Благовещенский собор
Annunciation cathedral *
- история:
- Третий по значению собор Кремля, придворныё храм великих князей и царей.
- Настоятель собора был духовником царской семьи.
Духовник принимал исповедь государя, помогал составлять ему завещание - духовную грамоту, крестил и венчал царских детей.
- В 1405 Андреем Рублёвым, Феофаном Греком и Прохором с Городца написаны иконы второго и третьего ярусов.
- В 1408 собор расписали Феофан Грек, Данил Чёрный и Андрей Рублёв.
- В ~1480 старый пол был приподнят, вследствие чего и древние фрески 1408 года, покрывавшие стены, нужно было приподнять выше, другими словами, переписать, что и было сделано Дионисием.
- В ~1480...82 собор был снова расписан Дионисием.
- Как только была произведена эта работа и сделан новый пол, а затем свод, заметили, что свод стал распирать стены.
Великий князь велел "верх" разобрать, покрыть на время церковь лубьём и сложить новые своды.
- В 1484...89 это осуществили псковские мастера.
- В 1508 по повелению Василия III Ивановича мастер Фёдор Едикеев с братией обложил иконы серебром, златом и жемчугом, верх церковный позлатил, отчего она начала именоваться златоверхою.
- В 1508 же Феодосий закончил и дополнил роспись отца, причём красочные фоны, как говорит летопись, "подписа золотом..."
- После страшного пожара 1547, истребившего или разрушившего более или менее почти все здания в Москве, Иоанн возобновил собор, позолотив при этом верх.
- В 1562...64 восстановлен после пожара, при этом над собором построено ещё две главы.
- В 1564...66 на сводах его галереи возводят четыре придельных церкви с главами (Собор архангела Михаила, Собор Богородицы, Василия Кесарийского, Вход в Иерусалим).
Судя по исследованию Н.Д.Маркиной, их появление связано с удачным началом Ливонской войны.
По замыслу царя собор превратился в ~1565 в многопридельный храм с программными посвящениями новых престолов.
- В 1697 и 1770 собор обновили.
Первые реставрационные работы в 1863...67 под руководством Ф.Ф.Рихтера большей частью касались фасадов.
- В ~1885 в соборе работали палешане из мастерской Сафонова.
- Значительное количество произведений иконописи сохранилось от времени оформления соборов при первом русском царе Иване IV (Грозном).
- В Благовещенском соборе находятся уникальные комплексы иконостасов, созданных для небольших приделов грозненского времени.
- В 1918 собор закрыт.
- В 1918...29 в соборе работали реставраторы под руководством И.Э.Грабаря.
При реставрации под слоем поздней живописи обнаружены произведения XV в.
От поздних наслоений живопись освобождена уже в послевоенные годы.
- Реставрационные работы в соборе ведутся систематически.
- В 1955 собор открыт для посещений как музей.
- Cathedral, masterpiece of old Russian architecture, stands on the crest of Borovitsky Hill, in South part of Cathedral Square. It is originally built as the domestic church of grand princes and tsars and part of the tsar's personal quarters. Cathedral was connected to tsar's palace and Archangel cathedral by passages. This church was to be used to celebrate various family events, such as weddings and baptisms, name-day celebrations...
- The history of cathedral dates back many centuries. Remains of the old foundation show that a stone church of Annunciation stood on the site at the end of 14th century. In 1416, second, bigger cathedral was built on its extant basement. The present tall and slender Cathedral was erected in 1484...89, by Pscov masons, to replace the dilapidated cathedral of the early 15th century. Originally, the cathedral had three domes and was surrounded by galleries on all sides.
- In ~1575, during the reign of Ivan the Terrible, the cathedral was rebuilt and 4 small single-domed side-chapels, were erected on the vaulted gallery roofs; two more domes were also added on the rear side of cathedral. Cathedral, now, had 9 domes, which, as with the roof, were gilded. The porch was also rebuilt, taller and in white stone, and flight of steps was added to it on South side.
- The rebuilding of the porch was associated with the 4th marriage of Tsar Ivan the Terrible, who was put under penance by the Church. Therefore, by church rules, he could not attend services in the church, but had to stand in the porch. The extant porch is actually part of the 1489 cathedral. One could go from the tsar's palace to the treasury standing between Archangel cathedral and cathedral of Annunciation, then to Archangel cathedral and go down to the palace's gardens.
- In 16th century, Italian stone-carvers renovated the portals of cathedral, giving them their present appearance. Tall doors were covered with copper plate inlaid with gold and decorated with themes from Bible. The refined beauty of Golden Gates seem to invite the visitor in to view cathedral's resplendent interior. The floor of cathedral is made out of agate-colored jasper of various shades and is also impressive.
- Cathedral is built of white stone and is noted for its picturesque architectural forms, its shining gilded cupolas and roof and its resplendent decor. The slim apses, the pyramidal arrangements of the cupolas and kokoshnik-shaped gables lend the cathedral a look of lightness and elegance.
- место:
- Москва, Кремль
- Moscow, Kremlin
- адрес:
- Кремль, Соборная пл.
- метро:
- Боровицкая
- Александровский сад
- Площадь Революции
- этап:
- 1395 - 1416.
- история:
- В 1408 храм расписали живописцы Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор из Городца.
- Сгорел.
- оформление:
- Каменный.
- Небольшой одноапсидный.
1416 - 1475.
- история:
-
- оформление:
- Перестроен, увеличен в размерах и стал трёхапсидным.
1484...89 - 1547.
- история:
- Фрески выполнены в 1508 артелью, руководимой Феодосием, сыном Дионисия.
- Сильно пострадал от пожара и был перестроен.
- оформление:
- Вызванные из Пскова мастера Кривцов и Мышкин возвели на древнем белокаменном подклете 14 в. новый 3-главый храм из кирпича.
- Имел обычный план владимирских церквей - квадрат с тремя апсидальными выступами и четырьмя столбами внутри.
- Крытые галереи-паперти со всех сторон здания с лестницами, спускавшимися вдоль апсид.
- Восточный фасад храма, выходящий на Соборную площадь, украшен декоративными колонками, повторявшими декор Успенского собора.
- Верх его украшен кокошниками согласно московским архитектурным вкусам.
- Восьмигранный постамент под центральной главой и декоративные мотивы кирпичной кладки в завершении глав и апсид выполнены в псковских архитектурных традициях.
- Снаружи храм украшен типично псковским узорным поясом из наклонно поставленного кирпича, так называемым "бегунцом".
- Четырёхстолпный, причем два столба скрыты за иконостасом.
Два столба несут хоры, предназначенные для княжеской семьи.
1562...64
- оформление:
- На всех четырёх углах паперти поставили маленькие храмы-приделы, увенчанные золочеными куполами.
- С западной стороны к ним добавили ещё две западные декоративные главы, в результате чего храм стал девятиглавым и приобрёл красивый пирамидальный силуэт.
- Главный купол собора покоится на т.н. повышенных арках (конструктивная деталь, свойственная псковской архитектурной школе).
- Внутри собор кажется довольно тесным из-за расположенных в его западной части хор.
- Система крытых переходов связывала собор с жилым дворцовым комплексом.
- Строгие западный и северный порталы собора заменили более пышными, с белокаменной резьбой.
- С папертей в храм ведут прекрасные белокаменные резные порталы, выполненные в 15–16 вв. итальянскими резчиками.
Мотивы резьбы - дельфины, светильники, цветы и плоды - типичны для эпохи Ренессанса.
- Пол в соборе выстлан красной яшмой.
- состав (6):
- престол Благовещенский
- church of Annunciation
- придел Архангела Гавриила, вверху
- chapel of archangel Gabriel
придел Входа Господня в Иерусалим, вверху
- chapel of Entry into Jerusalem
придел, вверху
- переименование:
- придел св. Георгия (1566 - 1822)
- придел св. Александра Невского (1822 )
- оформление:
- 1563...66.
- Переустроен в 1822.
придел св. Александра Невского (вместо прежнего св. Василия Кесарийского)
- chapel of St Alexander Nevsky
- придел св. Василия Кесарийского ( - )
- chapel of St Basil
- придел св. Николай, в первой южной паперти
- chapel of St Nicholas
придел Собора БР, вверху
- chapel of Assembly of the Virgin
придел Собора архангела Михаила
- chapel of Assembly of archangel Michael
- ризница царская
-
- история:
- Здесь хранились древние почитаемые иконы и другие реликвии.
- Среди наиболее ценных реликвий были частицы мощей более сотни святых Греческой и Русской церкви.
- Раз в году в пятницу Великого поста совершали обряд омовения мощей: серебряные ковчеги с заключенными в них реликвиями переносили из Благовещенского собора в Успенский и омывали святой водой.
- святыня:
- двери
-
- место:
- обрамляют порталы
- оформление:
- ~1515.
- Двустворчатые медные.
- Створки врат украшены изображениями сивилл, пророков и мудрецов, выполненными в сложной технике золотой наводки (с использованием золотой амальгамы).
икона
- icon
- история:
- На Соборе (1553...54) был обсуждаем вопрос об иконах по поводу недоумения дьяка Висковатова, который, соблазнившись иконами, написанными в придворном Благовещенском соборе после пожара 1547 г. новгородскими и псковскими мастерами, в течение трех лет смущал народ тем, будто иконы эти написаны не по образу и существу, а по мудрованию и умышлению попа Сильвестра.
- Митрополит Макарий разрешил на Соборе Висковатову все его недоумения, а поп Сильвестр в своей челобитной Собору объяснил, что иконы те писаны все "от древняго предания, со старых образцов" и что он не приложил ни единой черты от своего разума.
- Тогда же митрополит сказал царю, что в Москве уже поставлены четыре старосты-иконника над всеми иконниками, чтобы наблюдать за ними по уложению Стоглавого Собора.
- В ~1660 иконы чинил Володимеров И.
- автор:
- Козлов Ф.
- Theodore Kozlov
- история:
- Писал и чинил иконы.
Прохор с Городца
- Prokhor of Gorodetz
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
Рублёв А.
- Andrew Rublyov
- название:
- Благовещение {3580}
- Annunciation
- Воскрешение Лазаря
- Resurection of Lazarus
- Рождество {3581}
- Nativity
- Сретение {3582}
- Presentation of Christ in the temple
Ушаков С.Ф. {1564} ( - 1930)
- Simon Ushakov
- Феофан Грек {2238}
- Theophanes the Greek
- название:
- Барловская {4065}
- Virgin of Barlovskaya desert
- Благовещение
- Annunciation
- автор:
- Рублёв А.
- Andrew Rublyov
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
- название:
- Благовещение Устюжское с клеймами Акафиста {1798}
- 'Annunciation' of Veliky Ustyug
- вид иконы:
- 4-частник {6123}
- four-partite icon
- вариант:
- {2683}
- ?
- оформление:
- Риза серебряная позолоченная.
Блаженное чрево {4065}
- The beatific belly
- БР и Младенец
- Virgin and Child
- название:
- Пименовская {6174} ( - )
- Pimen's Virgin
Богородица на троне {3636}
- Virgin enthroned
- Вознесение
- Ascension
- автор:
- Прохор с Городца
- Prokhor of Gorodetz
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
Воскрешение Лазаря
- Resurrection of Lazarus
- автор:
- Рублёв А.
- Andrew Rublyov
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
Вход в Иерусалим
- Entry into Jerusalem
- автор:
- Рублёв А.
- Andrew Rublyov
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
Деисус
- Deesis
- автор:
- Феофан Грек {2238}
- Theophanes the Greek
- вид иконы:
- с образами на полях {3306}
- with images on borders
- вариант:
- {3312}
Донская {1628}
- Virgin of Don
- Донская, с изображением праматерей и пророчиц {1799}
- Virgin of Don, with image of the grandmothers and the prophetesses
- Древо Московского государства {1564} ( - 1930)
- Genealogical tree of the Muscovite state
- Крещение
- Baptism
- автор:
- Рублёв А.
- Andrew Rublyov
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
Насаждение древа государства Российского {1564} ( - 1930)
- The planting of tree of Russian state
- Неопалимая Купина {4232}
- Burning Bush
- Оплакивание
- Lamentation over Christ
- автор:
- Прохор с Городца
- Prokhor of Gorodetz
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
- вид иконы:
- 4-частник {6123}
- four-partite icon
Отрок Христос среди учителей иудейских
- Disputation with the Doctors
- Пименовская {6174} ( - )
- Pimen's Virgin
- Преображение
- Transfiguration
- автор:
- Рублёв А.
- Andrew Rublyov
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
Прославление Богоматери Владимирской {1564} ( - 1930)
- Apotheosis of the Virgin of Vladimir
- Распятие с предстоящими
- Crucifixion with attendants
- Рождество
- Nativity
- автор:
- Рублёв А.
- Andrew Rublyov
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
- вид иконы:
- 4-частник {6123}
- four-partite icon
- вариант:
- {3767}
Собор Богородицы {4066}
- Assembly of the Virgin
- Сошествие во ад
- Descent to Hell
- автор:
- Прохор с Городца
- Prokhor of Gorodetz
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
Сошествие Св. Духа на апостолов
- The Descent of the Holy Ghost on the apostles
- автор:
- Прохор с Городца
- Prokhor of Gorodetz
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
Спаситель Всемилостивый
- Saviour
- история:
- Икона чудотворная.
- оформление:
- 1337. Москва.
- Доска. Басма серебряная позолоченная.
- 810х1030.
- предмет с изображением:
- посвящённый предмет:
- библиография
- [2134 с. 9, № 12]
Сретение
- Presentation of Christ in the temple
- автор:
- Рублёв А.
- Andrew Rublyov
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
Тайная вечеря
- Last supper
- автор:
- Прохор с Городца
- Prokhor of Gorodetz
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
Тихвинская, с клеймами чудес {1796}
- Virgin of Tihvin, with frames
- Успение
- Dormition
- автор:
- Прохор с Городца
- Prokhor of Gorodetz
- вид иконы:
- иконостас {4941}
- altarpiece
- вид иконы:
- 4-частник {6123}
- four-partite icon
- иконостас {4941}
- altarpiece
- техника:
- фреска
- fresco
- история:
- Летопись сообщает, что Благовещенский собор был украшен росписью в начале 16 в., причем выполнил ее мастер Дионисий с сыновьями.
Однако эта роспись погибла в большом пожаре 1547.
- Frescoes on the cathedral walls were first mentioned by chroniclers, in 1508.
The fire of 1547, about which sorrowful records were left in Russian chronicles, ruined all wall paintings. Cathedral was painted again in 1547...51. During the period from 17th to 19th centuries, the frescoes were painted over many time.
- После пожара, в ~1555...65, собор расписан заново.
Сюжеты росписи основного объема храма достаточно традиционны.
Своды и стены заняты евангельскими сценами.
В западной части храма подробно иллюстрируется Апокалипсис.
На столбах написаны греческие и русские святые, в том числе Иван Калита и Дмитрий Донской.
- В 1648 росписи обновляла артель во главе с Тихоном Филатьевым.
- В 1771 фрески записаны маслом.
- В 1835 возобновлена стенная живопись.
- В 1880 сделаны первые попытки изучения фресок.
- Cathedral is one of very few old Russian monuments containing almost intact monumental painting of 16th century. These genuine paintings are the work of a group of Russian painters.
- The central part of cathedral is painted mainly on the themes from "Apocalypse", one of early Christian works, describing the end of mankind on earth, The Last Judgment, and finally, the eternal triumph of good and justice.
- The pillars of cathedral are decorated with stylized portraits of Byzantine emperor Constantine, who made Christianity the state religion in 4th century, of his mother Helen, and also of Kievan Princess Olga, and Prince Vladimir, who initiated Christianity in Russia. Pillars opposite them are painted with martyr-warriors St. George and Dmitry Solunsky, and also the first Russian saints, princes Boris and Gleb.
The group of righteous men also includes Russian princes, as Vladimir Monomach, Alexander Nevsky, Ivan Kalita and Dmitry Donskoy, with his son Vassily.
- The combination of frescoes in cathedral reflects the state doctrine proclaiming Moscow "Third Rome" and supporting Moscow Tsar's claim to be directly connected to Byzantine emperors and Roman Emperor Augustus. Their portraits painted on the pillars of the cathedral emphasized the direct inheritance of power by Moscow grand princes from the Kievan grand princes and Byzantine emperors.
- автор:
- Едикеев Ф.
- Theodore Edikeev
- Михайла
- Michael
- Останя
- Ostanya
- Семён Высокий Глаголь
- Simeon Vysoky Glagol
- Феодосий
- Theodosy
- название:
- Изведение Петра из темницы
- место:
- на юго-западном столпе
Преполовение
- место:
- на юго-западном столпе
Св. Александр Невский
- St Alexander Nevsky
- место:
- северо-западный столп
- композиция:
- Князь представлен в монашеской одежде схимника Алексия, стоящим рядом со знаменитым "отцом церкви" византийским богословом святым Иоанном Дамаскиным.
Свв. Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский
- Сорок мучеников севастийских
Страшный суд {4296}
- The last judgement
- Чудо архангела Михаила в Хонех
- место:
- на северо-западном столпе
Феофан Грек
- Theophanes the Greek
- Яков
- Jacob
- Якушка
- Yakushka
- название:
- Апокалипсис
- Apocalypse
- автор:
- Феофан Грек
- Theophanes the Greek
- оформление:
- 1405.
- Не сохранилась.
Ангел пред спящим на ложе старцем
-
- Бог Отец, в куполе
- God the Father
- Вечеря у Симона
- Supper in Simon's house
Древо Иесеево {5236}
- The tree of Iesey
- Житие св. Василия Великого
- Life of St Basil the Great
- композиция:
- Св. Василий Великий разрешает отрока, давшего рукописание диаволу
-
- . . .
- оформление:
- Сцены напоминают "Вселенские соборы" в Ферапонтовом монастыре с русскими храмами и иероглифическими знаками на архитектуре.
Жития свв. Петра и Февронии
-
- оформление:
- Более поздняя фреска (а может быть, не полностью расчищена).
Знамение {5235}
- Virgin of the Sign
- Исцеление расслабленного
-
- Лепта вдовицы
- Lepton of widow
О блудном сыне
-
- патриархи
- patriarchs
- пророки
- prophets
- Св. Елена
- St Helen
- Св. Ольга
- Св. Борис
- Св. Владимир
- Св. Георгий
- St George
- Св. Глеб
- Св. Дмитрий Солунский
- Dmitry Solunsky
- Св. Иов многострадальный
- St Job
- композиция:
- Иов весь покрыт червеобразными струпьями, черви копошатся и под ним.
- Жена стоит вплотную к Иову, касаясь рукой его нимба.
Друзья в богатых одеждах также стоят вплотную к прокажённому.
- оформление:
- Не тронута последней реставрацией, помимо ранее подновленных горок.
- предмет с изображением:
Св. Костантин, на пилоне
- St Constantine, Byzantine emperor, on pillar
- Служба св. Отец
-
Смерть Анании и Сапфира
-
- Страшный суд {4296}
- The last judgement
- Три отрока в пеши
-
- философы греческие
- Greek philosophers
- Христос в омовении ног
-
- Христос Вседержитель, в куполе
-
- Христос узнаётся учениками в преломлении хлеба
-
Что Те Принесем Христе
- место:
- снаружи, в арке над входом
- оформление:
- 1564.
апостолы
- apostles
- мученики
- martyrs
- место:
- галерея
- gallery
- оформление:
- 1563...64.
- композиция:
- Наряду с традиционными изображениями святых, великих русских князей и византийских императоров помещены портреты и античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др.
иконостас {4941}
- altarpiece
- ковчег со Страстями Христовыми
-
- перемещение:
- Суздаль ( - )
- Suzdal
- Москва
- Moscow
- перемещение:
- собор Сретенский ( - )
- cathedral of the Meeting
- духовенство:
- протопресвитер Иоанн, член Синода ( ~1735 )
- о. Сильвестр ( 1553 - 54 )
- протопоп Стефан Вонифатьев, царский духовник
- история:
- В ~1648 возглавил кружок ревнителей древнего благочестия.
протопоп Стефан Нифонтов ( 1654 )
дьякон Фёдор, член кружка ревнителей древнего благочестия (1648 )
- богослужение:
- Богослужения в храмах Кремля совершаются по благословению святейшего патриарха в великие праздники и дни памяти святителей Московских.
- В этом соборе богослужение совершается единожды в году, на Благовещенье.
- После окончания торжественной службы, во исполнение старинного русского обычая, возрождённого в 1995, в этот праздничный день на Соборной площади Кремля на волю выпускается стая птиц.
- предмет с изображением:
- посвящённый предмет:
- библиография
- [18]
- [94]
- [201 c. 46 - 49]
- Дмитриев Н. Возобновление Московского Благовещенского собора. - М., 1864. - 22 с.
- Извеков Н., прот. Московский придворный Благовещенский собор. - М., 1911.
- Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. - 1990. - 387 с.
- Соколова Г. Роспись Благовещенского собора. - Л., 1969.
- сайт
- caroun
- Catalogue of monuments
- Православный календарь
|
|