Покровский собор на Рву, или собор Василия Блаженного
Intercession cathedral at the Moat, or Cathedral of St Basil the Blessed
история:
Сооружение храма связано с походом царя Иоанна Грозного на Казань в 1552.
Собор, как и 4 церкви в caмой Казани, строился по государеву обету: "почата делати после Казанского взятия по государеву обету, как ему государю Бог поручил Казанское царство".
Казань пала в праздник Покрова. Взрыв стены и башен кремля раздался в тот момент, когда дьякон возглашал прошение "О еже покорити и пособити под нозе Его всякаго врага и супостата".
Композиционная структура собора полностью подчинена идее соединения группы храмов в одном сооружении.
Деревянный собор освящён 1 октября 1554. Посвящение престолов этого храма, кроме Покрова и Троицы, не известно. Известно, что их было восемь и семь приделов помещались в семи деревянных церквах, стоящих "Окрест осмаго болшаго престола".
Весной 1555 заложен каменный собор.
Основой многопридельности этого каменного собора была та же идея пространственного выражения многопрестольности, что и в деревянном его предшественнике.
В отличие от ростовского собора здесь был создан принципиально новый тип сооружения. Сами формы столпообразных, а также шатровых храмов к 1555 были хорошо известны, но собранными вместе как элементы композиции одного сооружения они оказались впервые. Девять отдельно стоящих столпов, каждый из которых сохранял при этом значение самостоятельного храмa, выраженное в объемно—пространственном построении, но вместе с тем бывших только частью организма собора — это была новация. Идея, центричности, подчинившая себе все построение, разорвала связи с традиционным расположением компартиментов.
Разгадку появления необычной, нетрадиционной композиции пытались увидеть в известной истории о "нечаянном" обретении девятого престола при закладке собора.
Указание, поздней летописи: "... повеле им эдати церкви каменны заветныя, 8 престолов, мастеры ж Божиим промыслом основаша 9 престолов, не якож поведено им, но яко по Бозе разум даровася им в размерении основания" позволяли говорить о корректировке зодчими программы Ивана IV. Создание уникальной центрической композиции связывали с творческим замыслом мастеров.
Однако исследования этапов строительства собора показали, что замысел учреждения девятого престола Николы Великорецкого мог появиться до закладки каменного собора, еще при существовании деревянного, поскольку царь получил известие о явлении чудотворного образа и приказал привезти его в Москву еще до начала строительного сезона - весны 1555. Таким образом, изменение первоначального замысла - переход от восьмипрестольчого храма к девятипрестольному, - что, как считается, и позволило создать уникальную центрическую композицию, лишается интриги и своего смысла корректировки зодчими первоначальной программы.
Но если даже мы снова прибегнем к примиряющим все точки зрения словам И.Е.Забелина о том, "что замышление построить этот собор в том виде, какой существует, принадлежало сколько художеству строителя-архитектора, столько же и мыслям самого царя" , то все равно при современных представлениях об особенностях средневекового художественного творчества, о специфике канонического искусства мы обязаны ответить на вопрос: какой идеей была оправдана ломка канонической традиции, что привело мастеров к созданию художественного образа, не имеющего аналогий в прошлом?
Идейный замысел собора не исчерпывался благодарением за события Казанского похода. Исследователи указывали на заложенные в нем некоторые теологические концепции, которые были воплощены через обращение к образам конкретных святынь. В их трудах собор предстает как символ и храма царя Соломона, и Небесного Града - Горнего Иерусалима, воплощенный через образ "райской" архитектуры или через реалии земного Иерусалима - Сионского храма или через условную идеализацию Московского Кремля и всей Москвы в целом. Указывалось на связь его архитектуры с образом Небесного храма из ветхозаветных чтений на Покров Богородицы. Другие видели в нём образ земного Иерусалима, соединявшийся с образом Храма Гроба Господня.
Достоверно известно, что строительство собора внесло изменения в чин "хождения на осляти" в неделю Вайи. Шествие, совершавшееся до его возведения по территории Кремля, происходит с ~1565 от Успенского собора к собору Покрова на Рву, который в контексте нового чинопоследования олицетворял собой Иерусалим. Известно также, что это отразилось и в названии храма "Иерусалимом" по сообщению иностранных путешественников в ~ 1580 - ~1680.
В переносе "хождения на осляти" к храму, обладающему престолом Входа Господня в Иерусалим, можно, увидеть влияние Новгорода, где ранее Москвы существовало подобное шествие из Софийского собора к церкви Входа в Иерусалим. Выделение придела Входа в Иерусалим в общей композиции собора Покрова по формам декора и местоположению, что уже отмечалось исследователями, позволяет полагать, что введение в Москве новгородского чина, приближающего совершаемое в Вербное Воскресение действо к видимому сходству с евангельским событием, и усвоение в связи с этим соответствующего значения собору Покрова на Рву, были задуманы вдохновителем царского замысла митрополитом Макарием, бывшим архиепископом Великого Новгорода, уже при строительстве храма "о Казанском взятее".
В 1584...98 шлемовидные купола собора заменены на узорные луковичные.
В царствование Феодора Иоанновича он увенчивается декоративными главами "розными обрасцы". Подобное сохранение "жанра" архитектуры вряд ли может быть случайным для средневековья, в художественном сознании которого отсутствовали такие категории, как стилистическое единство, целостность художественного облика. Скорее это было продиктовано устойчивым символическим значением храма, которое сохранялось за ним и в конце столетия и определило выбор художественных средств.
Другой особенностью этого собора, которая не может не иметь содержательного обоснования, стала обособленность его храмов. Она выражена в том, что на уровне церковных помещений столпы не соединяются друг с другом стенами. Впечатление от всего соборного ансамбля как группы самостоятельных церквей, поставленных на едином основании, усиливается благодаря стремлению создателей нивелировать доминирующее значение пространства центрального столпа. Тенденция к равнозначности церквей собора определена соотношением размеров их планов, тогда как в других сооружениях (напр., соборы Александровой слободы, Спаса на Бору, Авраамиева монастыря) внутреннее пространство главного храма значительно превышает по своему объёму приделы. То, что обособленность пространственно подчёркнута именно на ярусе, на котором происходит богослужение, говорит о семантической значимости этого композиционного принципа. Он находит соответствие со средневековым восприятием того символического образа, который собор воплощал в контексте "хождения на осляти". Именно Иерусалим представлялся городом храмов над Святыми местами. В свою очередь, его главная святыня - Храм Гроба Господня - не воспринималась как одно сооружение. Этот собор представлялся конгломератом церквей над местами свидетельств Искупительной Жертвы.
Собор Покрова на Рву как каждый православный храм является образом Небесного Иерусалима и воплощает в себе всю полноту прообразующих его, образов. Образ Небесного Града объемлет и образ ветхозаветного храма - символа церкви Ветхого Завета, прообразующего Святая Святых Нового Завета — храм Гроба Господня, и образ Дольнего Иерусалима как земной образ Небесного, Горнего Иерусалима.
Одной из наиболее характерных особенностей архитектуры Покровского собора следует считать отсутствие фасадности, отказ от выявления канонического развития соборного ансамбля по оси запад-восток. Это выразилось в построении почти скульптурного объема, равноценно воспринимаемого со всех точек зрения.
Над сводами галереи вокруг Покровского столпа устроены фронтончики.

Последующие цари - Михаил Федорович, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич - продолжали увеличивать число приделов собора, так что все строительство его тянулось с промежутками более 125 лет. Было произведено много изменений как во внутреннем устройстве, так и снаружи. Важнейшие переделки и прибавления в соборе окончились около 1679 года, и он остался в том виде, в каком существует. Тогда имел он 20 приделов, а по некоторым известиям, впрочем, не весьма достоверным, до 70. От этих многочисленных переделок храм как снаружи, так и внутри не имеет ни малейшей симметрии, а оригинальная красота его является чистой случайностью. Внутренность храма мрачна, а в некоторых приделах так мало света, что с трудом можно различать предметы. Но именно эта теснота, это сближение разнородных украшений, напоминающих разные века и разные вкусы, вся эта тяжесть, громадность, разнородность частей, которые, по-видимому, нельзя было сблизить, - все это и составляет отличительный характер церкви Василия Блаженного, все это делает ее исторически оригинальной и драгоценной.

В 1784 по повелению Екатерины II собор возобновлён и расписан на пожалованную императрицей сумму в 10 тысяч рублей серебром.
В 1812 собор разграблен неприятелем, во всех приделах все разбросано, некоторые престолы разломаны. В храме стояли лошади. По уходе неприятеля собор освящен. В 1813 снова возобновлён на деньги, выданные из Св. Синода.
В 1839...45 последовало четвёртое возобновление собора.
Холм, на котором он построен, обложен с двух низменных сторон диким камнем и обнесен железной решёткой.

Славе собора способствовало ещё и народное предание, будто царь Иван Васильевич Грозный был так восхищён необыкновенной красотой его, что призвал архитектора и спросил: может ли он построить другой, подобный, или еще более прекрасный храм? "Могу", - отвечал архитектор. "Ты лжешь!" - вскричал Грозный и велел ослепить его, чтобы он не мог исполнить своего вызова и чтобы храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.

В 1918 храм взят на учет как архитектурный памятник.
В 1923 храм объявлен архитектурно-художественным музеем. В 1927...30 удалены следы поздних переделок, искажавших первоначальный вид. Открыты арки под крыльцами и площадками второго этажа. Восстановлен древний цоколь на северном и восточном фасадах.

В 1954...55 проведены реставрационные работы. Приведена в порядок кладка. Металлические покрытия заменены медными, на центральной башне восстановлены вставки из изразцов в виде звёзд, золочёные спирали и кольца, обновлена черепица на шатрах и т.д.

В 1966 вновь реставрирована фресковая живопись на стенах и сводах внутренней обходной галереи.
В 1967...70 - большие реставрационные работы по замене ветхих элементов собора.
Собор является филиалом ГИМ.
Cathedral is the branch of Historical museum.

Первое богослужение состоялось 14 октября 1991, однако регулярные богослужения не совершаются.
Храм справедливо считается памятником архитектуры и инженерно-строительного искусства мирового значения.

Its image, along with the walls and towers of Kremlin is taken as a symbol of Moscow and of the whole of Russia.

В конкурсе "Восьмое чудо света" собор занял четвёртое место, после Байкала, долины гейзеров и Петергофа.
мероприятие:
19 апреля 2015. «Мир Украине, свобода России»
April 19, 2015. «Peace for Ukraine, freedom for Russia»

28 февраля 2015 - ... 2017. Немцов мост
February 28, 2015 - ..., 2017. The Nemtsov bridge
место:
Москва
Moscow
оформление:
деревянный собор (1554 - )
каменный собор (1555...61 )
Зодчие Барма и Постник.
Их имена обнаружил в 1896 в древних книгах Румянцевской библиотеки И.И.Кузнецов, исследователь московской старины, имена строителей храма.
Собор представляет собой группу из девяти столпообразных храмов, размещённых на общем постаменте - высоком подклете, и объединённых внутренними переходами и наружной галереей - гульбищем. Центральный храм состоит из четверика, восьмерика и завершён восьмигранным световым барабаном с золочёной главкой. Все приделы имеют форму восьмерика, идущего от традиций русского деревянного зодчества.
Вокруг нижнего яруса идёт крытое гульбище (галерея), сравнительно поздней постройки. Своды гульбища опираются на массивные столбы с декоративными фронтончиками сверху. Переход от восьмерика к шатру украшен целой системой кокошников.
Четыре башни-церкви, расположенные по странам света, состоят каждая из трёх восьмериков, суживающихся уступами, и барабана с фигурной главой.
Четыре малых церкви по диагоналям - это четверики, переход к барабану у них оформлен тремя рядами полукруглых кокошников.
Здание не имеет выраженного главного фасада и рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обход. Интерьеры церквей просты. Собор интересен своим внешним видом. Он как бы являл собой сказочный "райский град".
Архитектурно-декоративное убранство собора богато и разнообразно. Живописность композиции и пышность наружного убранства, а также малая площадь отдельных приделов свидетельствуют о том, что собор представляет собой храм-памятник, рассчитанный в основном на внешнее восприятие.
Собор много раз горел и перестраивался (1626, 1668, 1737).
В 1680 открытые переходы гульбища перекрыты кирпичными сводами, в подклете размещены 13 престолов церквей, стоявших ранее вдоль рва на Красной площади на месте публичных казней при Иване Грозном ("на крови").
В 1744 заложены все арки нижней галереи.
В 1781...84 сняты главки на ребрах шатра, настланы белокаменные полы, расписана сюжетной живописью центральная башня.
В 1817 сооружена подпорная стена, шатёр покрыт железом.
В 1839...45 застеклено гульбище, расписаны придельные церкви.
В 1897 железное покрытие с шатра снято.
состав:
престол Покровский
throne of Intercession

престол св. Василия Блаженного, в восточной пристройке
throne of St Basil

придел Входа в Иерусалим, западный
chapel of Entry into Jerusalem придел
chapel придел св. Александра Свирского или Трёх патриархов Александрийских, юго-восточный
chapel of St Alexander Svirsky or Three patriarches of Alexandria придел св. Варлаама Хутынского, юго-западный
chapel of St Varlaham придел св. Василия Блаженного
chapel of St Basil the Blessed придел св. Григория Армянского, северо-западный
chapel of Gregory придел св. Иоанна Милостивого, северо-восточный
chapel of John

придел св. Николая Великорецкого Чудотворца, южный
chapel of Nicholas

придел Св. Троицы, восточный
chapel of Holy Trinity придел северный
north chapel колокольня
bell tower пара часовен
two chapels
святыня
икона
icon
погребение:
Св. Василий Блаженный, у стен храма
St Basil the Blessed
предмет в виде его:
скульптура ледяная
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
праздник:
крестный ход совершался сюда в неделю Ваий
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru