Св.-Троицкий Ипатьевский монастырь
Holy Trinity monastery of St Ipaty of Gangr
- история:
- Древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы.
- Впервые упоминается на страницах летописей в 1432, но создан он значительно раньше.
Некоторые ученые считают, что обитель возникла в последней четверти XIII века.
- Монастырь основан в ~1330 выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом, который добровольно перешёл на службу к великому князю Ивану Даниловичу Калите.
- Когда Чет плыл по Волге, повествуется в легенде, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь.
Во сне Чету явилась БР и обещала исцелить его, если он построит обитель в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия.
По прибытии в Москву Чет принял христианскую веру, получив при крещении имя Захария, и испросил у великого князя разрешения на закладку монастыря во имя св. Ипатия на месте "чудесного" исцеления.
Захарий стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых - знатных боярских фамилий, покровителей монастыря.
- Покровительству этих фамилий, многие представители которых принимали в монастыре монашество, обитель обязана своим расцветом во 2-й пол. XVI в.
- В 1435 здесь подписан мирный договор между враждовавшими князьями Василием Тёмным и Василием Косым.
- О времени построения каменной ограды монастыря сообщает летопись на белокаменной плите, вставленной в Святые ворота, а позднее вмонтированной в северную стену Троицкого собора (в северной паперти, справа от портала): "Лета 7094 (1586) повелением благоверного и боголюбиного и великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси самодержца, и его благочестивыя и христолюбивыя царицы великия княгини Ирины, в третие лето государства его начаты бысть делати сии святые врата и оградка камена около сея превеликия Лавры святыя пребезначальныя Троица Ипацкаго монастыря, тщанием и верою боярина Дмитрия Ивановича Годунова, да боярина и конюшево Бориса Федоровича Годунова, на память от рода в рода по душех своих и по своих родителех в вечный поминок".
- Стены монастыря, опоясавшие территорию Старого города, имели протяжённость 518 м и получили вид прямоугольника неправильной формы.
Крепостная стена по углам фланкировалась четырьмя круглыми башнями.
В монастырь вело пять въездных ворот: с южной, западной и северной сторон и двое со стороны реки Костромы - Святые и Водяные.
Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами.
Стены имели толщину 1,5 м, а позднее, в XVII веке, были надстроены до 3 м.
Первоначальная высота стен была на 2 м ниже современной и достигала 6,5...7 м.
- Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны.
Главное боевое значение имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия.
Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня.
В водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады.
Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом - галереей боевого хода.
- В 1595 Борис Годунов дал Ипатьевскому монастырю двор в Москве, в Китай-городе, а в 1603 - два дома в Костроме.
Ипатьевский монастырь стал называться "преименитой лаврой".
- В 1598 настоятелю монастыря присвоено звание архимандрита, а ближайшим лицом после него стал "наместник",
- В ~1555...1605 на средства Годуновых проведено полное переустройство монастыря.
Руководил работами специально назначенный "строитель" Гурий Ступишин, который до этого успешно воздвигал здания Иосифо-Волоколамского монастыря, а впоследствии застраивал Игрицкий Песоченский монастырь близ Костромы.
- При поддержке Годуновых в монастыре была создана иконописная школа. Самыми известными мастерами были художники Гурий Никитин и Сила Савин.
- В мае 1609 поляки и их сторонники с воеводой Вельяминовым были изгнаны из города, но завладели частью Ипатьевского монастыря.
- Вельяминов, запрашивая помощи у гетмана Сапеги. писал : "Марта в 12 день пришли воры государевы изменники, вологотцкие и поморские мужики, пять тысячь, от Костромы за две версты, а ждут к себе из Галича Ивашка Кологривца, а с ним де идет воровских людей пять же тысячь, и ждут его к себе марта в день 13 на вечер, а к ним придет, и им приступили к Ипатцкому монастырю". Польскому отряду не удалось рассеять ополчение, однако и ополченцам не удалось изгнать захватчиков : слабовооруженному войску ополченцев монастырь мог противопоставить вооружение из 37 пушек, большие запасы пороха. Продовольствия так же имелось достаточно.
- Первого мая в Кострому прибыл опытный воевода Давид Жеребцов.
По его приказу вокруг монастыря выкопали глубокий ров, укрепленный булыжным камнем, за рвом засели ополченцы.
Они бились с осажденными "день и ночь".
Монастырь был отрезан от общения с внешним миром.
Попытки Вельяминова прорваться не увенчались успехом.
Но чтобы взять крепость, нужно было подорвать стены.
- Выполнить эту задачу взялись костромские служивые люди Константин Мезенцев и Николай Косыгин.
В ночь с 24 на 25 сентября 1609 они подвели подкоп под монастырскую стену, заложили туда бочку с порохом.
Произошёл взрыв. Оба патриота погибли, но ценою их жизни крепость была взята, засевшие в ней поляки и их сторонники уничтожены.
- В последующие годы не прекращались распри между посадскими людьми и монастырским духовенством: жители города долгое время не могли забыть о предательстве монастырских властей во время осады.
- Романовы при Борисе Годунове жили в монастыре в ссылке, а в годы Смутного времени они получили монастырь в вотчинное владение как вознаграждение за их опалу при Годуновых. Когда в вотчине Романовых произошла расправа польского отряда с Иваном Сусаниным, Михаил с матерью были вынуждены бежать из села Домнина (теперь Сусанинского района) и укрыться в Ипатьевском монастыре.
У Романовых был свой осадный укрепленный двор в Костроме, близ Успенского собора, но они избрали монастырь как более надёжное убежище.
- Это близ Ипатьевского монастыря произошла история, которая легла в основу многочисленных литературных произведений и театральных постановок об Иване Сусанине.
Легенда гласит, что русская монархия была спасена его храбростью и самопожертвованием.
Сразу после избрания Михаила царём поляки попытались захватить его в плен.
Но Сусанин, вызвавшийся проводить польских лазутчиков через глухие костромские леса, заманил их в непроходимую чащу и обрёк на смерть от голода и холода.
Впоследствии Романовы ввели традицию - чествовать при дворе людей, которые когда-либо спасли жизнь русским государям.
По указу царя прах Ивана Сусанина перенесен в монастырь.
- Перед тем как объявить Романовых царской династией, Ипатьевская обитель напутствовала нижегородское ополчение Минина и Пожарского, выступившее против Лжедмитрия в феврале 1612.
- На земском соборе в феврале 1613 Михаила Романова избрали царём.
- 14 марта 1613 представители Земского собора объявили находившемуся в монастыре Михаилу Фёдоровичу Романову об избрании его на царство.
С этого времени обитель пользовалась особым покровительством царской фамилии.
- В 1621...23 произведены восстановительные работы по починке монастырских стен и зданий, повреждённых во время осады.
Ограда была "в вышину надделывана".
Работы проводились по царскому указу "подмастерьями" (мастерами), присланными из Москвы (Иван Неверов и другие), а также "каменщиками московскими, костромскими, ипатскими и богоявленскими".
В дальнейшем строительные работы в монастыре велись в основном силами каменщиков и кирпичников, проживавших в расположенной возле монастыря Ипатьевской, или Богословской (ныне Трудовой), слободе.
- По описи 1701 года в монастыре было около восьмидесяти пяти человек монашествующего чина и более ста человек слуг и работных людей разных специальностей.
- С 1744, после учреждения Костромской епархии, в монастыре размещалась резиденция костромских архиереев.
- В 1767 обитель посетила Екатерины II.
В честь посещения построены новые парадные ворота в северной стене Старого города.
Ворота оформлены двумя въездными арками, одна арка со стороны улицы, другая - с внутренней стороны.
- В 1832 утверждён проект генеральной перестройки монастыря, осуществлённый в последующие годы.
Архиерейский корпус, здания келий, корпус богодельни приобрели новый вид - проект почти не учитывал стиля древних памятников.
- В 1913 монастырь стал центром торжеств по случаю 300-летия дома Романовых.
Обитель посетил Николай II.
- В 1919 монастырь закрыт, а на его территории устроен рабочий поселок.
- От разрушения монастырь спасло учреждение в нём в 1927 музея; из монастырских зданий уничтожен только храм Рождества Богородицы.
- В 1958 в монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь".
На реставрацию выделены значительные средства.
Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид.
Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта.
В настоящее время все строения монастыря отреставрированы и взяты под государственную охрану.
- Рядом с монастырём расположен Музей деревянного зодчества под открытым небом.
- Свайные баньки, ветряные мельницы, избы воспроизводят облик северной русской деревни.
Многообразны церкви разных типов и объемов.
Одна из наиболее ранних - церковь Преображения из села Спас-Вежи (фотографии №№ 2,8,9,10), сгорела 6 сентября 2002.
Храм поставлен на сваи, столь характерные для заболоченного северного пейзажа.
Храм считается лучшим среди дошедших до нашего времени «клетских» церквей костромской земли.
- Возрождение монашеской жизни началось в 1992 с созданием монашеской общины.
- 8 января 1992 в Троицком соборе совершена первая литургия.
- В 1992 традиция царственного паломничества в обитель восстановлена великой княгиней Леонидой Георгиевной, великой княгиней Марией Владимировной и её сыном Георгием.
- В 1994 братии передали небольшое здание келий над погребами, звонницу и Лазаревский храм.
- Все годы возрождения обители остро стоит проблема взаимоотношений монашеской общины и администрации музея.
- Несмотря на многочисленные решения, необоснованно затягивается возвращение Церкви храмов и корпусов монастыря.
- К сегодняшнему дню с территории обители выехал лишь отдел природы.
- В монастыре два действующих храма: Троицкий собор и Лазаревская церковь.
- Патриарх Московский и всея Руси Алексий II трижды посещал монастырь, в 1993, 1994 и 2002.
- место:
- Кострома
- Kostroma
- место:
- на "стрелке" при слиянии двух рек - Волги и Костромы
- адрес:
- г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1, Ипатьевский монастырь.
- телефон:
- (0942) 39-14-80
- транспорт:
- автобус № 14 до остановки "Ипатьевская слобода"
- данные:
- монастырь мужской
- male monastery
- состав:
- собор Рождества Богородицы
- cathedral of Birth of Virgin
- собор Св.-Троицкий
- cathedral of Holy Trinity
- этап:
- 1560 - 1648.
- история:
- Разрушен взрывом.
- 1652...53.
- история:
- Во время наводнения в 1709 сильно пострадал ("расселся надвое").
- С 1744 учреждён кафедральным, в связи с чем перестраивается.
- В ~1780 на куполах поставили большие главы, но в 1803 их переделали на главы меньшего размера.
- В 1835 бурей была сорвана большая глава собора, а остальные сдвинуты со своих мест.
- "В древнем виде" главы восстановлены в 1840.
- В 1811 в соборе сделали чугунный пол.
- В 1911...12, накануне празднования 300-летия дома Романовых, произведены капитальный ремонт и реставрация собора.
Руководила реставрационными работами археологическая комиссия во главе с архитектором Д. Милеевым.
Вокруг собора был опущен грунт, открыт и облицован белым известковым камнем цоколь.
Одновременно исследован древний фундамент, который оказался выложенным из огромных булыг, без извести, на одной глине.
В соборе раскрыт древний пол, состоящий из крупных терракотовых плит, образующих узор в шашку.
Крыльцо освобождено от позднейших перестроек и достроено "в древнем стиле", по аналогам.
В целом собор - одна из наиболее сохранившихся в своём первоначальном виде построек.
- Экспозиция музея представляет вклады боярских и царских родов.
- оформление:
- Каменный. Летний.
- Центральный куб увенчан пятиглавием.
- состав:
- церковь св. Лазаря
- church of St Lazarus
- оформление:
- 1768.
- В южном подцерковье.
- захоронение:
- Три костромских архиерея
- придел свв. Филиппа и Ипатия
- chapel of SS Phillip and Ipaty
- оформление:
- - 1862.
- святыня:
- икона
- icon
- техника:
- фреска
- fresco
- композиция:
- Помещён цикл картин о жизни свв. Ипатия и Филиппа, сцена крещения Чета и т.д.
- святыня:
- двери
- gate
- оформление:
- От первоначального убранства сохранились три металлические двустворчатые двери, украшающие порталы центрального храма - вклад Д.И.Годунова.
Двери были повреждены при взрыве ("совсем переломаны"), но впоследствии восстановлены, хотя положение пластин перепутано.
Двери обиты медными листами с изображением библейских пророчеств и евангельских сюжетов, отдельные композиции обрамлены орнаментованными валиками.
Изображения фигур и орнаменты выполнены золотой наводкой.
Техникой выполнения и тематикой композиций двери Троицкого собора близки дверям Благовещенского собора Московского Кремля и, несомненно, выполнены в царских мастерских.
- Опись 1609 г. оставила перечисление сюжетов на створах врат: "У церкви же живоначальные Троицы трои двери железные обиты медью, а по меди писано сусальным золотом, на дверех в верху писано Благовещение пресвятые богородицы, а под ним писано в четырех местах деяние пророческое Исаино, Езекиилево, Ияковлево, Моисееве, а по углом и по ставом писано десять образов святых. С правыя стороны от Волги на других дверех вверху писано Благовещенье со архангелы, а под ним в дву местех деяние пророческое Аароново, Даниилово, на левой стороне на дверях писано Троица да Рождество пресвятые богородицы, а под ними в 4-х местех деяние пророческое Аввакумово, Гедеоново, Ильино".
Среди пророков и волхвов представлены языческий бог Аполлон, античный драматург Менандр и мыслитель Платон, которых церковь причисляла к "провозвестникам" христианского вероучения.
Изображения снабжены пространными надписями, подобно следующей: "Аполлон не бог, но жрец, но есть бог на небеси и ему снити на землю и воплотитись от девы чистыя в нее же аз верую, а по моей смерти 1800 лет снити ему на землю...", и т.п.
Стиль изображений отличается известной графичностью, которая определяется самой техникой выполнения и в то же время хорошо сочетается с декоративным назначением этого вида искусства.
- состав:
- южные двери
- south gate
икона
- icon
- название:
- БР и Младенец
- Virgin and Child
- техника:
- вышивка {5482}
- embroidery
- Воскресение (Сошествие во ад)
- Resurrection (Descent to Hell)
- перемещение:
- Кострома: музей-заповедник
- Kostroma: museum
- композиция:
- Повторяет одноимённую фреску.
- оформление:
- 1682.
- Пядничная.
- На подкладке из тафты имеется надпись: "Образ Воскресения Христова 7190 (1682) году февр(аля) 2 день построен сей образ на нал(ой) в церковь живоначальное Троицы в Ипацкой монастырь по обещанию Чюдова монастыря монахом Афонасием иеродиаком".
- Манера письма иконы позволяет предполагать, что она создана в мастерской Гурия Никитина
Мати-молебница {5406} ( - )
- Mother the prayer
- Св. Ипатий Гангрский
- St Ipaty of Gangr
- история:
- Написана к визиту в обитель патриарха.
- место:
- слева у амвона
Умиление {5450} ( - )
- Virgin the Tenderness
- техника:
- вышивка {5482}
- embroidery
- фреска
- fresco
- история:
- Сразу после возведения храма, в 1652...53, начата роспись папертей.
- В это время созданы композиции западной паперти, справа и слева от портала; стенопись выполнялась костромскими иконописцами под руководством главы артели - Василия Ильина.
- Фрески неоднократно поновлялись.
- В настоящее время они расчищены из-под записей; красочный слой имеет значительные утраты, но композиции сохранились полностью.
- Содержание фресок представляет большой интерес.
- Артель костромских иконописцев, расписавших храмы в Ярославле, Кириллове и других городах, в своем творчестве активно утверждала программу посадского сословия, критики официальной церкви.
- В стенописи паперти собора опытные мастера на сравнительно небольших простенках смогли многое рассказать.
- Сцены с большим количеством действующих лиц умело скомпонованы, рисунок отличается точностью и выразительностью характеристик.
- Труднее судить о колорите ввиду повреждения красочного слоя: сохранившиеся участки показывают, что стенопись выполнена в сложной и гармоничной колористической гамме в сочетаниях тёмно-синего фона, охряного пейзажа, белых палат, розово-красных, зелено-голубых и красно-коричневых одеяний.
- В росписи западной паперти привлекают внимание архангелы по сторонам портала, один из них держит свиток в руках, записывая имена входящих в храм, другой - в воинских доспехах, с поднятым в руке мечом - охраняет вход в храм.
- Образы архангелов монументальны и величественны, эти фигуры могли быть написаны известным иконописцем, тогда еще молодым Гурием Никитиным.
- Впоследствии фрески паперти были частично прописаны при росписи главного помещения храма.
- Работы по росписи собора были прерваны, по-видимому, ввиду морового поветрия 1654 года и возобновлены три десятилетия спустя, в 1685.
- Артель иконописцев возглавил Гурий Никитин, крупнейший мастер монументальной живописи этого времени.
- Клеймо на северной стене содержит перечень имён художников-иконописцев, принимавших участие в росписи храма: "(О бозе) трудившийся сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василей Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефим Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василей Никитин, Федор Ли(пин), (Фе)дор (Л)оги(нов)".
- Артель представляла собой слаженный коллектив талантливых художников-монументалистов.
- В 60-80-х годах XVII столетия Гурию Никитину "с товарыщи" поручались ответственные работы в московских придворных и патриарших храмах, при дворе ростовского митрополита Ионы Сысоевича и в Ярославле, где в это время было немало своих перворазрядных иконописцев - Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев, Лаврентий Севастьянов и другие.
- В стенописи Троицкого собора ярко проявились особенности стиля костромской школы живописи, высоко ценимой современниками.
- Фрески созданы в традициях древнерусского искусства, как бы заново переосмысленных, в них сочетается эпический дух и глубоко человечная интерпретация событий Священной истории.
- Роспись органично связана с величественным интерьером храма.
- автор:
- Андреянов И.
- Ivan Andreyanov
- Андреянов Ф.
- Phillip Andreyanov
- Никитин Г.
- Gury Nikitin
- Савин С.
- Sila Savin
- композиция:
- Стенопись главного помещения храма состоит из четырёх ярусов, что при значительной высоте здания позволяет избежать излишней дробности композиций (в ярославских росписях обычным было членение на шесть, семь и даже восемь рядов).
- Следуя сложившейся в XVII веке традиции, сюжеты фресок отвечают наименованию храма: верхний ярус посвящен теме «Троица».
- Во втором и третьем ярусах сверху излагается евангельская история о земной жизни Христа - притчи, исцеления, чудеса.
Покрывая сплошь стены храма, фресковая живопись поражает гармонией цветовых сочетаний, создающих ощущение праздника.
Особенно красивыми являются изображения фантастических зданий павильонов, лестниц, террас архитектуры итальянского барокко и прелестно трактуемой земли, скал, холмов, поросших причудливыми травами и цветами.
Нижний ряд посвящён деяниям апостолов.
В стенопись нижнего ряда включено несколько картин на тему библейской поэмы "Песнь песней", прославляющей символический союз Христа и церкви в виде двух возлюбленных.
- Нижний ярус расписан декоративным орнаментом в виде клеток с крупными цветками гвоздики.
- Художников привлекает изображение событий, которые позволяют раскрыть сильные, искренние чувства: скорбь об умершем, мольбу об исцелении, радость по случаю "воскрешения".
- Столпы представлены изображениями мучеников, среди них в полном царском облачении Михаил Федорович и Алексей Михайлович.
- название:
- Видение Иоанна Лествичника
-
- место:
- паперть западная, справа от портала
- композиция:
- Картина показывает, сколько препятствий следует преодолеть монашествующему чину, чтобы достичь райской обители.
- На вершине лестницы, ведущей в рай, - лишь одинокая фигура праведника.
- Воскресение (Сошествие во ад)
- Resurrection (Descent to Hell)
- место:
- центральный люнет южной стены
- Смерть Анании и Сапфиры
-
- место:
- южная стена, нижний ярус, справа
- композиция:
- Тема композиции - рассказ из деяний апостолов о том, как супруги Анания и Сапфира утаили своё богатство и дали в храм малое пожертвование, за что были наказаны смертью.
- На фреске показано два эпизода.
- На переднем плане, на фоне палат, означающих преддверие храма, стоят, оживлённо жестикулируя, двенадцать апостолов, перед ними рабы поднимают бездыханное тело Сапфиры: один ухватил её за плечи, другой держит за колени.
- Перед Сапфирой на полу лежит мешочек, из которого высыпались монеты - утаённое золото.
- На втором плане двое слуг кладут тело Анании в саване в могилу.
- Вдали, за линией холмов, виднеется городок с кровлями домов и главками храмов.
- Композиция позволяет проследить преемственность различных эпох в развитии искусства.
- Прообразом подобного рода композиций послужила помпеянская фреска "Жертвоприношение Ифигении", затем композиция была использована в христианском искусстве в деяниях апостолов и воспроизведена в гравюре Библии Пискатора, изданной в Голландии в XVII веке, которой пользовались в числе других образцов русские иконописцы.
- Однако художники создали вполне оригинальное произведение.
- Сошествие св. духа на апостолов
- Pentecost
- место:
- среди двунадесятых праздников в люнете западной стены
- композиция:
- Сцена дана в "полном" иконографическом переводе, с изображением толпы людей, дивящихся чуду.
- Мотив этот впервые введён в старовизантийское искусство с его пережитками эллинизма, но потом был забыт и появляется вновь в стенописях XVII века под влиянием общего тяготения к "достоверности" и эмоциональности трактовки сюжета.
- Группа мирян расположилась в нижней части композиции.
- Женщины в нарядных, отороченных кружевом платочках по современной моде того времени стоят на коленях или сидят прямо на шашечном полу горницы с грудными детьми и малыми ребятами: фигуры даны в резких поворотах, сбоку или даже спиной к зрителю.
Чудо в Троаде
- место:
- нижний ярус северной стены
- композиция:
- Рассказывается о деяниях ап. Павла.
- Действие происходит в храме, где апостол произносит проповедь.
- Интерьер храма торжественно обрамлен портиком с колоннами, в центре - светильник с языками пламени.
- Слева - мать с ребенком на руках, у её ног уснул старший сын.
- По легенде, мальчик спросонья свалился из окна второго этажа и разбился насмерть, но был чудесным образом воскрешён ап. Павлом.
- В центре картины - фигура апостола, в стремительном движении склонившегося над мальчиком, вокруг все присутствующие с изумлением взирают на свершившееся чудо.
- предмет с изображением:
- оформление:
- 1685.
- иконостас
- оформление:
- 1756...58.
- Великолепный золочёный деревянный иконостас выполнен костромскими резчиками "Петром Золотаревым с артелью".
- "Тело" (конструкция) иконостаса состоит из ярусов, разделённых резными карнизами, между иконами поставлены колонки и резные кронштейны.
- В искусных руках резчиков дерево превратилось в виноградные лозы с гроздьями, бусинки, растительную плетенку и завитки.
- Резьба покрыта левкасом и позолочена, плоские фоновые части окрашены суриком.
- Большие резные киоты с тумбами установлены вокруг столбов.
- Состоит из четырёх ярусов: местного ряда, деисусного, в котором находилось тринадцать икон "18 пядей" высотою, далее располагалось шестнадцать икон праздников и тринадцать икон пророческого яруса.
- В 1591 Д.И.Годунов "обложил серебром", то есть басмой, "деисус, праздники и пророки".
- О царских вратах сказано: "двери царские кованые и сень и столбы резаны о троих столбцах и навожены золотом".
- паникадило большое с тридцатью двумя шандалами (подсвечниками), украшенное "репьями и птицами медными" и увенчанное двуглавым орлом, - по-видимому, царский вклад; указано в описи ~1715.
- предмет с изображением:
- иллюстрация
- [178 I]
- вид с юго-востока
[442 № 60]
- файл
-
- купола, сентябрь 2000
iwf.ru
- вид с юго-востока
церковь Богородицкая
- church of Virgin
- происхождение:
- д. Холм
- village of Kholm
- оформление:
- 1552.
- Деревянная.
- предмет с изображением:
церковь Рождества Богородицы
- church of Birth of Virgin
- история:
- Принято решение о восстановлении храма Рождества Богородицы, главный придел которого будет освящён в честь свв. Царственных Стратотерпцев.
- этап:
- 1564 - ~1762.
- оформление:
- Зимняя, каменная, в ней совершались также все обыденные службы.
- Храм имел шатровое завершение и примыкал непосредственно к трапезной.
- Разобрана "за ветхостью".
- состав:
- "палаты гробовые", в подцерковье
- история:
- В ~1755 по распоряжению местного духовенства усыпальницы упразднены в связи с перестройкой храма (при Романовых род Годуновых не был в почёте).
- Могилы перекопали и останки сложили в одну общую могилу под Троицким собором.
- количество захоронений:
- 16
- 22
1763 - 1860.
- оформление:
- Согласно ведомости 1763 года, "поставлена церковь пятиглавая каменная ж теплая с трапезою : во оной церкви в олтаре и в трапезе стены и накатные деревянные потолки подмазаны алавастровою штукатуркою, а клейма лепною работою и роскрашены красками. ... При трапезе кладовые две полатки большие, да при той же церкви с северную сторону паперти с галдареею и с лестницею каменные да с восточною сторону перед олтарем над каменным зданием, а с южную сторону на столбах помост деревянной с перилами, с него под соборную церковь и в полаты ко вкладчиковым гробницам сходная деревянная лестница".
1860...63 -
- оформление:
- Не сохранилась.
церковь св. Иоанна Златоуста
- church of St John the Chrysostom
- оформление:
- 1671.
- Одноглавая, с небольшой папертью и шатровой колокольней.
- Разобрана.
- церковь св. Ипатия
- church of St Ipaty
- оформление:
- ~1862.
- Крестовая.
- церковь свв. Петра и Павла
- church of SS Peter and Paul
- оформление:
~1685.
- Над Святыми вратами.
- Не сохранилась.
- церковь свв. Федора Стратилата и Ирины (в честь царя Федора Ивановича и царицы Ирины), надвратная
- church of SS Theodor and Irene
- церковь свв. Хрисанфа и Дарьи
- church of SS Khrisanf and Daria
- оформление:
- 1840.
- В средней части архиерейского дома.
- Архитектурные формы этой церкви по замыслу должны были соответствовать Зелёной башне, стоящей напротив, в глубине монастыря, у западных ворот.
- Церковь сразу после завершения постройки разрушилась и вновь возведена в 1868 губернским архитектором Григорьевым.
- Св. Ворота
- Holy Gate
- святыня:
- икона
- icon
- название:
- Предста Царица одесную Тебе {4979} (1600 - )
- The Queen did stand at Your right
- техника:
- фреска {4979} (1600 - )
- fresco
- церковь Сретения Владимирской иконы БМ, домовая церковь архиерея
- church of The meeting of Vladimir icon of Virgin
- место:
- в восточной части архиерейского корпуса
- оформление:
- 1860.
- Крестовая.
- звонница
- bell tower
- история:
- Трёхшатровая.
- Шатёр над башней перестраивался неоднократно.
- В 17 в. на звоннице было восемнадцать колоколов.
- В 1852 звонница расписана живописью в духе "итальянского художества", но в 1912 эта роспись уничтожена, как несоответствующая выдержанной в традиционных формах архитектуре.
- В 1912 шатровый верх колокольни вместо железа покрыт черепицей.
- оформление:
- 1604.
- Каменная.
- Небольшие изменения с южной стороны.
- В 1646 с северной стороны к ней пристроена башня-колокольня со звоном, увенчанная шатром.
- В 1758...69 подверглась капитальному ремонту.
- В 1852 с западной стороны приделана пятипролётная терраса с крыльцом.
- колокол:
- 9,6 т
- история:
- Вклад матери Бориса Годунова - Стефаниды Ивановны.
- 9,6 т
- история:
- Отлит в 1646 государевым мастером Данилой Матвеевым по вкладу А.Н.Годунова и его дяди В.И.Стрешнева.
- 1,1 т - часовой
- история:
- Отлит мастером Федором Васильевым по вкладу Д.И.Годунова.
- Часы, по-видимому, повреждены при осаде монастыря в 1609, так как в 1628 Михаил Федорович снова дал Ипатьевскому монастырю часы с боем.
две часовни
- two chapels
- место:
- по сторонам парадных ворот в северной стене Старого города
- оформление:
- В виде павильонов с выпуклой кровлей, двери обрамлены портиком.
церковь св. Иоанна Богослова
- church of St John the Theologian
- место:
- Ипатьевская слобода
-
богадельня
- история:
- В здании бывшей богадельни разместился отдел природы музея.
- Большой интерес представляет уникальная коллекция местного краеведа и ученого И.М.Рубинского, включающая в себя ~4 тысяч экземпляров насекомых разных континентов мира.
особняк бояр Романовых
- mansion of Romanov boyars
Архитектурно-этнографический музей (1957 )
- Architectural-ethnographic museum
- святыня:
- Евангелие лицевое {4996} ( - )
- Gospel
- икона
- icon
- название:
- Св. Дмитрий Солунский
- St Dmitry Solunsky
- история:
- Вклад Д. И.Годунова в Ипатьевский монастырь.
- перемещение:
- Кострома: музей-заповедник
- Kostroma: museum
- оформление:
- 1586.
- Копия чудотворного образа в московском Успенском соборе.
- Св. Сергий Радонежский в житии
- St Sergy Radonezhsky in Life
- история:
- Вклад Годуновых в Ипатьевский монастырь.
- Успение
- Dormition
- техника:
- вышивка
- embroidery
- название:
- Агнец Божий
-
- история:
- Вклад Д.И.Годунова.
- перемещение:
- Кострома: музей
- Kostroma: museum
- оформление:
- 1688.
- Воздух.
- Вокруг воздуха, которым покрывали богослужебные сосуды, с изображением "агнца божия, закланного за грехи мира" вышита надпись, что он выполнен в дар Ипатьевскому монастырю по вкладу Д.И.Годунова в 1688.
- Положение ризы Христовой
- The placing of Christ's dress
- история:
- Сюжетом послужило реальное историческое событие - положение в 1626 в Московском Успенском соборе "ризы господней", присланной в дар московскому царю персидским шахом Аббасом.
- В церемонии принимают участие царь с царицей и патриарх Филарет (отец Михаила Федоровича) со свитой.
- оформление:
- Пелена.
- Shroud.
- Св. Троица, со сценами бытия
- Holy Trinity, with scenes
- история:
- Вклад Д.И.Годунова.
- перемещение:
- М.: ОПК
- Moscow: Weapon chamber of Kremlin
- композиция:
- На створах сюжеты иллюстрируют историю Авраама и Лота; в пелене первые четыре композиции посвящены истории сотворения мира и человека, изгнания прародителей из рая, далее следует история Ноева ковчега, в которой представлено множество видов животных, а в конце, после рассказа об Аврааме и Лоте, - "Лествица Иакова" и "Неопалимая купина".
- оформление:
- 1593.
- Пелена.
- Средник иконы, близко повторяющий рублевскую Троицу, исполнен на малиновой ("червчатой") камке - камчатной, узорчатой ткани; обилие золотых и серебряных нитей создает мягкие переливы мерцающих тонов.
- Клейма со сценами бытия вышиты по синему фону.
- Св. Ипатий
- St Ipaty
- история:
- Вклад Годунова.
- перемещение:
- Кострома: музей
- Kostroma: museum
- оформление:
- Пелена.
- Фигура Ипатия решена декоративно, в плоском силуэте; золотые и серебряные нити слегка подцвечены голубым и светло-оливковым шёлком, лик расшит с большим вниманием мягкими переходами полутонов.
- ~Христос во гробе
-
- история:
- Вклад Д.И.Годунова.
- перемещение:
- Кострома: музей
- Kostroma: museum
- оформление:
- 1592.
- Воздух.
- предмет:
- плащаница
-
- история:
- Вклад Годунова.
- перемещение:
- Кострома: музей
- Kostroma: museum
- оформление:
- 1604.
обелиск памятный
- место:
- на площадке перед палатами Романовых
- оформление:
- 1839.
- Колонна.
- В летописи на каменном постаменте подробно перечислены знаменательные события из жизни монастыря.
предметы церковной утвари (массивный потир, дискос, копие и лжица)
- история:
- Вклад Годуновых.
- оформление:
- 1599.
- Золото.
- Украшены чеканными изображениями.
- На потире надпись: "Лета 7107 (1599) при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси дал сей потир в дом пречистые и живоначальные Троицы в Ыпацкой монастырь золотые сосуды патырь, звездицу, три блюдца, лжицу, копейцо. Дал конюшей и боярин Дмитрей Иванович и сын его Владимир по своей душе и по своих родителей в вечный благ".
рукопись
- manuscript
- название:
- Ипатьевская летопись ( - 1814)
- The annals from monastery of St Ipaty
- история:
- Названа по месту её нахождения.
- В 1814 найдена Н.М.Карамзиным.
- Написана в начале XV века, как полагают, в Пскове, состоит из трёх частей.
- Первая часть - "Повесть временных лет", в редакции 1118 года.
- Вторая часть, охватывающая 1118 - 1199, - свод, составленный в 1200 в Киевском Выдубицком монастыре.
- Третья - галицко-волынская летопись с привлечением некоторых ростово-суздальских летописных сказаний; она доводит повествование до 1292.
- духовенство:
- архимандрит Гавриил Бужинский ( 1721)
- архимандрит Павел (Фокин), наместник обители (1996 )
- архимандрит Платон, член Синода ( ~1735 )
- захоронение:
- Вельяминовы-Зерновы
- Veliaminov-Zernovs
- Годуновы
- Godunovs
- история:
- В 2001 при прокладке вентиляционных ходов в подклети Троицкого собора обнаружена усыпальница.
- Утверждать, кому принадлежит эта усыпальница, нельзя.
- Не исключено, что прах 8 человек - загадочная гробница бояр Годуновых, местонахождение которой в течение последних 200 лет оставалось научной загадкой.
- Сабуровы
- Saburovs
- Чёт
- Chyot
- Шеины
- Sheins
- предмет с изображением:
- посвящённый предмет:
|
|