Немало скорбей пришлось претерпеть преп. Стефану и в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Это вынудило преподобного покинуть на время Махрищскую обитель, оставив управление иеромонаху Илии. Взяв с собой инока Григория, преп. Стефан отправился на север. Миновав Вологду, близ реки Сухоны он основал в ~1370 Троицкий Авнежский монастырь.
Обитель по его молитвам и трудам пребывала тогда в цветущем состоянии. Достигнув глубокой старости и предчувствуя приближение своей кончины, преп. Стефан собрал братию и преподал ей последнее наставление, обратив её внимание на стяжание страха Божия, непрестанной памяти смертной и особенно любви нелицемерной, строго сохраняя монашеское общежитие. Старейшество в обители он поручил опытному в иноческой жизни и совершенному в добродетелях старцу иеромонаху Илии. Сам облекшись в схиму, вскоре предал дух Господу. Это было 14 июля 1406 года.
С кончиной в Бозе почившего игумена от тела его повеяло благоуханием, в чём братия уразумела явное свидетельство о благоприятном его предстательстве пред Богом. Погребён преподобный был у стен сооруженной им Троицкой церкви. Со временем над могилой от одного корня выросли три большие берёзы, в вершинах своих сросшиеся в виде шатра, осенявшего место упокоения праведника. При мощах преп. Стефана совершилось немало исцелений больных, с верою притекающих к угоднику Божию.
В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. В сгоревшем монастыре остались только несколько братии, сохранивших общежительный устав. Монастырь оказался в крайнем запустении. В 1557 году игуменом стал Варлаам, прадед которого, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил препп. Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60 человек. С особым усердием он собрал все сведения о жизни преп. Стефана и чудесах, бывших от его гроба, и преподнёс свой труд царю Иоанну Васильевичу Грозному, а также и митрополиту Макарию, который осгавил заметный след в церковной и культурной жизни Руси. Монументальный многотомный труд святителя Макария - Великие Макариевские Четьи-Минеи - стал выдающимся памятником духовной письменности Русской Церкви. Большое влияние святитель Макарий оказывал и на молодого царя Иоанна Грозного, называвшего его "желателем добрых дел и любви". По благословению митрополита иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф написал житие и службу преп. Стефану. Не случайны, видимо, и неоднократные посещения царем Махрищского монастыря и пожертвование им 200 рублей на строительство каменной церкви Св. Троицы на месте сгоревшей. При построении нового каменного храма Св. Троицы в 1557 обретены нетленными мощи преп. Стефана. По открытии гроба повеяло благоуханием. На персях преподобного оказался неистлевшим кожаный пояс с тисненым изображением двунадесятых праздников. По велению митрополита Макария пояс был вложен в серебряный вызолоченный крест, от которого многие стали получать исцеления.
По благословению священноначалия мощи преподобного оставлены под спудом (в могиле), а над ними сооружена церковь в честь преп. Стефана, ставшая северным приделом Троицкого храма.
После Смутного времени новый подъём монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, 1731 - 1812), выдающегося богослова и проповедника, немало сделавшего для преобразования духовных школ и Московской Духовной Академии в частности. Владыка полюбил Махрищский монастырь и в летнее время две-три недели проводил в его стенах. Попечением митрополита Платона сооружена каменная ограда (1791...92), братские корпуса.
В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться - строятся новые здания, к Троицкой церкви пристраивается трехъярусная колокольня, возводится конный и скотные дворы, оранжерея. В 1900 устраивается детский приют для сирот и детей бедного окрестного населения и церковно-приходская школа. При монастыре имелась большая библиотека, которая пополнялась периодическими изданиями "Русский паломник", "Кормчий", "Церковные душеполезные чтения" и другими.
В 1906 торжественно отмечалось 500-летие со дня кончины преп. Стефана. В центре монастыря возвышались два храма - Стефановский и близ него, с юга - Троицкий. В первом под спудом почивали мощи основателя монастыря. Храм этот неоднократно перестраивался и в начале века по проекту архитектора И.Ф. Мейснера увенчан шатром.
В 1922 монастырь закрыт, его постройки переданы различным организациям под хозяйственные нужды. В 1942 разобраны Стефановская и Троицкая церкви, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. Монастырь всё больше и больше терял свой вид, перестраивался, ветшал и разрушался. И уже не верилось, что когда-нибудь здесь вновь возродится иноческое служение. Но в 1993 епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на территории монастыря водружён памятный деревянный крест в честь 600-летия со дня преставления преп. Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму апп. Петра и Павла, поселились и первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, возглавляемого игуменией Иоанной, затем в 1995 году стал самостоятельным монастырём. Немало трудностей пришлось перенести, прежде чем наладилась жизнь и начались первые богослужения в храме апп. Петра и Павла. Божие благословение к этой обители проявилось в неоднократном мироточении иконы преп. Серафима Саровского, освящённой в начале ХХ века на мощах этого угодника.
скит Александровского Успенского монастыря ( - 1995)
монастырь женский (1995 )
придел св. Стефана, северный
Елисавета
|