Фасады основного объёма памятника расчленены пилястрами в соответствии с его внутренней структурой. Каждое из прясел первоначально, судя по сохранившимся фрагментам, завершалось закомарой. Основание здания было оформлено профилированным цоколем. Характерно, что на границе двух этажей здания отсутствует какой-либо карниз. На уровне пят ныне утраченных закомар расположен декоративный пояс, состоящий из балясин упрощенной формы, которые образуют между собой нишки с городчатым завершением. Сходный пояс оформляет венчающие части апсид. Нижний ярус тех же апсид украшен рядом вертикальных тяг, завершённых килевидными двухступенчатыми арочками. Довольно дробное оформление имеют барабаны храма. Южный портал, в отличие от перспективных западного и северного, увенчанных килевидными архивольтами и украшенных дыньками, представляет собой арочный проём, помещенный в простую неглубокую нишу.
В подтверждение мнения, что собор построен новгородскими мастерами, можно привести следующие аргументы. Смешанный тип кладки собора характерен для зодчества Новгорода того времени. По-новгородски трактованы чуть ли не все архитектурные элементы памятника. Но особенно красноречиво указывают на руку новгородских мастеров такие мелкие детали, как тонкие карнизы в верхних частях лопаток, срезанные углы алтарных столпов, оформление южного портала, архивольты с нижней выступающей полочкой аркатур апсид. Итак, собор построили новгородские мастера. Но важно, что они принадлежали к тому направлению новгородского зодчества, которое испытывало на себе сильное влияние московской и среднерусской архитектуры.
По композиции Рождественский собор ориентирован на тихвинский Успенский (1515), имеющий сходное расположение барабанов. Однако от последнего каргопольский собор отличается отсутствием внутренних настенных лопаток и наличием подклета. Характерно, что подклеты у шестистолпных пятиглавых соборов впервые появляются именно в середине 16 в. Такими храмами являются Смоленский собор (~1550) Новодевичьего монастыря, церковь Никиты Мученика (~1560) в Новгороде и казанский Благовещенский собор (1561...62). Следовательно, подклет рассматриваемого памятника возник в русле этого нового течения в русской архитектуре. Сочетание полукруглой средней и прямоугольных боковых апсид подклета находит аналогии в новгородской и псковской архитектуре 16 в.
Коробовые своды без выявленных подпружных арок каргопольского собора порождены новгородской архитектурной традицией. Но сама их парадоксальная комбинация, уничтожившая пространственный крест в интерьере, но не создавшая палатный тип перекрытия, как у московского Успенского собора, впервые рождена именно в рассматриваемом сооружении. Что же касается карнизов в основаниях данных сводов, то они, по-видимому, заимствованы у московского Архангельского собора (1505...08), но с оглядкой на Преображенский собор (1515) новгородского Хутынского монастыря. У последнего храма взята и идея карнизов в уровне пят пониженных подпружных арок. От того же Архангельского собора к каргопольскому перешли триумфальные арки алтарной части и сдвоенные окна среднего прясла западного фасада. Идея устройства декоративного пояса именно в основании закомар рассматриваемого памятника, очевидно, восходит к антаблементу Архангельского собора, но трактован этот пояс в духе декоративных фризов московской и среднерусской архитектуры 16 в. Различие в ширине восточных и западных барабанов также проистекает от Архангельского собора. У него же, а также у ряда других московских и среднерусских памятников заимствован и декор барабанов каргопольского собора. Однако следует отметить, что ещё до его строительства некоторые подобные декоративные элементы уже были почерпнуты из тех же источников новгородской архитектурой.
Перспективные западный и северный порталы памятника восходят к среднерусской архитектуре, но вряд ли непосредственно, так как и в зодчестве Новгорода 16 в. подобные порталы применялись, например, в упомянутой церкви Никиты Мученика. Аркатурно-колончатый фриз порождён, с одной стороны, старой традицией украшать соответствующие части новгородских и псковских церквей так называемыми арочными разводами, а с другой - килевидными аркатурами некоторых сооружений Новгорода, построенных незадолго до рассматриваемого памятника, таких как церковь Троицы (1557) Духова монастыря или церковь Никиты Мученика.
Из множества различных источников архитектуры каргопольского собора ясно выделяются два его основных образца: тихвинский и Архангельский соборы. Очевидно, они были указаны зодчим заказчиками храма.
Собор Рождества Христова является одним из наиболее своеобразных и значительных произведений новгородской архитектуры 16 в.
Рождество {2086} ( - )
|