Донской монастырь
Monastery of Virgin of Don
история:
Основан в 1591...93 царём Федором Ивановичем в память избавления Москвы в 1571 от нашествия крымского хана Казы-Гирея.
Расположен к юго-западу от центра древней Москвы, вблизи старой Калужской дороги, на том самом месте, где в обозе русских, ожидавших врага, стояла походная церковь преп. Сергия, в которой была поставлена икона Донской БМ после обнесения её вокруг городских стен и стана.
Сражение, длившееся после этого в течение всего дня, показало хану силу русских, и на другой день он бежал.
Место расположения было и стратегически продумано.
Монастырь заполнил собой брешь, существовавшую в южном оборонительном поясе между Новодевичьим и Даниловым монастырями.
В Смутное время обитель была опустошена.
В первые годы своего существования Донской монастырь был очень невелик, небогат, малочислен.
Опись 1628 года, древнейшая из сохранившихся описей монастыря, рисует следующую картину: "...церковь камена, а в церкви образы и свечи и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение...да...келья игуменова, да келья братцкая, да ограда деревянная замет на 25 прясел". Перед нами небольшая крепостца, в ней два жилых здания (кельи) и в центре - церковь. Это и есть сохранившийся до наших дней так называемый Старый, или Малый собор.
В 1627 - 29 монастырь владел сельцом Семёновским с 20 пустошами и 16 крестьянскими дворами (20 душ крестьян).
Выход из запустения совершился при царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче, которые сделали Донскую обитель "богомольем царей", так как в монастырь этот совершались крестные ходы, в которых принимали участие цари.
В ~1650 Донской монастырь был приписан к Андреевскому монастырю.
В 1678 восстановлена самостоятельность Донского монастыря; он получил богатые пожалования, имел свыше 1 400 крестьянских дворов. В описании построек монастыря 1679 года, кроме Малого собора, описывается "…хлебня да подле ее келья каменныя и на хлебне чердак дощатой с крыльцом и с лестницею крытые тесом, да нового строения две кельи с сенями, а в кельях печи обрасцовые зеленые, а в сенях чуланы досчатыя. Да погреб дубовый, а над ним анбар деревянный четырехсаженный… Около монастыря огорожено забором, а по щету двадцать два прясла и в том числе пять прясел новых, да по тому ж старому забору крыто тесом и во многих местех погнило. Святые ворота о трех считах крыты тесом и ветхи".
В 1683 монастырь возведён в степень архимандритии, ему отмежёвано 20 десятин близлежащей городской выгонной земли.
Благодаря поддержке русских государей, монастырь становится не только духовным центром, но и политическим. В нем осуществлялась связь России с: соседними народами, особенно с Украиной, вошедшей в состав государства российского в 1654 году, а также с Грузией, искавшей защиты от засилья турок.
В 1686...1711 возведена каменная ограда монастыря. Массивные крепостные стены с двенадцатью башнями и двумя проездными воротами сооружались на средства вдовы думного дьяка Якова Аверкиевича Кириллова - Ирины Симоновны, да "род болярина князя Василия Васильевича Голицына дал вкладу пятьдесят червоных золотых". Ограда построена по типу крепостных сооружений древней Руси, но её архитектура нарядна и празднична: верхи стен и башен украшены белокаменными резными деталями, боевые площадки завершены широкими аркадами, что лишает крепостную ограду суровости, характерной для оборонных сооружений.
Стены монастыря с высокими башнями начаты постройкой по усердию царевны Екатерины Алексеевны, а окончены в 1692 на средства жены думного дьяка Якова Аверкиева - Ирины Семеновой. Об этом свидетельствуют три надписи, находящиеся в соборной церкви.
В 1724 в Донской монастырь переведены монахи и имущество Андреевского монастыря.
В 1739 монастырь владел 880 дворами (свыше 6 700 душ), 14 мельницами, рыбными ловлями и перевозами.
В 1747 в монастырь намеревались перевести Славяно-греко-латинскую академию, но ограничились уплатой жалованья персоналу академии из монастырской казны.
В сентябре 1771 в Москве вспыхнула чума. История чумного бунта непосредственно связана с иконой Боголюбская - в Москве {2698}.
В основном, ансамбль монастыря сформировался в течение 18 в. В это время многие деревянные постройки были заменены на каменные.
С 1799 по 1827 в монастыре помещался Духовно-цензурный комитет, впоследствии переведенный в Троице-Сергиеву лавру.
В 1812 строения обители от пожара не пострадали, но обитель разграблена французскими войсками, похищены оклады с икон и церковная утварь, хотя наиболее ценные вещи были заранее вывезены в Вологду.
Инвентаризацию и оценку рукописных собраний монастыря провёл В.С.Марков, в дальнейшем настоятель (1911 ) храма Христа Спасителя в Москве.
С течением времени монастырь из оборонительного сооружения превратился в духовную обитель, став излюбленным местом царской семьи и представителей московской знати, которые приезжали сюда на богослужения и делали щедрые пожертвования. Монастырь стал одним из богатейших и привилегированных монастырей России, оказывающий большое влияние на политическую жизнь страны. Ризница монастыря содержала богатые вклады русских царей в 17-18 вв., а также вклады грузинского царя Арчила Имертинского. В архиве монастыря хранились грамоты и акты 17-18 вв. (в настоящее время документы монастырского архива находятся в фондах Российского государственного архива древних актов и Центрального исторического архива Москвы).
По штату в монастыре к 1907 состояли наместник-архимандрит, 30 монахов, 5 послушников, а в 1917 - 48 монахов, 2 послушника.
В 1919 монастырь закрыт.
В 1922 - 25 здесь содержался под арестом, а затем жил после освобождения патриарх Тихон. 9 декабря 1924 на него совершено покушение и был убит его келейник Яков Полозов. В 1925 патриарх скончался (по одной из версий, был отравлен).
Монахи старались пристроиться в обители кто кем - деваться им было некуда. Кельи заселили рабочими. Начали активно осваивать шесть гектаров территории монастыря. В 1924 часть помещений занята детской трудовой колонией, другая - Райподотделом по борьбе с огородными вредителями. В бывшем Каретном сарае одно время размещались колхозные коровы. Когда началось строительство метро, в Малом соборе устроили общежитие Метростроя. Другие храмы заселили лабораториями, учреждениями, сделав в них поэтажные перекрытия.
В 1929 - 34 в монастыре действовал Антирелигиозный музей искусств.
В 1934 сюда переехал Государственный научно-исследовательский музей архитектуры. На территорию монастыря свозились фрагменты разрушенных Сухаревой башни, Триумфальной арки, Красных ворот, церкви на Покровке и других реликвий. Среди прочего привезли и рельеф с храма Христа Спасителя "Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского". Значительные разрушения монастырь получил во время Великой Отечественной войны, в Большой собор попала бомба.И хотя это никак документально не подтверждается есть предположение, что священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву (в Большом соборе).
Решением исполкома Моссовета от 30 октября 1990 монастырь возвращён церкви.
место:
Москва (1593 )
Moscow
данные:
1-го класса
необщежительный
ставропигиальный (1745 )
архимандрития (1683)
мужской
принадлежность:
монастырь Андреевский (1650 - 87)
состав:
собор Донской большой
big cathedral of Virgin of Don собор Донской малый
small cathedral of Virgin of Don церковь архистратига Михаила, усыпальница Голицыных
church of arch-stratig Michael церковь преп. Александра Свирского, усыпальница Зубовых
церковь св. Георгия Победоносца
church of St George церковь св. Евфимия Великого, больничная
church of St Evfimy церковь св. Иоанна Златоуста, усыпальница Первушиных
church of St John Chrysostom церковь св. Иоанна Лествичника, усыпальница семьи Терещенко
church of St John церковь св. Серафима Саровского, кладбищенская
church of St Seraphim церковь св. Тихона, патриарха Всероссийского
church of St Tikhon церковь свв. Захарии и Елисаветы над западными воротами в колокольне
church of SS Zachariah and Elizabeth церковь Сретения Господня
church of Presentation of Christ

церковь Тихвинская

church of Virgin of Tikhvin колокольня
bell tower часовня
chapel часовня водоосвятная
chapel часовня-усыпальница Левченко
chapel of Levchenko часовня-усыпальница Простяковых
chapel of Prostyakovs ворота Святые (1693 )
Holy gate

келии братские

cells келии "над погребами", здание цензурного комитета
cells дом настоятеля кладбище
cemetery кладбище новое монастырь Видогощский (1683 )
Vidogoschky monastery

монастырь Жиздринский Св.-Троицкий (1683 - )

Holy Trinity monastery of Zhizdra монастырь Иаковлевский Железноборовский (1685 )
monastery of St Jacob Zheleznoborovsky

монастырь Шаровкин (1683 )

Sharovkin monastery

пустынь Успенская Свято-Тихонова (1684 - 1764)

Dormition and St Tikhon desert

часовня св. Николая Чудотворца

chapel of St Nicholas
святыня:
икона
icon сосуды золотые, дар царя Арчила Имеретинского
gold vessels

евангелие весом 11 ф. 33 з., дар Полунина (1688)

Gospel

книга Минея, дар царя Михаила Фёдоровича (1621)

book

наличники Сухаревой башни, вмонтированы в северную стену

портал {h0057}
portal

рака с мощами святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

reliquiae of St Tikhon
духовенство:
Аввакум Миланкович, наместник ( 1782 )
архимандрит Агафодор (Маркевич), наместник (1991 )
архимандрит Виктор, наместник ( 1809 )
архимандрит Иерофей Прилуцкий ( 1721 )
глава имеретинской грузинской церкви архимандрит Лаврентий, настоятель (~1715 - )
погребение:
Салтычиха, памятник изуродован
богослужение:
ежедн. полуношница и часы в 7 ч., Литургия в 8 ч., вечерня и утреня в 17 ч., по воскр. и праздн. Литургии в 7 и 10 ч.., накануне всенощное бдение в 17 ч.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
его предмет:
приглашение на процедуру погребения Деникина и И. Ильина.
праздник:
19.VIII - крестный ход в монастырь из Успенского собора, установлен вместе с учреждением монастыря
Virgin hram Рейтинг@Mail.ru Arts.In.UA