Покровский собор на Рву, или собор Василия Блаженного
Intercession cathedral at the Moat, or Cathedral of St Basil the Blessed
- история:
- Сооружение храма связано с походом царя Иоанна Грозного на Казань в 1552.
- Собор, как и 4 церкви в caмой Казани, строился по государеву обету: "почата делати после Казанского взятия по государеву обету, как ему государю Бог поручил Казанское царство".
- Казань пала в праздник Покрова. Взрыв стены и башен кремля раздался в тот момент, когда дьякон возглашал прошение "О еже покорити и пособити под нозе Его всякаго врага и супостата".
- Композиционная структура собора полностью подчинена идее соединения группы храмов в одном сооружении.
- Деревянный собор освящён 1 октября 1554. Посвящение престолов этого храма, кроме Покрова и Троицы, не известно. Известно, что их было восемь и семь приделов помещались в семи деревянных церквах, стоящих "Окрест осмаго болшаго престола".
- Весной 1555 заложен каменный собор.
- Основой многопридельности этого каменного собора была та же идея пространственного выражения многопрестольности, что и в деревянном его предшественнике.
- В отличие от ростовского собора здесь был создан принципиально новый тип сооружения. Сами формы столпообразных, а также шатровых храмов к 1555 были хорошо известны, но собранными вместе как элементы композиции одного сооружения они оказались впервые. Девять отдельно стоящих столпов, каждый из которых сохранял при этом значение самостоятельного храмa, выраженное в объемно—пространственном построении, но вместе с тем бывших только частью организма собора — это была новация. Идея, центричности, подчинившая себе все построение, разорвала связи с традиционным расположением компартиментов.
- Разгадку появления необычной, нетрадиционной композиции пытались увидеть в известной истории о "нечаянном" обретении девятого престола при закладке собора.
- Указание, поздней летописи: "... повеле им эдати церкви каменны заветныя, 8 престолов, мастеры ж Божиим промыслом основаша 9 престолов, не якож поведено им, но яко по Бозе разум даровася им в размерении основания" позволяли говорить о корректировке зодчими программы Ивана IV. Создание уникальной центрической композиции связывали с творческим замыслом мастеров.
- Однако исследования этапов строительства собора показали, что замысел учреждения девятого престола Николы Великорецкого мог появиться до закладки каменного собора, еще при существовании деревянного, поскольку царь получил известие о явлении чудотворного образа и приказал привезти его в Москву еще до начала строительного сезона - весны 1555. Таким образом, изменение первоначального замысла - переход от восьмипрестольчого храма к девятипрестольному, - что, как считается, и позволило создать уникальную центрическую композицию, лишается интриги и своего смысла корректировки зодчими первоначальной программы.
- Но если даже мы снова прибегнем к примиряющим все точки зрения словам И.Е.Забелина о том, "что замышление построить этот собор в том виде, какой существует, принадлежало сколько художеству строителя-архитектора, столько же и мыслям самого царя" , то все равно при современных представлениях об особенностях средневекового художественного творчества, о специфике канонического искусства мы обязаны ответить на вопрос: какой идеей была оправдана ломка канонической традиции, что привело мастеров к созданию художественного образа, не имеющего аналогий в прошлом?
- Идейный замысел собора не исчерпывался благодарением за события Казанского похода. Исследователи указывали на заложенные в нем некоторые теологические концепции, которые были воплощены через обращение к образам конкретных святынь. В их трудах собор предстает как символ и храма царя Соломона, и Небесного Града - Горнего Иерусалима, воплощенный через образ "райской" архитектуры или через реалии земного Иерусалима - Сионского храма или через условную идеализацию Московского Кремля и всей Москвы в целом. Указывалось на связь его архитектуры с образом Небесного храма из ветхозаветных чтений на Покров Богородицы. Другие видели в нём образ земного Иерусалима, соединявшийся с образом Храма Гроба Господня.
- Достоверно известно, что строительство собора внесло изменения в чин "хождения на осляти" в неделю Вайи. Шествие, совершавшееся до его возведения по территории Кремля, происходит с ~1565 от Успенского собора к собору Покрова на Рву, который в контексте нового чинопоследования олицетворял собой Иерусалим. Известно также, что это отразилось и в названии храма "Иерусалимом" по сообщению иностранных путешественников в ~ 1580 - ~1680.
- В переносе "хождения на осляти" к храму, обладающему престолом Входа Господня в Иерусалим, можно, увидеть влияние Новгорода, где ранее Москвы существовало подобное шествие из Софийского собора к церкви Входа в Иерусалим.
Выделение придела Входа в Иерусалим в общей композиции собора Покрова по формам декора и местоположению, что уже отмечалось исследователями, позволяет полагать, что введение в Москве новгородского чина, приближающего совершаемое в Вербное Воскресение действо к видимому сходству с евангельским событием, и усвоение в связи с этим соответствующего значения собору Покрова на Рву, были задуманы вдохновителем царского замысла митрополитом Макарием, бывшим архиепископом Великого Новгорода, уже при строительстве храма "о Казанском взятее".
- В 1584...98 шлемовидные купола собора заменены на узорные луковичные.
- В царствование Феодора Иоанновича он увенчивается декоративными главами "розными обрасцы". Подобное сохранение "жанра" архитектуры вряд ли может быть случайным для средневековья, в художественном сознании которого отсутствовали такие категории, как стилистическое единство, целостность художественного облика. Скорее это было продиктовано устойчивым символическим значением храма, которое сохранялось за ним и в конце столетия и определило выбор художественных средств.
- Другой особенностью этого собора, которая не может не иметь содержательного обоснования, стала обособленность его храмов. Она выражена в том, что на уровне церковных помещений столпы не соединяются друг с другом стенами. Впечатление от всего соборного ансамбля как группы самостоятельных церквей, поставленных на едином основании, усиливается благодаря стремлению создателей нивелировать доминирующее значение пространства центрального столпа. Тенденция к равнозначности церквей собора определена соотношением размеров их планов, тогда как в других сооружениях (напр., соборы Александровой слободы, Спаса на Бору, Авраамиева монастыря) внутреннее пространство главного храма значительно превышает по своему объёму приделы.
То, что обособленность пространственно подчёркнута именно на ярусе, на котором происходит богослужение, говорит о семантической значимости этого композиционного принципа. Он находит соответствие со средневековым восприятием того символического образа, который собор воплощал в контексте "хождения на осляти". Именно Иерусалим представлялся городом храмов над Святыми местами. В свою очередь, его главная святыня - Храм Гроба Господня - не воспринималась как одно сооружение. Этот собор представлялся конгломератом церквей над местами свидетельств Искупительной Жертвы.
- Собор Покрова на Рву как каждый православный храм является образом Небесного Иерусалима и воплощает в себе всю полноту прообразующих его, образов. Образ Небесного Града объемлет и образ ветхозаветного храма - символа церкви Ветхого Завета, прообразующего Святая Святых Нового Завета — храм Гроба Господня, и образ Дольнего Иерусалима как земной образ Небесного, Горнего Иерусалима.
- Одной из наиболее характерных особенностей архитектуры Покровского собора следует считать отсутствие фасадности, отказ от выявления канонического развития соборного ансамбля по оси запад-восток. Это выразилось в построении почти скульптурного объема, равноценно воспринимаемого со всех точек зрения.
- Над сводами галереи вокруг Покровского столпа устроены фронтончики.
- Последующие цари - Михаил Федорович, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич - продолжали увеличивать число приделов собора, так что все строительство его тянулось с промежутками более 125 лет. Было произведено много изменений как во внутреннем устройстве, так и снаружи. Важнейшие переделки и прибавления в соборе окончились около 1679 года, и он остался в том виде, в каком существует.
Тогда имел он 20 приделов, а по некоторым известиям, впрочем, не весьма достоверным, до 70. От этих многочисленных переделок храм как снаружи, так и внутри не имеет ни малейшей симметрии, а оригинальная красота его является чистой случайностью. Внутренность храма мрачна, а в некоторых приделах так мало света, что с трудом можно различать предметы. Но именно эта теснота, это сближение разнородных украшений, напоминающих разные века и разные вкусы, вся эта тяжесть, громадность, разнородность частей, которые, по-видимому, нельзя было сблизить, - все это и составляет отличительный характер церкви Василия Блаженного, все это делает ее исторически оригинальной и драгоценной.
- В 1784 по повелению Екатерины II собор возобновлён и расписан на пожалованную императрицей сумму в 10 тысяч рублей серебром.
- В 1812 собор разграблен неприятелем, во всех приделах все разбросано, некоторые престолы разломаны.
В храме стояли лошади.
По уходе неприятеля собор освящен.
В 1813 снова возобновлён на деньги, выданные из Св. Синода.
- В 1839...45 последовало четвёртое возобновление собора.
- Холм, на котором он построен, обложен с двух низменных сторон диким камнем и обнесен железной решёткой.
- Славе собора способствовало ещё и народное предание, будто царь Иван Васильевич Грозный был так восхищён необыкновенной красотой его, что призвал архитектора и спросил: может ли он построить другой, подобный, или еще более прекрасный храм? "Могу", - отвечал архитектор. "Ты лжешь!" - вскричал Грозный и велел ослепить его, чтобы он не мог исполнить своего вызова и чтобы храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.
- В 1918 храм взят на учет как архитектурный памятник.
- В 1923 храм объявлен архитектурно-художественным музеем.
В 1927...30 удалены следы поздних переделок, искажавших первоначальный вид.
Открыты арки под крыльцами и площадками второго этажа.
Восстановлен древний цоколь на северном и восточном фасадах.
- В 1954...55 проведены реставрационные работы.
Приведена в порядок кладка.
Металлические покрытия заменены медными, на центральной башне восстановлены вставки из изразцов в виде звёзд, золочёные спирали и кольца, обновлена черепица на шатрах и т.д.
- В 1966 вновь реставрирована фресковая живопись на стенах и сводах внутренней обходной галереи.
- В 1967...70 - большие реставрационные работы по замене ветхих элементов собора.
- Собор является филиалом ГИМ.
- Cathedral is the branch of Historical museum.
- Первое богослужение состоялось 14 октября 1991, однако регулярные богослужения не совершаются.
- Храм справедливо считается памятником архитектуры и инженерно-строительного искусства мирового значения.
- Its image, along with the walls and towers of Kremlin is taken as a symbol of Moscow and of the whole of Russia.
- В конкурсе "Восьмое чудо света" собор занял четвёртое место, после Байкала, долины гейзеров и Петергофа.
- мероприятие:
- 19 апреля 2015. «Мир Украине, свобода России»
- April 19, 2015. «Peace for Ukraine, freedom for Russia»
- 28 февраля 2015 - ... 2017. Немцов мост
- February 28, 2015 - ..., 2017. The Nemtsov bridge
- место:
- Москва
- Moscow
- место:
- на рву, проходившем перед твердыней Кремля, близ Фроловских (Спасских) ворот на месте бывшей тут деревянной церкви Св. Троицы
- адрес:
- Красная пл.
- метро:
- Китай-город, Охотный ряд
- оформление:
- деревянный собор (1554 - )
- каменный собор (1555...61 )
- Зодчие Барма и Постник.
- Их имена обнаружил в 1896 в древних книгах Румянцевской библиотеки И.И.Кузнецов, исследователь московской старины, имена строителей храма.
- Собор представляет собой группу из девяти столпообразных храмов, размещённых на общем постаменте - высоком подклете, и объединённых внутренними переходами и наружной галереей - гульбищем.
Центральный храм состоит из четверика, восьмерика и завершён восьмигранным световым барабаном с золочёной главкой.
Все приделы имеют форму восьмерика, идущего от традиций русского деревянного зодчества.
- Вокруг нижнего яруса идёт крытое гульбище (галерея), сравнительно поздней постройки.
Своды гульбища опираются на массивные столбы с декоративными фронтончиками сверху.
Переход от восьмерика к шатру украшен целой системой кокошников.
- Четыре башни-церкви, расположенные по странам света, состоят каждая из трёх восьмериков, суживающихся уступами, и барабана с фигурной главой.
- Четыре малых церкви по диагоналям - это четверики, переход к барабану у них оформлен тремя рядами полукруглых кокошников.
- Здание не имеет выраженного главного фасада и рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обход.
Интерьеры церквей просты.
Собор интересен своим внешним видом.
Он как бы являл собой сказочный "райский град".
- Архитектурно-декоративное убранство собора богато и разнообразно.
Живописность композиции и пышность наружного убранства, а также малая площадь отдельных приделов свидетельствуют о том, что собор представляет собой храм-памятник, рассчитанный в основном на внешнее восприятие.
- Собор много раз горел и перестраивался (1626, 1668, 1737).
- В 1680 открытые переходы гульбища перекрыты кирпичными сводами, в подклете размещены 13 престолов церквей, стоявших ранее вдоль рва на Красной площади на месте публичных казней при Иване Грозном ("на крови").
- В 1744 заложены все арки нижней галереи.
- В 1781...84 сняты главки на ребрах шатра, настланы белокаменные полы, расписана сюжетной живописью центральная башня.
- В 1817 сооружена подпорная стена, шатёр покрыт железом.
- В 1839...45 застеклено гульбище, расписаны придельные церкви.
- В 1897 железное покрытие с шатра снято.
- состав:
- престол Покровский
- throne of Intercession
- престол св. Василия Блаженного, в восточной пристройке
- throne of St Basil
- придел Входа в Иерусалим, западный
- chapel of Entry into Jerusalem
- история:
- Освящение связано с торжественным возвращением войска в Москву.
придел
- chapel
- место:
- в восточной пристройке
- в заложенной юго-восточной арке подклета
- над могилой другого московского юродивого Иоанна Блаженного, похороненного здесь в 1589
- переосвящение:
- придел Ризположения (1672 - 80)
- chapel of Deposition of the Robe of Virgin
- придел Рождества БР (1680 )
- chapel of Nativity
- святыня:
- икона
- icon
- название:
- Покров {3489}
- Intercession
- мощи Иоанна Блаженного, вологодского уроженца
-
придел св. Александра Свирского или Трёх патриархов Александрийских, юго-восточный
- chapel of St Alexander Svirsky or Three patriarches of Alexandria
- история:
- Освящение связано с разгромом 30-тысячного отряда татарской конницы князя Япанчи.
придел св. Варлаама Хутынского, юго-западный
- chapel of St Varlaham
- история:
- Единственный придел, освящение которого не связано с событиями похода.
придел св. Василия Блаженного
- chapel of St Basil the Blessed
- оформление:
- 1588.
- Пристроен над могилой Василия Блаженного.
- Увенчанный невысокой главой.
придел св. Григория Армянского, северо-западный
- chapel of Gregory
- история:
- Освящение связано с днём взятия Арской башни.
придел св. Иоанна Милостивого, северо-восточный
- chapel of John
- придел св. Николая Великорецкого Чудотворца, южный
- chapel of Nicholas
- придел Св. Троицы, восточный
- chapel of Holy Trinity
- история:
- Сюда перенесена бывшая ранее на месте собора церковь.
придел северный
- north chapel
- история:
- Переосвящён по ходатайству богатой вкладчицы Наталии Хрущевой.
- переосвящение
- придел свв. Киприана и Устины ( - 1786)
- chapel of SS Kiprian and Justina
- придел свв. Адриана и Наталии, северный (1786 )
- chapel of SS Adrian and Natalie
колокольня
- bell tower
- оформление:
- 1670.
- Шатровая.
пара часовен
- two chapels
- история:
- В 1925 снесены.
- название:
- часовня Великого Совета Ангел, справа
- chapel of Angel of Great Council
- святыня:
- икона
- название:
- Христос со свв. Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским
- история:
- Образ снят со Спасских ворот, над которыми он написан в связи с возвращением Смоленска в Московское государства.
- оформление:
- 1514.
иконостас
- история:
- Обновлён в 1902.
часовня Великого Совета Откровение, слева
- chapel of Revelation of Great Council
- место:
- Красная пл.
- этап:
- 1802 -
- место:
- по сторонам воротной арки
- оформление:
- Каменные.
- В классическом стиле.
- предмет с изображением:
1866
- место:
- по сторонам башни
- оформление:
- Каменные.
- предмет с изображением:
- посвящённый предмет:
- библиография
- [201 c. 101 - 104]
- Кузнецов О.И. Иконы Всемилостивого Спаса и Покрова Божией Матери над Кремлёвскими Спасскими воротами в Москве; часовни Спасителя и Смоленской Божией Матери у этих ворот. - М., 1904. - 11 с.
- святыня
- икона
- icon
- автор:
- Володимеров И.
- Ivan Volodimerov
- название:
- Вход в Иерусалим
- оформление:
- 15 в. ~Тверь.
- Доска, ковчег.
- предмет с изображением:
Деисус {3305}
- Deesis
- погребение:
- Св. Василий Блаженный, у стен храма
- St Basil the Blessed
- предмет в виде его:
- скульптура ледяная
- место:
- Лондон
- оформление:
- 12 января 2006.
- предмет с изображением:
- гравюра
- gravure
- название:
- Красная площадь в Москве
- Red square in Moscow
Москва. Покровский собор (Василий Блаженный)
- предмет с изображением:
- иллюстрация
- [685 рис. 37]
- грамота почётная
- название:
- Слава труду! Победителю социалистического соревнования {vs0407}
- икона
- icon
- Св. Александр Невский с деянием
- St Alexander Nevsky with Acts
- Св. Василий Блаженный. 18 в.
- St Basil the Blessed
- иллюстрация
- [82 VII] - внешний вид
- [165 обложка]
- [185 c. 479] - внешний вид (крыльцо слева)
- [437 c. 19] - жители покидают Москву в 1812
- [486 c. 38] - внешний вид
- [486 c. 460] - вид сверху на Красную площадь
- [685 рис. 37] - внешний вид в ~1900
- [1124, c. 324] - план
- [1187 c. 115] - вид сверху на собор и Кремль
- [1218 c. 20] - вид вдоль Красной площади, с обратной стороны собора
- [2357 c. 62] - вид с Красной площади
- [4932 c. 225] - светотень
- [4932 c. 274] - внешний вид, ч/б
-
[5310 Обложка]
- календарь на 2006
- карта магнитная
- magnetic card
- картина
- painting
- конверт
- cover
- марка
- 1946 [901 № 1236]
- надпечатка "800 лет Москвы. 1147 - 1947 гг."
- 1947 [901 № 1324]
- 1947 [901 № 1337]
- миниатюра лаковая
- varnish miniature
- предмет с изображением:
- иллюстрация
[183 V]
- открытка
- postal card
- серия:
- Москва
- Moscow
- название:
- Москва после 24 октября - 3 ноября 1917. Церковь Василия Блаженного
- Moscow after October 24 - November 3, 1917. Church of St Basil the Blessed
»
- Москва. Вербный торг на Красной площади {pc1118}
- Moscow. Verbny market on Red square
- С Новым годом, с Новым счастьем {pc1234}
- With New year, with New happiness
- С Рождеством Христовым!
- With Christmas!
»
- файл
- 24-kr-ci
- caroun.com
- 82730 - малый
- photobox.ru
- внешний вид
82770 - малый
- photobox.ru
- внешний вид
83197 - малый
- photobox.ru
- внешний вид
83199 - малый
- photobox.ru
- внешний вид
ib1354
- days.ru
- фотография
- photograph
»
- название:
- Пришло время крыс
- The rat time came
-
150419me
- Российская Троица
- Russian Trinity
-
150419mb
- шкатулка лаковая {h0012}
- lacquer box
- посвящённый предмет:
- праздник:
- крестный ход совершался сюда в неделю Ваий
|
|