в схиме Марфой, матерью князя Владимира Андреевича Храброго
угол Рождественки и Трубной площади (~1515 )
Богородице-Рождественский
Ступечатые подпружные арки несут высокий барабан с шлемовидной главой. Завершение имеет пирамидальный вид. Под барабаном - два ряда кокошников "вперебежку" ; они стоят на восьмигранном постаменте. Такое необычное завершение перекликается с архитектурой Спасского собора Андроникова монастыря. От стен четверика закомары отделены карнизами. Над юго-западным углом четверика прежде была звонница.
Внутри мощные ступени арок поддерживают световой барабан. Интересна система кладки купола: благодаря изогнутым рядам кирпичей, поставленных "на угол", образуется хорошо видимый снизу концентрический узор ("паук"). Этот способ кладки применяли итальянцы, много работавшие в Москве в эти годы. Но три однотипных перспективных портала, оформляющие вход в собор, с килевидными завершениями и колонками (колонки перетянуты посередине белокаменными дыньками), - все это московское, традиционное.
В ~1650 с юга к Никольскому приделу примкнула пристройка; очевидно, она служила трапезной. Вход в неё был с запада. Тогда же изменли покрытие собора на обычное четырёхскатное.
К концу XVIII в. собор перестроен: южную пристройку удлинили вдоль всего южного фасада, а с севера возвели на всю длину фасада ещё один объём, служивший крытой папертью.
В 1850 вновь перестроили приделы.
В 1928...30 собор совершенно изуродован перестройками, которые понадобились для приспособления помещения под тогдашнее его назначение.
придел св. Дмитрия Ростовского, южный
колокольня
книжная лавка
Св. Иоанн Златоуст
|