Св.-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
Holy Trinity monastery of St Stephen of Makhra
история:
Основан в ~1355 преп. Стефаном, выходцем из стен Киево-Печерского монастыря.
Из-за притеснения униатов, широко распространившихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, преп. Стефан был вынужден покинуть родные места и искать убежища в Москве, где он был приветливо встречен великим князем Иоанном II Иоанновичем Кротким (1353 - 1359), предложившим ему поселиться в любом московском монастыре. Но в поисках уединения преп. Стефан пожелал поселиться в тихом и отдаленном месте в пределах Московского княжества. С этой целью он отправился в северные земли княжества и остановился в лесном урочище, именуемом по реке Махрище. Выбранное место находилось в 35 км от Троицкой обители известного тогда всюду преп. Сергия Радонежского. Преп. Стефан получил от великого князя не только грамоту на пользование найденным местом, по и пожертвования на строительство монастыря. Молва о благочестии преподобного распространилась среди окрестных жителей. К угоднику стало притекать немалое число желающих поселиться в его пустыни ревнителей иноческой жизни. Вскоре возникла необходимость сооружения первого храма, трапезной, келий, а также ограды. Общими усилиями братства всё это было с успехом построено, и преп. Стефан направился в Москву к святителю Московскому Алексию за благословением на освящение построенной им церкви в честь Св. Троицы. Митрополит Алексий посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом основанного им монастыря. В Махрищском монастыре, как и в обители преп. Сергия, был введен общежительный устав.

Немало скорбей пришлось претерпеть преп. Стефану и в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Это вынудило преподобного покинуть на время Махрищскую обитель, оставив управление иеромонаху Илии. Взяв с собой инока Григория, преп. Стефан отправился на север. Миновав Вологду, близ реки Сухоны он основал в ~1370 Троицкий Авнежский монастырь.

Обитель по его молитвам и трудам пребывала тогда в цветущем состоянии. Достигнув глубокой старости и предчувствуя приближение своей кончины, преп. Стефан собрал братию и преподал ей последнее наставление, обратив её внимание на стяжание страха Божия, непрестанной памяти смертной и особенно любви нелицемерной, строго сохраняя монашеское общежитие. Старейшество в обители он поручил опытному в иноческой жизни и совершенному в добродетелях старцу иеромонаху Илии. Сам облекшись в схиму, вскоре предал дух Господу. Это было 14 июля 1406 года.

С кончиной в Бозе почившего игумена от тела его повеяло благоуханием, в чём братия уразумела явное свидетельство о благоприятном его предстательстве пред Богом. Погребён преподобный был у стен сооруженной им Троицкой церкви. Со временем над могилой от одного корня выросли три большие берёзы, в вершинах своих сросшиеся в виде шатра, осенявшего место упокоения праведника. При мощах преп. Стефана совершилось немало исцелений больных, с верою притекающих к угоднику Божию.

В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. В сгоревшем монастыре остались только несколько братии, сохранивших общежительный устав. Монастырь оказался в крайнем запустении. В 1557 году игуменом стал Варлаам, прадед которого, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил препп. Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60 человек. С особым усердием он собрал все сведения о жизни преп. Стефана и чудесах, бывших от его гроба, и преподнёс свой труд царю Иоанну Васильевичу Грозному, а также и митрополиту Макарию, который осгавил заметный след в церковной и культурной жизни Руси. Монументальный многотомный труд святителя Макария - Великие Макариевские Четьи-Минеи - стал выдающимся памятником духовной письменности Русской Церкви. Большое влияние святитель Макарий оказывал и на молодого царя Иоанна Грозного, называвшего его "желателем добрых дел и любви". По благословению митрополита иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф написал житие и службу преп. Стефану. Не случайны, видимо, и неоднократные посещения царем Махрищского монастыря и пожертвование им 200 рублей на строительство каменной церкви Св. Троицы на месте сгоревшей. При построении нового каменного храма Св. Троицы в 1557 обретены нетленными мощи преп. Стефана. По открытии гроба повеяло благоуханием. На персях преподобного оказался неистлевшим кожаный пояс с тисненым изображением двунадесятых праздников. По велению митрополита Макария пояс был вложен в серебряный вызолоченный крест, от которого многие стали получать исцеления.

По благословению священноначалия мощи преподобного оставлены под спудом (в могиле), а над ними сооружена церковь в честь преп. Стефана, ставшая северным приделом Троицкого храма.

После Смутного времени новый подъём монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, 1731 - 1812), выдающегося богослова и проповедника, немало сделавшего для преобразования духовных школ и Московской Духовной Академии в частности. Владыка полюбил Махрищский монастырь и в летнее время две-три недели проводил в его стенах. Попечением митрополита Платона сооружена каменная ограда (1791...92), братские корпуса.

В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться - строятся новые здания, к Троицкой церкви пристраивается трехъярусная колокольня, возводится конный и скотные дворы, оранжерея. В 1900 устраивается детский приют для сирот и детей бедного окрестного населения и церковно-приходская школа. При монастыре имелась большая библиотека, которая пополнялась периодическими изданиями "Русский паломник", "Кормчий", "Церковные душеполезные чтения" и другими.

В 1906 торжественно отмечалось 500-летие со дня кончины преп. Стефана. В центре монастыря возвышались два храма - Стефановский и близ него, с юга - Троицкий. В первом под спудом почивали мощи основателя монастыря. Храм этот неоднократно перестраивался и в начале века по проекту архитектора И.Ф. Мейснера увенчан шатром.

В 1922 монастырь закрыт, его постройки переданы различным организациям под хозяйственные нужды. В 1942 разобраны Стефановская и Троицкая церкви, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. Монастырь всё больше и больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но в 1993 епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на территории монастыря водружён памятный деревянный крест в честь 600-летия со дня преставления преп. Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму апп. Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, возглавляемого игуменией Иоанной, затем в 1995 году стал самостоятельным монастырём. Немало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в храме апп. Петра и Павла. Божие благословение к этой обители проявилось в неоднократном мироточении иконы преп. Серафима Саровского, освящённой в начале ХХ века на мощах этого угодника.

В декабре 1995 здесь уже официально размещался женский монастырь. Из зданий целыми оставались лишь два строения - Петропавловский корпус, в котором ютились монахи, и архимандритский корпус, отданный в аренду мурманскому управлению народного образования под турбазу. За минувшее время восстановлены и отреставрированы Петропавловский и архимандритский корпуса, буквально поднят из пепелища странноприимный корпус, восстановлена архипасторская гостиница и заново построен центральный храм преп. Стефана Махрищского, освященный патриархом Московским и всея Руси Алексием. Практически заново отстроен трапезный храм, восстановлен из руин надвратный храм преп. Сергия Радонежского. Сестры монастыря постепенно возрождают святую обитель. Входят в монашескую жизнь, стремятся найти в своей обители спасение души, быть полезными для страждущего мира. В настоящее время в монастыре проживают 20 насельниц, несущих повседневные монастырские послушания - чтение Псалтири, клиросное, швейное, трапезное и различные хозяйственные.
место:
с. Махра
Makhra
статус:
монастырь мужской ( - 1922)
male monastery

скит Александровского Успенского монастыря ( - 1995)

hermitage Dormition monastery of Alexandrov

монастырь женский (1995 )

female monastery
оформление:
состав:
собор Св. Троицы
cathedral of Holy Trinity
церковь св. Сергия Радонежского
church of St Sergy of Radonezh
церковь Св. Троицы
church of Holy Trinity
церковь свв. Петра и Павла
church of SS Peter and Paul
святыня:
духовенство:
иеромонах Алипий ( 1900 )
игумен Варлаам (1557 - )
иеромонах Илия (1406 - )
преп. Стефан ( - 1406)

Елисавета

предмет с изображением:
посвящённый предмет:
сайт Каталог православных сооружений
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru