого князя Дмитрия в 1370, за десять лет до Куликовской битвы, и основан монастырь. В ~1379 св. Фёдор перенёс монастырь на новое место, которое подарено монастырю владельцем Симоновского урочища Симоном из рода Головиных, причем владелец сделал на этот счёт и значительное пожертвование. Новое место находилось от старого в четверть версты к северо-востоку. Первоначальный монастырь был основан в честь Рождества Богородицы и назван был Рождественским. При переносе монастыря на новое место старый монастырь не был уничтожен и существовал до времён Ивана Грозного. Для своего нового монастыря, будучи в Константинополе (1383), св. Федор исходатайствовал у патриарха Нила ставропигию и возвратился в сане архимандрита; а когда тот же патриарх Нил по любви своей к добродетельному и умному Федору хиротонисал его в 1390 в сан архиепископа ростовского, то в Симонове монастыре заступил его место св. Кирилл Белоозерский. Все это случилось ещё при жизни св. Сергия Радонежского.

Саженей на 100 от первоначального места монастыря есть довольно глубокий, никогда не высыхающий пруд, обнесенный валом: это плод трудов преп. Сергия, который часто посещал племянника своего Федора и подолгу проживал в обители. В древних межевых книгах пруд этот именуется Сергиевским, и его не следует смешивать с Лисьиным прудом.

Монастырь служил крепостью, защищавшей подступы к городу. По значению соборного храма в честь Успения Богородицы монастырь именовался всегда в грамотах монастырем Пречистой Богородицы, что на Симонове. Впрочем, со времени освящения церкви над вратами во имя Всемилостивого Спаса монастырь стал было именоваться Спасским на Симонове, или Спасо-Симоновым, а с первой половины XVII века зовется просто Симоновым. Прежний же монастырь в честь Рождества Богородицы, будучи усыпальницей иноков, назывался Рождественским на Медвежьем озерке, или на Лисьином пруде. Впоследствии его просто называли Старосимоновским монастырём. В первой половине XVIII столетия ни келий, ни ограды этого монастыря не существовало, а церковь сделали приходской. Симонов монастырь, пользуясь почти с самого своего основания преимуществом ставропигии и обогащаемый вкладами недвижимых имений и драгоценными дарами великих и удельных князей, царей, бояр и граждан, считался издревле одним из богатейших монастырей в России. Царь Иван Васильевич и преемники его, особенно же царь Федор Алексеевич, любили и уважали его. До учреждения духовных штатов монастырю принадлежало множество сёл и деревень, в которых считалось более 12 тысяч душ крестьян. Также приписано было к нему несколько монастырей и пустынь.
385 лет продолжалось цветущее положение монастыря.
Он был одним из наиболее известных и влиятельных монастырей России.
Хотя он в это время и подвергался неоднократно, наравне с Москвой, нашествиям неприятеля, однако каждый раз был возобновляем и возрождался в первобытном виде.
В 1764, с отсуждением крестьян его в казённое ведомство, он пришёл в упадок, а после моровой язвы 1771 года началось его запустение: братия выведена в Новоспасский монастырь, а в нём учреждён карантин.
Наконец, в 1788 по высочайшему указу он был вовсе упразднён и отдан в ведомство главного кригскомиссариата, с тем, чтобы в зданиях его поместить госпиталь.
Но в 1795 по ходатайству графа Мусина-Пушкина монастырь возобновлён на прежних правах.

Монастырская стена имеет длину 395 саженей, высоту 3 1/2 сажени. Вверху, под крышей стены, - амбразуры для пушек и пищалей. Башни имеют от 12 до 18 саженей высоты. Все башни покрыты черепицей. Ворот в ограде - трое. Зодчество обличает работу итальянских мастеров.

Из числа монахов обители вышли четыре патриарха: Иов, Гермоген, Иосаф II и Иосиф.

Многие из насельников этой обители позднее стали игуменами и архимандритами других обителей.
Инвентаризацию и оценку рукописных собраний монастыря провёл В.С.Марков, в дальнейшем настоятель (1911 ) храма Христа Спасителя в Москве.
К 1907 в обители были архимандрит, 16 монахов, 6 послушников.
В 1923 монастырь закрыт. Организован музей.
В 1933 разрушен.
В 1932...37 на месте большей части монастыря построен ДК автомобильного завода им. И.А.Лихачёва.
К 1990 монастырь занят объединением "Росмонументискусство" Минкульта РСФСР.
место:
Москва (1370 - , 1379 )
Moscow
данные:
1-го класса
ставропигиальныйф
необщежительный
монастырь мужской
male monastery
состав:
собор Успенский
cathedral of Dormition церковь Знаменская
church of Virgin of the Sign церковь св. Александра Свирского, больничная
church of St Alexander Svirsky церковь св. Николая
church of St Nicholas церковь Спасская (Происхождения Честных Древ)
church of Saviour (Origin of True Woods) трапезная колокольня
bell tower часовня башня "Дуло" башня Кузнечная, пятигранная башня Солевая, круглая башня Сторожевая

башня Тайнинская

святыня:
икона складень-триптих
насельник:
Варлаам (1511 - 22), митрополит

Вассиан Патрикеев, известный духовный писатель

Гермоген (1606 - 12), патриарх

Геронтий (1473 - 89), митрополит

Иоасаф II, патриарх

Иов (1587 - 1605), митрополит, впоследствии первый патриарх Всероссийский

Иосиф (1642 - 52), патриарх

Кирилл Белозерский, основатель Кирилло-Белозерского монастыря

Cyril Belozersky

Максим Грек, известный духовный писатель

Св. Ферапонт

St Ferapont
духовенство:
игумен Антонин архимандрит Герасим, третий после Игнатия
архимандрит Игнатий, восстановитель
Кирилл Белозерский (1390 - )
архимандрит Пётр Смелич ( 1721 )
игумен Тихон
архимандрит Феодор Симоновский ( - 1390)
погребение:
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru