Лужецкий Богородице-Рождественский монастырь
Luzhetsky monastery of Birth of Virgin
- история:
- Основан в 1408 преп. Ферапонтом, сподвижником преп. Кирилла Белозерского.
- Вместе отправились они, по велению БР, на Белоозеро.
- Их усердием появились там две твердыни русского Севера - Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри.
- Десять лет провёл он в Ферапонтовом Белоозерском монастыре с намерением окончить свои земные труды в этой тихой обители.
Однако судьба уготовила ему иное.
Монастырь посетил наместник можайского князя.
Беседа со святым старцем произвела на боярина глубокое впечатление, о чём он и поведал своему господину.
- Князь Андрей Дмитриевич (сын Дмитрия Донского) вызвал Ферапонта в Можайск для основания там Лужецкого монастыря.
Ферапонт не знал, зачем его вызывали в Можайск, от путешествия уклонялся, считая, что ему неуместно выходить «в мир на смех людям», но по настоянию князя отправился в путь.
Князь встретил старца с большими почестями и обратился к нему с просьбой - основать новый монастырь.
- Преподобный долго отказывался, но по молитвенном размышлении смирился, глубоко тоскуя, однако, по своей белозерской обители.
- Семидесятилетним старцем он в третий раз начинал все сызнова.
- В небольшом отдалении от Можайска, на месте, называемом "Лужки", стал подниматься монастырь.
- Назван он был в честь прежнего - Рождество-Богородицким.
- Преподобный в сане архимандрита настоятельствовал здесь восемнадцать лет и 9 июня / 27 мая 1426 на 90-м году жизни отошёл ко Господу.
- В 1547 при митрополите Макарии обретены нетленные мощи Ферапонта и установлено его почитание.
- Нынешний ансамбль монастыря начал создаваться при архимандрите Макарии.
- В 1922 монастырь закрыт.
- В 1926, в год 500-летия преставления преп. Ферапонта, в монастыре ещё шла подготовка ко дню его памяти: на Соборе Рождества Пресвятой Богородицы красили медянкою крыши, а в церкви преп. Ферапонта инокини Спасо-Бородинского монастыря чистили образа и утварь.
- В 1994 началось возрождение древней обители.
- 6 июля 1999 обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
- место:
- Можайск
- Mozhaysk
- место:
- на высоком берегу реки Москвы
- адрес:
- Московская обл., г. Можайск, Герасимова ул., 1
- название:
- Лужецкий Богородице-Рождественский
- Luzhetsky monastery of Birth of Virgin
- Можайский Лужецкий Ферапонтов
- Luzhetsky monastery of St Ferapont
- данные:
- мужской монастырь II класса
- male monastery
- состав:
- собор Рождества БР
- cathedral of Birth of Virgin
- этап:
- - ~1500.
- история:
- Построен св. Ферапонтом.
- погребение:
- Св. Ферапонт, у северной стены
- St Ferapont
- ~1500
- оформление:
- Пятиглавый с галереей.
- святыня:
- икона
- icon
- техника:
- фреска
- fresco
- история:
- Предполагают, что собор расписан Дионисием или мастером его школы.
- Внутри - лишь кирпичная кладка стен, и только в откосах окон сохранились образы Ангелов и святых.
Смотрят они на нас сквозь пять столетий - чистые, светлые.
Глядя на них, невольно приходишь в трепет.
Много лет подряд в монастырь на практику из СПб приезжают студенты института им. Репина с руководителем церковно-исторического отделения А.К.Крыловым, он специалист по древнерусскому искусству.
Здесь они изучают, стараются предотвратить разрушение того, что осталось, но и они долгое время не могли ничего выяснить.
Несколько лет назад, случайно, откапывая старый погреб на территории монастыря, обнаружили в нём аккуратно сложенные фрагменты фресок.
Как они оказались там, объяснить никто не мог.
- По мнению игумена Бориса это могло произойти так.
Известно, что во время войны 1812 в монастыре располагался французский полк.
Уходя, французы хотели взорвать собор, чудом это было предотвращено.
Пожар полыхал в храме, и из огня люди выносили мешки с порохом.
Фрески очень пострадали, и тогда, должно быть, было принято решение их сколоть.
Изображение Божией Матери, Ангелов - всё это святыни.
Не дело превратить их в прах, и они были захоронены.
Слой за слоем складывали фрески в погреб и со временем о них забыли.
- предмет с изображением:
- церковь Введенская, трапезная
- church of Presentation of Virgin
- история:
- Упоминавшаяся впервые в 1547.
- оформление:
- В нынешнем виде существует с ~1775.
- Кирпич.
- Бесстолпная (возможно, изначально шатровая) церковь без апсид.
- Композиция - осевая симметрия.
- Восстанавливается.
- предмет с изображением:
- посвящённый предмет:
- церковь Преображенская
- church of Transfiguration
- история:
- Первый раз упомянута в монастырской летописи в 1629.
- Единственная восстановленная.
- оформление:
- Надвратная.
- святыня:
- мощи св. Ферапонта
- reliquiae of St Ferapont
- история:
- В 1997 при открытии фундаментов Ферапонтова храма обнаружено место спуда.
- 26 мая 1999 по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия мощи были обретены.
- 31 мая 1999 Алексий II на представленном ему Акте обретения мощей преподобного начертал следующую резолюцию:
"Слава Богу, что ещё одна святыня обретена. К мощам преподобного Ферапонта, основателя Можайского Лужецкого монастыря, почивающим ныне в обители, будут притекать люди Божии, прося молитвенного предстательства и укрепления на своем жизненном пути у подвижника земли Русской".
- церковь св. Ферапонта (Иоанна Лествичника)
- church of St Ferapont (John)
- история:
- Упоминается впервые под 1596 г.
- О том, что из себя представлял храм преподобного Иоанна Лествичника перед Смутным временем и польским нашествием, мы можем узнать из писцовых книг г. Можайска за 1596-1598 гг. (в этих книгах первый раз встречается подробное описание Лужецкого монастыря.
"...Да на монастыре же церковь каменна же об одном верху Иоанна Списателя лествицы подписана со стенным же письмом; а в церкви гробница преподобного старца Ферапонта обложена оловом, позолочена, на верхней цке написан образ Ферапонта чудотворца; да в церкви же двери царские, сень и столбцы на красках, а над царскими дверьми деясус стоячей шесть образов на золоте, да местных образов на правой стороне от царских дверей образ Иоанна Списателя лествицы с деяньем на золоте; да на левой стороне от царских дверей образ Пречистой Богородицы Одигитрия на золоте, да на тябле образов образ мученика Христова Терентия, да, мученицы Христовы Неонилы на золоте. Образ Иакова и Исаия, и Леонтья, Игнатия, Аврамья Ростовских чудотворцев на золоте, образ Николы чудотворца на золоте, образ Иоанна Списателя лествицы да преподобного Ферапонта на золоте. Да в алтаре на престоле Евангелие в полдест на бумаге оболочено камкою черною, распятие и евангелисты меленые, да в церкви же на тябле обозов образ Беседа Иоасафа царя с преподобным с Варлаамом; образ О Тебе радуется; образ Рождество Христво, да три образа деясус, образ Спаса Вседержителя да образ Пречистая Богородицы, да образ Иоанна Предтечи; образ Хвалите Господа с небес, образ Покров Пречистая Богородицы, образ Пятницы Христовы мученицы, да в церкви же два паникадила, одно ценянное не велико, обложено оловом, а на нем четыре шенданца не велики оловянные, кисти и шелк червчат; да паникадило деревянное, а на нем семь шенданов, яблоко деревянное золочено, кисть шелк червчат; да две свечи поставных..." [4; с. 52,53].
- По мнению профессора Российской академии живописи ваяния и зодчества Виноградовой Т.В. церковь преподобного Иоанна Лествичника могла выглядеть следующим образом: "Для того чтобы представить, как могла выглядеть церковь Иоанна Лествичника, надо вспомнить, что она была построена, вероятно, над гробницей преподобного Ферапонта, над которой до этого, вероятно, была устроена деревянная сень. Но после строительства нового грандиозного собора "святыня монастыря" "потерялась". И при строительстве церкви над ней строители хотели как-то подчеркнуть значение святыни для монастыря, и церковь была построена шатровой."
- В пользу шатровой церкви говорит тот факт, что в Ферапонтовом монастыре над гробницей преподобного Мартиниана в 1640 году строят тоже шатровую церковь.
А в композиции и устройстве этих двух монастырей очень много сходного.
Церковь преп. Мартиниана в Ферапонтове сохранилась до наших дней, и можно предположить, что она была построена по образцу церкви Иоанна Лествичника можайского монастыря.
Так что теперь есть основания предполагать, что церковь Иоанна Лествичника была очень похожа на церковь преподобного Мартиниана".
- По прошествии восьми лет после Литовского нашествия, монастырь был в таком виде: служба могла совершаться только "в одной соборной церкви, а те все церкви разорены и кровли обожжены", но и в соборной много похищено, особенно оклады икон, и сосуды священные и вся утварь церковная; "в каменном храме Иоанна Списателя лествицы, где положены мощи преподобного нашего Ферапонта, престол разорен, паникадило ценинное -- похищено; гроб преподобного Ферапонта сохранился целым, "в ризнице остались сосуды только деревянные, каких прежде не было, а металлические все похищены: из облачений остались больше холщовые, а пелены и завесы царских дверей выбойчатые; книг осталось самое малое число" [4, с. 130]. В 1627 г. богослужение совершалось только в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы.
Когда было возобновлено служение в церкви преподобного Иоанна Лествичника, - сказать трудно.
30 марта 1634 князь Дмитрий Михайлович Пожарский пожертвовал в храм покров на гроб преподобного и церковное облачение.
Пожертвованные в 1640...55 деньги на возобновление храма преп. Иоанна Лествичника (более 300 р.), дали возможность монастырю исправить и благоукрасить этот храм.
- После пожара в 1717 стала именоваться Ферапонтовой.
- Переименование храма произошло при следующих обстоятельствах.
- В октябре 1717 в монастыре произошёл "огненный пожог".
В церкви из-за него разобран и вынесен иконостас, и произошло много повреждений.
- В 1718 "...При необходимости возобновлять после пожара церковь Иоанна Лествичника, предположено было устроить при ней придел во имя преподобного Ферапонта, и для этого был сделан сбор по усердствующим чтителям сего чудотворца, но предположение это осталось без исполнения". [3, с.40]
- В 1723, на собранные ранее деньги, храм исправлен и вместо пристройки к нему придела во имя преп. Ферапонта самая церковь переименована во имя сего чудотворца, так как придел в самой церкви по её тесноте, устроить было невозможно, а на приложение особых стен для него не было средств, между тем. как исправление самой церкви довести до конца после пожара (в 1717) было необходимо и на то были уже собраны деньги, хранившиеся на сей предмет в ризнице.
- 3 октября 1745 преосвященный Серапион, викарий Переяславский освятил антиминс для церкви преп. Ферапонта.
- В 1752 по ветхости церковь разобрана до основания.
- В 1752...53 построена вновь вчерне, а в 1755 отделана внутренность церкви.
- 26 мая 1755 церковь освящена.
- Перестройка была не очень удачной. потому, что в "Описании монастыря N 3 за 1784 г. говорится, что "...церковь преподобного Ферапонта -- вся расщелилась и к падению клонится", [3, с. 58] - и это несмотря на то, что в 1780 заделаны трещины в стенах восьмерика и исправлены 2 деревянные стены при входе в церковь.
- В декабре 1810 Елизавета Петровна Савелова сделала заявление о пожертвовании ею на поминовение мужа, похороненного под колокольнею Лужецкого монастыря, 5000 руб. в пользу церкви преподобного Ферапонта, для служения в ней ранних литургий заупокойных, а для удобства совершать их круглый год назначено ею же ещё 1000 руб. на устроение сей церкви тёплою, но последнее желание вкладчицы не состоялось почему-то в то время, и только в 1855 получено разрешение устроить тёплую церковь преп. Ферапонта.
- В 1855...58 произведены следующие изменения: свободное узкое пространство между соборною и преподобническою церковью загорожено каменными стенками с восточной и с западной стороны, в стене восточной сделаны два окна, а с западной - два полуокна и одна дверь, пространство это покрыто крышей и потолком, и обращено в притвор при церкви преподобного; из него для отопления сей церкви устроены под полом печь и трубы духовые; прежняя входная дверь в церковь заложена кирпичом, и такая же дверь из паперти соборной церкви тоже заложена кирпичом, -- а ход в преподобническую церковь сделан в новом притворе, у которого снаружи устроено крыльцо с каменными ступенями и колоннами, крытое железом в 1876г.
- Церковь сделана тёплою (хотя и не вполне) посредством устройства каменной и железной печей, стены окрашены краскою на масле. [3. ее. 64, 82, 89]
- В 1812, когда французы захватили Можайск, в монастыре разместился вестфальский корпус маршала Жюно, превративший церковь преподобного в столярную.
- О состоянии церкви после оставления монастыря французами казначей Иоасаф докладывал следующее: "церковь преподобного Ферапонта цела. престол и жертвенник не найдены; иконостас и святые иконы целы и невреждены. балдахин над ракою преподобного Ферапонта цела и невреждена, токмо образ преподобного Ферапонта. который лежал на раке, не найден. [3, с. 140]
Братия монастыря во главе с казначеем Иоасафом энергично взялась за восстановление монастыря, и через месяц после возвращения братии в монастырь церковь преподобного Ферапонта была готова к полному освящению, на что 23 февраля получено благословение правящего архиерея.
- При подготовке к приезду в 1837 государя-наследника Александра Николаевича (будущего императора Александра II) в Лужецком монастыре были сделаны серьезные переделки:
"...В церкви преподобного Ферапонта иконостас исправлен позолотою и окраскою, также исправлен балдахин над ракою преподобного, исправлено стенное писание, устроены вновь и окрашены два клироса, наружные стены окрашены желтою краскою на воде; стены внутренние исправлены штукатуркою и расписаны рамы в окнах, сделаны створчатые и вставлены решетки железные, дверь входа створчатая. новая (вместо однопольной, простой) и устроена новая рака над мощами преподобного Ферапонта - медная, посеребренная /с кратким Житием преподобного и тропарем\, а на раке, на икону преподобного серебряная риза с золоченым венцом; устроено снаружи крыльцо с колоннами и ступенями". [7, с. 156]
- 23 июля 1837 монастырь посетил будущий император Александр II.
Об этом посещении казначей Лужецкий Мефодий так доносил его высокопреосвященству: "Его Императорское Высочество Государь Наследник, на возвратном пути из села Бородина 23-го сего месяца (июля 1837 г.) в 6-м часу пополудни, соизволил посетить Лужецкий монастырь, где Его Высочество встречен мною с братиею по чиноположению, на паперти, со звоном; в соборе по выслушании ектиньи и многолетия, Его Императорское Высочество, приложась ко кресту изволил отправиться в церковь преподобного Ферапонта. куда предшествовал я со крестом соборно; в сей церкви Его Императорское Высочество прикладывался к раке преподобного Ферапонта; на выходе из церкви изволил опять приложиться ко кресту и отправиться из монастыря в путь в вожделенном здравии". [3, с. 76]
- В 1874, 80, 84, 89, 91 крыши и стены покрывались красками.
- В 1876...79 в серединной продольной стене из двух окон (одного глухого, а другого с решёткой) сделаны две проходных арки.
- В 1876, 80, 85,86 постановлены вновь три печи, из коих одна железная, а две изразчатые, и жаровня в стене.
- Составлены служба (1878), акафист (1877) и молитва (1883) св. Ферапонту, и все они благословлены не только к употреблению при св. гробе его, но и к напечатанию их для всеобщего употребления.
- В 1883 открыты два входа. закрытые с 1855, один из них на соборную паперть, а другой в западной стене, и в них устроены стеклянные створчатые двери.
- В 1883 с западной стороны приделана стеклянная паперть с двумя створчатыми стеклянными дверями, внутри обитая шведским картоном, выкрашенная и расписанная, над входами в храм помешены иконы обрезные, а на стене храмовой помещена возобновлённая обрезная икона БМ в рост, под нею - херувим резной золочёный; над одною входною дверью икона преп. Ферапонта обрезная, прежняя, а над другою - икона Предтечи, обрезная же, новая, - обе на железе.
- Над входом с западной стороны три прежних малых иконы, а с южной - новая на железе икона Спасителя благословляющего (1884); в нишах, у простеночных столбов, написаны херувимы и серафимы (1884, 87, 89).
- В 1884 сделаны новые двойные рамы в окнах осмерика.
- В 1884...89 в притворе по восточной стене устроены новые иконостасы деревянные, покрытые белою бронзою, а пилястры у них покрыты белым алюминием; в них по три иконы,
- в правом (к югу)
- икона Спасителя в рост, в киоте, древняя (1884-87 гг.) и по сторонам её вновь написанные иконы св. благоверного князя Александра Невского и св. равноапостольной Марии Магдалины
- в левом (к северу)
- Тихвинская, древняя, а по сторонам её вновь написанные иконы св. Андрея Стратилата и св. Димитрия Солунского
- Оба иконостаса увенчаны прорезными карнизами железными, покрытыми белой и желтой поталью и расписаны узорами, а в клеймах у них написаны херувимы (1884-89 гг.);
- Над аркою между сими иконостасами помещена новая икона Господа Саваофа в киоте, а вокруг нее щит, соединяющий оба означенные иконостаса и покрытый белой бронзою, а на нем два ангела в облаках (1884-89 гг.);
- При тех иконостасах на боковых стенах две новые иконы преподобного Феодора, князя можайского и ярославского (1884г.) и преподобного Сергия (1885 г.), обе в киотах бронзовых; в простенках притвора иконы вновь поставлены -- святой Софии Премудрости Божией, древняя, в ризе. без киоты (1884 г.), а против нее можайская икона святителя Николая, писанная на полотне (1885-87), в большом киоте, покрытом белой бронзой и позолочена (1889)
- В 1886 у двух наружных западных входов сделаны железные двери, из которых одна решетчатая.
- В 1886 получено новое паникадило.
- В 1887 снаружи паперть обита листовым железом и окрашена масляною краскою разных колеров.
- В 1888...89 над клиросами по стенам помещены в последовательном порядке картины жития преподобного:
на каждой стороне по двенадцати одинакового размера картин в отдельных рамках, вставленных в одну большую раму;
все рамы покрыты желтым бронзовальным порошком и над каждою из двух больших рам по большой же иконе (одна - явление Колочской иконы Божией Матери, а другая -- моление преподобного о Лужецкой обители), -- обе в деревянных же бронзированных рамах.
- В 1888...89 приобретены новые подсвечники - два больших и один выносной.
- В 1891 крест и глава покрыты бронзою.
- В начале XX века современники так описывали церковь преподобного Ферапонта: "...небольшая, каменная, тесно примыкающая с северной стороны к Соборному храму, теплая, о двух престолах церковь с изящным вызолоченным и с резьбою трехъярусным иконостасом с обилием святых икон, украшенных среброзлащенными ризами. С левой стороны царских врат находится чудотворная икона Божией Матери "Страстная", а в иконостасе придельного храма -- тоже слева от царских врат -- местночтимый святого Иоанна Крестителя, пострадавший с тыльной стороны в 1812 г., от французов. Главная святыня и храма и монастыря -- мощи преподобного Ферапонта, находящиеся под спудом. Над ними у самой южной стены установлена весьма простая медно-посеребренная четырехугольная рака, а над нею металлическая сень с позолотою. [2, с. 6-8]
- В 1928 церковь начали разбирать, и к 1930 она разрушена.
- На её месте, использовав частично её стены, устроено производственное помещение и сделаны фундаменты под станки.
- В 1998 расчищено место, на котором стояла церковь, а 26 мая 1999 обретены нетленные мощи преп. Ферапонта, более 570 лет пролежавшие пол спудом в храме его имени.
- состав:
- престол св. Ферапонта (Иоанна Лествичника)
- throne of St Ferapont (John)
- оформление алтаря:
- У царских дверей завеса тафты зеленой;
- на престоле одежда: камка красная, крест, кружево серебряное;
- на престоле евангелие печатное в дест александрийской бумаги новое, покрыто бархатом червчетым. в средине Спасителев образ и евангелисты серебряные позлащены, закладки ленты разных цветов в репье, три камушка да пять зерен жемчужных, на обороте пять репьев серебряных, застежки медные:
- крест серебряный, позлащен чеканный, испод и бока резные позлащены, на нем два камушка.
- На престоле пелена грязетовая рудо желтая, опушка тафта алая, крест кружево серебряное. подложена выбойкою чешуйчатою;
- на жертвеннике выбойка бумажная цветная, крест позументу золотного ветх;
- на нем потир, дискос, звезда, два блюдца, лжица серебряные резные позолоченные местами, копие черен сердоликовый, вверху камень зеленый, закрепа жемчужная;
- два покрова, третий воздух объяри кирпичного цвета, кресты кружево золотое, опушка объяр желтая, подложены красною тафтою;
- на горнем месте образ Всемилостиваго Спаса, оклад и венец, серебряные резные, на полях два венца серебряные резные позлащенные, перед ними небольшой лампадец медный;
- над жертвенником образ Всемилостиваго Спаса, оклад серебряный басенный, венец резной;
- за престолом образ Пресвятыя Богородицы Владимирской, венец серебряный позолощен и убрус на атласе вынизан узорами мелким жемчугом, а на другой стороне образ святой мученицы Екатерины писан на краске, перед тем образом медный небольшой лампад;
- в алтаре шкаф со сдвижными ящиками, в которых кладутся ризы и стихари и прочее;
- аналой, что читают евангелие, обложен крашенною пестрою ветхою, крест мишурный белый.
- В 1886 жертвенник исправлен и укреплён при окне.
- В 1883...85 в окне горнего места укреплён запрестольный крест, обложенный медным посеребренным окладом.
- В 1888 в среднем окне в переплёте вставлены цветные синеватые стёкла в форме креста, а по нижним рядам всех трёх окон - белые матовые стёкла.
- В 1891 в окне за жертвенником установлена икона 12 праздников в серебряной вызолоченной ризе.
- придел Усекновения главы Предтечевой
- chapel of The Beheading of St John the Baptist
- история:
- Местною храмовою иконою избрана икона Главы Предтечевой, сохранившаяся в 1812 с лицевой стороны совершенно целою, тогда как задняя сторона её изрублена весьма часто и глубоко.
- В память чудесного сохранения этой иконы и освящён придел в сентябре 1871 епископом Можайским Игнатием.
- В 1875 жертвенник провалился в подлазную яму, засыпанную на следующий год.
- По поводу этого подлаза можайский краевед В.И.Горохов через много лет замечает следующее: "...Подлаз, вероятно, шел от соборной церкви, не это ли тот подземный ход, которым в 1941 г. пытались спастись заключенные в монастыре пленные красноармейцы, но, не успев найти выхода, были застигнуты и погибли; рассказ об этом я слышал от одного из работников местной милиции..."
- В 1876 устроен новый жертвенник, сделаны новые двойные рамы в окнах.
- оформление:
- 1871.
- святыня:
- икона
- icon
- история:
- В алтаре на стенах размещены разные иконы, частью вновь полученные (Умиление 1888), частью вновь написанные (Св. Ферапонт) и частью прежде бывшие в иных храмах (1885).
- иконостас
- altarpiece
- оформление:
- 1871.
- композиция:
- Глава Предтечева
- святыня:
- икона
- icon
- история:
- В 1884 приобретены две металлические хоругви.
- В 1885 над окнами поставлены прорезные иконы из упразднённого иконостаса.
- В 1884...87 в притворе по стенам размешены вновь две вновь переписанные иконы Спасителя в темнице и Богоматери и икона преп. Ферапонта в рост, в раме за стеклом, из калужской часовни (1884-86), и несколько икон обрезных из древнего иконостаса (1885) и над входами помещены иконы же, между коими икона Трех Радостей, писанная на полотне (1887),
снаружи в двух глухих пролётах осмерика помещены писанные вновь на железных листах, иконы Воскресения Христова и преп. Ферапонта (1885), а во фронтоне западной стены Св. Троица и вокруг ангелы и облака (1884).
- название:
- БМ
- Virgin
- место:
- на стене
- оформление:
- Старинная.
- В 1887...89 вставлена в бронзированный киот.
- Св. Иоанн Лествичник
- St John
- место:
- у северной стены, против святого гроба
- оформление:
- 1884...89.
- В киоте, покрытом белою бронзою.
- Св. Иоанн Лествичник, с житием
- St John, with Life
- место:
- на стене
- оформление:
- На красках.
- Рама деревянная.
- Cв. Ферапонт
- St Ferapont
- история:
- В 1877 восстановлен древний лик преподобного по древнейшей (более 200 лет) иконе его, и с того времени он изображается сходно с сим образцом.
- Начато умножение икон сего преподобного в разных местах монастыря, а также устроение его икон различных размеров и цен, доступных для достаточных и для бедных людей (от 10 коп. до 15 руб.,).
- Иконы не только писаны красками на кипарисных и липовых досках, но и на финифти (1890).
- Кроме икон, писаных красками, с 1881 устраивались и печатные изображения, разных размеров и разных цен, преимущественно раздаваемых безвозмездно (всего напечатано до 10 000 экземпляров).
- Для будущих случаев печатания в 1888 приобретены две деревянных доски клише.
- Составлено вновь и в 1876 напечатано Житие преподобного краткое (оно возобновлялось печатанием неоднократно и тираж его до 5000 экземпляров); кроме сего, составлены краткое сказание о преподобном (1883) и подробное изложение жития его (1887) - то и другое в рукописях монастырских, а также Житие, изложенное стихами, находящееся в рукописи.
- Для составления же сего Жития в 1874...80 собраны копии с древнейших рукописных Житий и сделаны выписки из всех, доступных для собирателя книг, всего того, что говорится о преп. Ферапонте и о лицах, к нему соприкосновенных, и всё это собранное в 1879...80 положено на хранение и руководство в библиотеку монастыря в форме письменных книг, именуемых: а) краткий сборник, б) полный сборник, в) продолжение последнего и г) подлинные копии Житий.
- Кроме повествовательного рассказа о Житии преподобного, представлено житие его в картинных изображениях (в 1885, 1886 и 1889); такие картины писаны частью на внутренних стенах соборной церкви (1 картина) и паперти её (шесть картин), частью на святом колодезе (две картины), но преимущественно на бумаге и железе (26); последние писаны масляными красками и в рамках за стеклами и помещены над клиросом в церкви преподобного; копии же их писанные тушевальным карандашом, переплетены в особый альбом (краткий подобный альбом состоит из картин, писанных простым карандашом).
- О картинах жития преподобного Ферапонта, писанных тушью и писанных красками, можно сообщить следующее:
- Писанные тушью 27 картин составляют книгу, именуемую "Живописным житием преподобного Ферапонта".
- Из них 13 картин имеют по второму экземпляру и составляют малую книгу "Живописного жития"; а писанные масляными красками -- частью на железе (2 картины) и большею частью на рисовальной бумаге (25 картин), всего 27 картин помещены в рамках за стеклами на западной стене в церкви преподобного Ферапонта над правым и левым клиросами, по 13 картин над каждым.
- Простым карандашом и тушью писал послушник Андрей Алексеев Воскресенский; а масляными красками писал живописец Иван Иванов Гришин, житель деревни Михайловской, Сивковского прихода, близ Можайска.
- содержание картин:
- 1) моление Феодора Поскочина о достижении иночества
- 2) прибытие его в Симонов монастырь
- 3) Ферапонт внимает наставлениям преп. Сергия Радонежского
- 4) подвизается в Симонове
- 5) оставляет Симонову обитель
- 6) приходит с преп. Кириллом на Бело озеро на указанное Богом Кириллу место
- 7) устрояют они помещение и подвизаются
- 8) по соглашению между собою разлучаются друг от друга
- 9) преп. Ферапонт обретает себе особое место
- 10) устрояет на нём себе жилище
- 11) претерпевает искушения
- 12) приемлет к себе подвижников
- 13) трудится с ними вместе
- 14) общество сожителей своих обращает в обитель иноков
- 15) вызванный князем Андреем в Можайск прощается со своею обителью
- 16) князь радостно встречает преп. Ферапонта в Можайске
- 17) преп. Ферапонт князю Андрею показует место, удобное для иноческой обители
- 18) с князем полагает основание Лужецкой обители
- 19) подвизается в сей обители
- 20) расчищает родник близ сей обители
- 21) испрашивает цельбоносную силу воде устроенного им кладезя
- 22) честное преставление преподобного
- 23) св. гробница его в 1596-98
- 24) св. гробница его в настоящее время
- 25) святой кладезь преподобного в настоящее время
- 26) явление святой Колонкой иконы Богоматери в 1413 при жизни преп. Ферапонта
- 27) моление преподобного о св. обители Лужецкой
- 28) начата безвозмездная раздача крестиков со святого гроба преп. Ферапонта (1882) и раздача освященного елея из лампады от сего гроба в малых пузырьках (1886)
- место:
- на стене
- оформление:
- Новая.
- В 1887...89 вставлена в бронзированный киот.
- при въезжих воротах
- Спаситель
-
- место:
- на стене
- оформление:
- Старинная.
- В 1887...89 вставлена в бронзированный киот.
- Явление БМ преп. Сергию
- место:
- над входом в придел мимо правого клироса
- оформление:
- Помещена в 1876.
- техника:
- фреска
- fresco
- история:
- В 1876...84 внутренние стены вместо клеевой покрыты краскою масляною.
- В 1884...90 потолки расписаны клеевыми красками.
- В 1887 по сторонам входа в церковь на стене написаны с одной стороны святители московские, с другой - преподобные белозерские с преп. Сергием.
- В 1889 в алтаре промыты иконы на сводах потолка и покрыты белой поталью; а галтели вокруг них покрыты бронзою.
- В 1889 над входною аркою в клейме написано изображение Спасителя благословляющего, а над святым гробом на стене - преподобный Сергий и святитель Феодор ростовский, на северной же стене против них преподобные Кирилл и Мартиниан Белозерские; в клеймах же, писанных прежде, евангелисты промыты, покрыты поталью, а обводки сделаны из жёлтой бронзы.
- иконостас
- altarpiece
- этап:
- -
- ряд:
- сверху над иконостасом Распятие Господне с предстоящими в Страсти Господни в клеймах
- пророческий
- композиция:
- в верхнем поясе в средине Знамение Пресвятыя Богородицы, в двух пророческих по три лица
- апостольский
- композиция:
- в среднем поясе три образа, в средине Спаса и пр.... пять лиц во апостольских двух образах по три лица
- праздничный
- композиция:
- в ни ... поясе четыре иконы двунадесятых праздников. расписаны все на двое
- местный
- порядок сцен:
- Св. Стефан, архидиакон, двери северные, писан на красках
-
- Страстная, с праздниками и святыми
-
- история:
- Была местною с ~1725.
- Она пожертвована 30 июня 1681 помещиками Рузского уезда Аксаковыми на вечное родовое их поминовение.
- На оборотной стороне иконы есть надпись: "(7189-1681) году июня в 30 день дали вкладу в дом Пречистыя Богородицы в Лужецкий монастырь. Рузского уезда Петр Иванов сын Аксаков с братом, образ Пречистыя Богородицы Страстныя, обложен серебром резным, позолочен, у образа Пречистыя Богородицы венец и корона и Пресвятаго Младенца венец серебряные, дано при архимандрите Антонии". [3, с. 119]
- В описи же за 1692 г. о ней сказано, что образ Пречистыя Богородицы Страстныя осмилистовый, а поставил за вклад Иван Александров сын Аксаков с детьми, с Петром да Афанасием Аксаковыми"... [3, с. 119]
- Предание гласит про образ этот чудотворный образ, что пред ним в период мировых поветрий общенародно служились молебны о прекращении ужасной эпидемии и Небесная Милосердная Мать у Престола Всемогущего Бога молящаяся непрестанно и о всех нас, подавала чудесные знамения благодатной помощи, в этих случаях язва прекращалась.
- оформление:
- Писан на празелени, обложен серебром резным золоченым.
- У БР и Младенца нимбы и корона чеканная серебряные золоченые, в нимбе и в короне двенадцать камушков разных цветов, на короне три жемчужины, у БР убрус жемчужный крупного жемчуга, надписи серебряные резные, привесу гривенник да копейка серебряные, около того образа праздники и святые писаны на красках;
- БМ стоящая, на красках
.
-
- врата царские
-
- оформление:
- Прорезные, золочёные.
- На них писаны красками Благовещение и четыре евангелиста.
- Над царскими дверьми сень и вместо Тайной Вечери Святый Дух вкруг с сиянием.
- Спаситель стоящий, писан на красках, без оклада
- Saviour
- Св. Троица, писана на красках, без оклада
- Holy Trinity
- Св. Ферапонт, писан на красках, без оклада
- St Ferapont
- оформление:
- Сделан по резьбам, вызолочен, а по гладким пристойным местам расписан мрамором.
- пред оными образами шесть лампад медных с приправою луженою
- над царскими дверьми паникадило медное о двадцати одном светильнике, сверху крест литой медный же, над царскими дверьми
- 1811
- история:
- В 1871...83 иконостас вновь покрыт белою масляною краскою.
- В 1883 иконы промыты.
- В 1883...84 иконы обложены медными посеребренными ризами.
- В 1884...90 нижние три яруса обложены посеребренными медными листами матовыми, с колоннами полированными.
- В 1886 дверь северная написана вновь.
- автор:
- Истомин В.
- Vlas Istomin
- композиция:
- Св. Троица
- Holy Trinity
- оформление:
- На иконе имеется надпись, где сказано: "иконостас писан трудами Власа Истомина 1811 лета декабря".
- погребение:
- архимандрит Евфимий
- архимандрит Макарий
- место:
- при храме, у северной стены крытой паперти
- Могила его огорожена железной решёткой и обозначена каменной плитой, перед могилой у восточной стены поставлено живописное распятие, перед которым горела неугасимая лампада [2, с. 7-83]
- Св. Ферапонт
- St Ferapont
- место:
- перед иконостасом, справа
- оформление:
- Гроб преподобного отца Ферапонта, на нём образ его святый писан на красках, по сторонам круги васильковые тёмные, резьба золочёная.
- Вкруг того гроба решётка железная, крашеная жёлтою краскою, ребьи красные и белые, над ним сень на столбцах резная, столбцы витые, а снизу четверо-угольные: расцвечено мрамором, золотом и серебром.
- В 1883 прежняя деревянная сень над сим гробом заменена новою металлическою.
- В 1884 на стене же над сим гробом во всю длину его устроена икона преподобного на полотне в медной раме.
- В 1888 на иконе святого гроба преподобного над ликом и над кистями рук наложено толстое бемское стекло под ризою для сохранения иконы от повреждения.
- часовня малая
- chapel
- место:
- при въезжих воротах
- оформление:
- 1878.
- колокольня
- bell tower
- история:
- Устроена при содействии патриарха Иоакима.
- В палатке нижнего её яруса было погребено несколько представителей рода Савеловых - жертвователей монастыря и сродников патриарха Иоакима.
- Несмотря на то, что надгробия Савеловых не сохранились, здесь сейчас устроена поминальная часовня.
- оформление:
- ~1692.
- Трехъярусная шатровая.
- часовня св. Ферапонта
- chapel of St Ferapont
- история:
- По желанию местных жителей ежегодно 28 сентября совершается молебен с крестным ходом от трёх приходских церквей по случаю избавления Москвы от бывшей в 1830 холеры.
- место:
- Москва
- Moscow
- место:
- на Калужской площади
- духовенство:
- архимандрит Антоний ( 1681 )
- игумен Борис (Петрухин)
- архимандрит Геронтий Кургановский ( 1902 )
- архимандрит Дионисий Виноградов (1874 - 92)
- архимандрит Евфимий ( - 1768)
- история:
- Скончался 10 июня 1768.
- Завещал положить себя в заготовленном им дубовом гробе и похоронить при входе в новую паперть храма преп. Ферапонта. что и было исполнено [6, с. 3].
- архимандрит Макарий (1523 - 26)
- история:
- святитель Московский Макарий (+ 1563, память 30 декабря/ 12 января)
- Занимая первосвятительский престол, жертвовал в монастырь большие вклады.
- архимандрит Макарий ( - 1900)
- история:
- Скончался на 70-м году своей жизни.
- обычай:
- крестный ход в дни святой Пасхи вокруг храма с иконами и артосом (1882 )
- служение ранних литургий круглый год (1884 )
- принятие в монастырь можайской иконы св. Николая во время обхождения с нею по улицам можайским (1885 )
- поминовение 15 января о всех настоятелях и братии сия обители преставившихся ( - , 1875 )
- 27 мая и 27 декабря чествование памяти преп. Ферапонта (1875 )
- еженедельное (по пятницам, а в седмицы Великого поста во время воскресных вечерень) общее моление преп. Ферапонту с пением акафиста ему при св. гробе его (1885 )
- особое в определенные месяцы и дни поминовение о тех лицах, о которых завещано поминать в дни памяти их, для сего приведен в точный порядок и в правильный состав вечный поминник и книга записей о поминовении (1877 )
- посвящённый предмет:
- библиография
- 1. Можайский Лужецкий второго класса монастырь. - М., 1888.
- 2. Можайский Лужецкий 2-го класса Ферапонтов монастырь Московской епархии, составил архимандрит Геронтий Кургановский. - М., 1902.
- 3. Краткая летопись Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 по 1892 г., составил архимандрит Дионисий. - М., 1892.
- 4. Можайские акты 1506-1775 гг., составил архимандрит Дионисий. - СПб, 1892.
- 5. газета "Новая жизнь" от 4 июня 1997.
- 6. Архив Можайского Лужецкого монастыря. "Копия завещания архимандрита монастыря Евфимия", составлена 10.06.1768. ЦИАМ, фонд N 574, опись 1, ед. хр. N 126.
- 7. Список настоятелей Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 года по 1892 год, составил архимандрит Дионисий. - М., 1892.
- 8. Архив В.И.Горохова. ЦГАМО, фонд N 2402, опись 1.
- сайт
- Русское воскресение
- Святыни Подмосковья
|
|