Коневецкий Рождество-Богородичный монастырь
Konevitz monastery of Birth of Virgin
история:
Монастырь основан в 1393 монахом Арсением при поддержке новогородского архиепископа Евфимия.
Одна из известнейших обителей русского Севера - Коневский монастырь, расположен на о. Коневец в 7 км от западного берега Ладожского озеpа.
Благодатна сама природа небольшого (длина 5,3 км, ширина 3,5 км) острова. Песчаное побережье и отмели со скоплениями крупных валунов переходят в светлый сосновый, а в глубине острова - еловый лес. Здесь можно встретить лису, зайца или даже лося. В южной части острова находится главная усадьба монастыря, которому ныне более чем 600 лет.
Монастырь связан с афонской иноческой традицией и, вероятно, не случайно посвящён Рождеству Богородицы - 8 сентября 1380 свершилась вдохновленная преп. Сергием битва на Куликовом поле.

Пpеп. Аpсений, уроженец Новгорода Великого, в 20-летнем возрасте покинул родительский дом и ушёл в пригородный Лисогоpский монастырь. Познакомившись с афонскими иноками, удалился на Св. Гору, вероятно, в сербский Хиландарский монастырь. Исполнял на Афоне послушание по изготовлению медной посуды. По смирению слезы всё время лились из его глаз. На Афоне преп. Арсению был явлен дальнейший путь - вернуться на родной Север и основать монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Игумен Иоанн Зидон, с сожалением отпустил инока, напутствовав его Акафистной, или Святогорской иконой Богоматери.

В новгородских пределах, получив благословение архиепископа Иоанна, преподобный отправился по Волхову на север, Ладожское озеро и Вуоксу, в поисках уединенного места для основания обители. Дважды судно, на котором он плыл, чудесным образом прибило к некоему острову. На берегу инок встретил рыбака Филиппа, рассказавшего, что остров именуется Коневец по главной его достопримечательности - Конь-камню (ледниковый валун весом более 750 тонн, размером 9 х 6 м и высотой 5 м, по форме несколько напоминающий конский череп ). Жители побережья - карелы, использовали остров Коневец как пастбище. Оставаясь во мраке языческих верований, они ежегодно приносили на Конь-камне в жертву коня. Преп. Арсений всю ночь молился об очищении острова от нечисти и наутро совершил молебен перед Святогорской иконой у Конь-камня. По преданию, при окроплении валуна святой водой из-под него выбрались бесы и, обернувшись стаей чёрных воронов, улетели на Выборгский берег, в залив, получивший поэтому название Сортанлахта - "чёртова бухта" (ныне бухта Владимирская). Навсегда исчезли с острова и змеи. По благословению преподобного на Конь-камне впоследствии воздвигли часовню (нынешняя относится к 1880-м гг.).

Первоначально пpеп. Аpсений поселился на возвышенном месте, впоследствии, по явлению на нём Богородицы, наименованном Св. Гоpой. Через год он перешёл на берег Ладоги. Стали стекаться ученики, в числе первых насельников монастыря, вероятно, были преподобные Иаков и Феофил Омучские, основатели Феофиловой пустыни в Псковском крае.
В 1398 братия построила церковь во имя Рождества Богородицы. Здесь преп. Арсения приветствовал его сподвижник по Лисогорскому монастырю, Новгоpодский архиепископ, святитель Евфимий (+1458). В память о владыке залив впоследствии назвали Владычной лахтой (бухтой). Деревянная келья Арсения и первые постройки (скит, церковь и кельи с оградой) располагались на берегу острова у Владычной лахты (бухты). Однако при подъёме воды в Ладожском озере их затопляло.
В 1421 после наводнения основатель обители перенёс её на более возвышенное место.
В новый храм была помещена главная святыня монастыpя - икона, принесенная с Афона преподобным и получившая наименование Коневской {3396}.
Пpеп. Аpсений прожил в монастыре 51 год (+1444, память 12/25 июня).
В 16 - 17 вв. монастырь несколько раз горел, расположенный близ границы новгородских и шведских владений, не раз подвергался pазоpениям.
В 1573 при угрозе шведского нападения мощи угодника Божия были положены в основание церкви, "под спуд", где и пребывали, оставаясь залогом возрождения обители в эпохи лихолетий, до обретения в наши дни.
Дважды, в 1577 и 1610, шведы захватывали остров, не имевший оборонительных укреплений.
После разорения 1610 коневские иноки вынуждены были покинуть свою обитель и обосноваться в Деpевяницком Воскресенском монастыре под Новгородом. Коневец до победоносного для России окончания Северной войны находился под шведским владычеством, собор был фактически разрушен.
24 марта 1716 отвоеванный остров отдан князю Я.Ф.Долгорукому.
В 1718, благодаря ходатайству Деревяницкого архимандрита Иоанникия, Пётp I издал указ о возобновлении монастыря как приписного.
Часть братии монастыря во главе с иеромонахом Тихоном вновь возвращаются на родную землю для восстановления обители.
Целой оказалась лишь небольшая деревянная часовня, где совершал службы белый священник, поселившийся на острове вместе со своей семьёй. Средства, выделяемые Деревяницким монастырем на восстановление обители, были весьма скудными, поэтому восстановительные работы шли очень медленно. С 1718 по 1760 построена лишь Никольская церковь и выстроены деревянные кельи для братии. По ходатайству о. Игнатия императрица Елизавета Петровна делает значительные пожертвования на благоукрашение монастыря, а по её примеру и многие петербургские горожане.
Пожар ~1775 снова уничтожил весь ансамбль.
В 1794 два коневских инока - иеромонах Макаpий и иеродиакон Стефан - участвовали в Валаамской миссии в Америке. В округе Змеиной горы в уединении подвизались преподобные Зосима (Веpховский) - наиболее вероятный прототип старца Зосимы из "Братьев Карамазовых", впоследствии основатель второй Зосимовой пустыни, и Василиск (Гаврилов), удалившийся затем в Сибирь. Иеромонах Сильвестр (Петров) отличался дарованием архитектора. Когда владыка Гавриил в 1799 повелел построить новый собор на месте ветхого, о. Сильвестр капитально переработал присланные из столицы чертежи архитектора С.Г.Иванова. Был одобрен новый проект пятиглавого храма, сочетавшего черты народного и древнерусского зодчества, барокко и классицизма.
В 1799, наконец, вернулась из Новгорода на остров чудотворная Коневская икона Божией Матери.
Выстроена в камне главная монастырская усадьба.
В 1812 западную часть каре завершила колокольня.
Коневец становится известным в России местом процветания старчества.
Ладожские паломники 19 - 20 вв. почти непременно посещали Валаам и Коневец.
В 1892 обитель, ранее принадлежавшая С.- Петербургской епархии, отошла к вновь образованной Финляндской и Выборгской кафедре.
На 1 января 1914 монастырская братия насчитывала 321 насельника.
В монастыре в разное время бывали император Александр II в сопровождении великого князя Александра Александровича - впоследствии императора Александра III, цесаревича Николая Александровича, великих князей Владимира и Алексея Александровичей и Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской, известной благотворительницы (1858, в память об этом у собора установлен памятник из путиловской плиты), великий князь Константин Николаевич, оставивший рисунок Конь-камня (1844), писатели Н.С.Лесков (Коневцу посвящён его очерк "Монашеские острова на Ладожском озере", 1873), В.И.Немиpович-Данченко и А.Дюма, поэт Ф.И.Тютчев, архитектор А.М.Гоpностаев (надстраивал настоятельский корпус и составил первоначальный проект расширения собора), благотворитель монастыря и духовный сын иеромонаха Израиля (Дружинина) князь Н.И.Манвелов.
Неоднократно на Коневце молился благочинный монастырей С.-Петербургской епархии архимандрит Игнатий (Бpянчанинов).
Все посетители монастыря, по завету преп. Арсения, пользовались безвозмездно кровом , а также трапезой на протяжении нескольких дней.
В 1917 Коневец оказался в составе Финляндии. Во время войны 1939 - 40 братия была эвакуирована с острова финскими властями. Вместе с собой братия взяла и чудотворную Коневскую икону.
Вывезена часть утвари (например, рака преп. Арсения). Часть святынь находится в Финляндии и в настоящее время.
В 1941 часть иноков вновь прибыла на остров, пытаясь возродить монашескую жизнь.
19 августа 1944 последние из братии навсегда покинули остров, отошедший к Советскому Союзу.
В монастырских постройках обосновалась военно-морская часть, устроены испытательные полигоны военного ведомства в районах бывших коневских рыбных ловель (у монастыря когда-то был свой небольшой флот, ловили сига, лосося, семгу). Не выращивали более хлебные злаки (рожь, овёс, ячмень), запустили сад, где сохранилось ныне не более 20 старых яблонь.
В 1990 монастырь возвращён Санкт-Петеpбуpгской епархии.
28 мая 1991 на остров прибыл архимандрит Назарий (Лавриненко), назначенный митрополитом С.- Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), наместником монастыря (ныне наместник Св.-Троицкой Александро-Невской лавры, благочинный монастырей С.- Петербургской епархии).
4 июля 2001 братию возглавил иеромонах Исидор (Минаев), бывший помощник игумена Валаамского монастыря. За полтора года число насельников возросло до 25 человек.
На ферме содержат коров, лошадь, кур, гусей.
Условия жизни в монастыре трудные (например, случаются перебои с электричеством, получаемым от дизель-генераторов).
Много делают для возрождения обители финское общество "Коневец" и правительство города Куопио.
Почти все часовни и кровли на острове восстановлены на пожертвования граждан Финляндии.
В 2001 создана паломническая служба монастыря, которая организует поездки к святыням древней северной обители. В августе 2004 обители передана плащаница "БМ", вышитая Марией Хаслер, жительницей Штутгардта, бывшей некогда россиянкой.
Рождество-Богородичный Коневский монастырь, отметивший в 2001 10-летие возрождения монашеской жизни, с благодарностью и молитвой принимает любую помощь и рад принять у себя паломников по обычаю приснопамятного основателя обители - преподобного Арсения Коневского.
место:
о. Коневец, Ладога, Кексгольмский уезд Выборгской губ., Приозерский р-н Ленинградской обл.
Konevitz
данные:
мужской монастырь
male monastery
принадлежность:
монастырь Деревяницкий Воскресенский
Derevyanitsky monastery of Resurrection
состав:
собор Рождественский
cathedral of Nativity
церковь Казанская
church of Virgin of Kazan
церковь Рождества БР
church of Birth of Virgin
церковь св. Арсения
church of St Arseny
церковь св. Николая
church of St Nicholas
часовня на Конь-камне
chapel
часовня св. Арсения ( - )
часовня св. Николая
chapel of St Nicholas
часовня Успенская
chapel of Dormition
часовня Явления БР
chapel of Appearence of Virgin
колокольня надвратная
bell tower above a gate
башни над воротами (1808...14 )

библиотека

library
служба
service
кельи с погребами (1808...14 )

корпуса келейные (1825...30 )

странноприимная (1866 )

"работный дом" (1874)

гостиница

гумно

двор скотный (1826 )

конюшня деревянная

кузница (1829 )

скит Казанский

hermitage of Virgin of Kazan
скит Коневский
hermitage of Virgin of Konevitz
скит Святогорский
Svyatogorsky hermitage
подворье
yard
святыня:
икона
icon
мощи преп. Арсения Коневского
reliquiae of St Arseny Konevsky
рака преп. Арсения ( - )
reliquary of St Arseny Konevsky
погребение:
духовенство:
иеромонах Адpиан (Блинский), настоятель (1790 - 98)
о. Андриан (1790 - )
иеромонах Варфоломей, настоятель (1798 - 1801)
иеромонах Дамаскин (1801 - )
иеромонах Игнатий, строитель (1760 - 62)
Иларион ( 1809 - 17 )
о. Иона ( - 1790)
иеромонах Исидор (Минаев), настоятель (2001 )
архимандрит Назарий (Лавриненко), наместник (1991 )
иеромонах Тарасий (1762 - 87)
богослужение:
Совершается дневной круг монашеских богослужений, в воскресные, субботние, другие праздничные дни - Божественная Литургия.
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru