Св.-Троицкий Ипатьевский монастырь
Holy Trinity monastery of St Ipaty of Gangr
история:
Древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы.
Впервые упоминается на страницах летописей в 1432, но создан он значительно раньше. Некоторые ученые считают, что обитель возникла в последней четверти XIII века.
Монастырь основан в ~1330 выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом, который добровольно перешёл на службу к великому князю Ивану Даниловичу Калите.

Когда Чет плыл по Волге, повествуется в легенде, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь. Во сне Чету явилась БР и обещала исцелить его, если он построит обитель в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия. По прибытии в Москву Чет принял христианскую веру, получив при крещении имя Захария, и испросил у великого князя разрешения на закладку монастыря во имя св. Ипатия на месте "чудесного" исцеления. Захарий стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых - знатных боярских фамилий, покровителей монастыря.

Покровительству этих фамилий, многие представители которых принимали в монастыре монашество, обитель обязана своим расцветом во 2-й пол. XVI в.

В 1435 здесь подписан мирный договор между враждовавшими князьями Василием Тёмным и Василием Косым.

О времени построения каменной ограды монастыря сообщает летопись на белокаменной плите, вставленной в Святые ворота, а позднее вмонтированной в северную стену Троицкого собора (в северной паперти, справа от портала): "Лета 7094 (1586) повелением благоверного и боголюбиного и великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси самодержца, и его благочестивыя и христолюбивыя царицы великия княгини Ирины, в третие лето государства его начаты бысть делати сии святые врата и оградка камена около сея превеликия Лавры святыя пребезначальныя Троица Ипацкаго монастыря, тщанием и верою боярина Дмитрия Ивановича Годунова, да боярина и конюшево Бориса Федоровича Годунова, на память от рода в рода по душех своих и по своих родителех в вечный поминок".

Стены монастыря, опоясавшие территорию Старого города, имели протяжённость 518 м и получили вид прямоугольника неправильной формы. Крепостная стена по углам фланкировалась четырьмя круглыми башнями. В монастырь вело пять въездных ворот: с южной, западной и северной сторон и двое со стороны реки Костромы - Святые и Водяные. Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину 1,5 м, а позднее, в XVII веке, были надстроены до 3 м. Первоначальная высота стен была на 2 м ниже современной и достигала 6,5...7 м.
Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны. Главное боевое значение имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом - галереей боевого хода.

В 1595 Борис Годунов дал Ипатьевскому монастырю двор в Москве, в Китай-городе, а в 1603 - два дома в Костроме. Ипатьевский монастырь стал называться "преименитой лаврой".

В 1598 настоятелю монастыря присвоено звание архимандрита, а ближайшим лицом после него стал "наместник",
В ~1555...1605 на средства Годуновых проведено полное переустройство монастыря. Руководил работами специально назначенный "строитель" Гурий Ступишин, который до этого успешно воздвигал здания Иосифо-Волоколамского монастыря, а впоследствии застраивал Игрицкий Песоченский монастырь близ Костромы.

При поддержке Годуновых в монастыре была создана иконописная школа. Самыми известными мастерами были художники Гурий Никитин и Сила Савин.

В мае 1609 поляки и их сторонники с воеводой Вельяминовым были изгнаны из города, но завладели частью Ипатьевского монастыря.

Вельяминов, запрашивая помощи у гетмана Сапеги. писал : "Марта в 12 день пришли воры государевы изменники, вологотцкие и поморские мужики, пять тысячь, от Костромы за две версты, а ждут к себе из Галича Ивашка Кологривца, а с ним де идет воровских людей пять же тысячь, и ждут его к себе марта в день 13 на вечер, а к ним придет, и им приступили к Ипатцкому монастырю". Польскому отряду не удалось рассеять ополчение, однако и ополченцам не удалось изгнать захватчиков : слабовооруженному войску ополченцев монастырь мог противопоставить вооружение из 37 пушек, большие запасы пороха. Продовольствия так же имелось достаточно.

Первого мая в Кострому прибыл опытный воевода Давид Жеребцов. По его приказу вокруг монастыря выкопали глубокий ров, укрепленный булыжным камнем, за рвом засели ополченцы. Они бились с осажденными "день и ночь". Монастырь был отрезан от общения с внешним миром. Попытки Вельяминова прорваться не увенчались успехом. Но чтобы взять крепость, нужно было подорвать стены.

Выполнить эту задачу взялись костромские служивые люди Константин Мезенцев и Николай Косыгин. В ночь с 24 на 25 сентября 1609 они подвели подкоп под монастырскую стену, заложили туда бочку с порохом. Произошёл взрыв. Оба патриота погибли, но ценою их жизни крепость была взята, засевшие в ней поляки и их сторонники уничтожены.
В последующие годы не прекращались распри между посадскими людьми и монастырским духовенством: жители города долгое время не могли забыть о предательстве монастырских властей во время осады.

Романовы при Борисе Годунове жили в монастыре в ссылке, а в годы Смутного времени они получили монастырь в вотчинное владение как вознаграждение за их опалу при Годуновых. Когда в вотчине Романовых произошла расправа польского отряда с Иваном Сусаниным, Михаил с матерью были вынуждены бежать из села Домнина (теперь Сусанинского района) и укрыться в Ипатьевском монастыре. У Романовых был свой осадный укрепленный двор в Костроме, близ Успенского собора, но они избрали монастырь как более надёжное убежище.

Это близ Ипатьевского монастыря произошла история, которая легла в основу многочисленных литературных произведений и театральных постановок об Иване Сусанине. Легенда гласит, что русская монархия была спасена его храбростью и самопожертвованием. Сразу после избрания Михаила царём поляки попытались захватить его в плен. Но Сусанин, вызвавшийся проводить польских лазутчиков через глухие костромские леса, заманил их в непроходимую чащу и обрёк на смерть от голода и холода. Впоследствии Романовы ввели традицию - чествовать при дворе людей, которые когда-либо спасли жизнь русским государям. По указу царя прах Ивана Сусанина перенесен в монастырь.

Перед тем как объявить Романовых царской династией, Ипатьевская обитель напутствовала нижегородское ополчение Минина и Пожарского, выступившее против Лжедмитрия в феврале 1612.
На земском соборе в феврале 1613 Михаила Романова избрали царём.
14 марта 1613 представители Земского собора объявили находившемуся в монастыре Михаилу Фёдоровичу Романову об избрании его на царство. С этого времени обитель пользовалась особым покровительством царской фамилии.

В 1621...23 произведены восстановительные работы по починке монастырских стен и зданий, повреждённых во время осады. Ограда была "в вышину надделывана". Работы проводились по царскому указу "подмастерьями" (мастерами), присланными из Москвы (Иван Неверов и другие), а также "каменщиками московскими, костромскими, ипатскими и богоявленскими". В дальнейшем строительные работы в монастыре велись в основном силами каменщиков и кирпичников, проживавших в расположенной возле монастыря Ипатьевской, или Богословской (ныне Трудовой), слободе.

По описи 1701 года в монастыре было около восьмидесяти пяти человек монашествующего чина и более ста человек слуг и работных людей разных специальностей.
С 1744, после учреждения Костромской епархии, в монастыре размещалась резиденция костромских архиереев.
В 1767 обитель посетила Екатерины II. В честь посещения построены новые парадные ворота в северной стене Старого города. Ворота оформлены двумя въездными арками, одна арка со стороны улицы, другая - с внутренней стороны.
В 1832 утверждён проект генеральной перестройки монастыря, осуществлённый в последующие годы. Архиерейский корпус, здания келий, корпус богодельни приобрели новый вид - проект почти не учитывал стиля древних памятников.
В 1913 монастырь стал центром торжеств по случаю 300-летия дома Романовых. Обитель посетил Николай II.
В 1919 монастырь закрыт, а на его территории устроен рабочий поселок.
От разрушения монастырь спасло учреждение в нём в 1927 музея; из монастырских зданий уничтожен только храм Рождества Богородицы.

В 1958 в монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь". На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид. Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта. В настоящее время все строения монастыря отреставрированы и взяты под государственную охрану.

Рядом с монастырём расположен Музей деревянного зодчества под открытым небом.

Свайные баньки, ветряные мельницы, избы воспроизводят облик северной русской деревни. Многообразны церкви разных типов и объемов. Одна из наиболее ранних - церковь Преображения из села Спас-Вежи (фотографии №№ 2,8,9,10), сгорела 6 сентября 2002. Храм поставлен на сваи, столь характерные для заболоченного северного пейзажа. Храм считается лучшим среди дошедших до нашего времени «клетских» церквей костромской земли.

Возрождение монашеской жизни началось в 1992 с созданием монашеской общины.

8 января 1992 в Троицком соборе совершена первая литургия.
В 1992 традиция царственного паломничества в обитель восстановлена великой княгиней Леонидой Георгиевной, великой княгиней Марией Владимировной и её сыном Георгием.
В 1994 братии передали небольшое здание келий над погребами, звонницу и Лазаревский храм.
Все годы возрождения обители остро стоит проблема взаимоотношений монашеской общины и администрации музея.
Несмотря на многочисленные решения, необоснованно затягивается возвращение Церкви храмов и корпусов монастыря.
К сегодняшнему дню с территории обители выехал лишь отдел природы.
В монастыре два действующих храма: Троицкий собор и Лазаревская церковь.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II трижды посещал монастырь, в 1993, 1994 и 2002.
место:
Кострома
Kostroma
данные:
монастырь мужской
male monastery
состав:
собор Рождества Богородицы
cathedral of Birth of Virgin
собор Св.-Троицкий
cathedral of Holy Trinity церковь Богородицкая
church of Virgin церковь Рождества Богородицы
church of Birth of Virgin церковь св. Иоанна Златоуста
church of St John the Chrysostom
церковь св. Ипатия
church of St Ipaty
церковь свв. Петра и Павла
church of SS Peter and Paul
церковь свв. Федора Стратилата и Ирины (в честь царя Федора Ивановича и царицы Ирины), надвратная
church of SS Theodor and Irene
церковь свв. Хрисанфа и Дарьи
church of SS Khrisanf and Daria
Св. Ворота
Holy Gate
церковь Сретения Владимирской иконы БМ, домовая церковь архиерея
church of The meeting of Vladimir icon of Virgin
звонница
bell tower две часовни
two chapels церковь св. Иоанна Богослова
church of St John the Theologian богадельня особняк бояр Романовых
mansion of Romanov boyars Архитектурно-этнографический музей (1957 )
Architectural-ethnographic museum
святыня:
Евангелие лицевое {4996} ( - )
Gospel

икона

icon обелиск памятный предметы церковной утвари (массивный потир, дискос, копие и лжица) рукопись
manuscript
духовенство:
архимандрит Гавриил Бужинский ( 1721)
архимандрит Павел (Фокин), наместник обители (1996 )
архимандрит Платон, член Синода ( ~1735 )
захоронение:
Вельяминовы-Зерновы
Veliaminov-Zernovs

Годуновы

Godunovs
Сабуровы
Saburovs

Чёт

Chyot

Шеины

Sheins
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru