Киево-Печерская лавра
Cave lavra of Kiev *
- история:
- Обитель основана в 1051 в пещерах рядом с летней княжеской резиденцией с. Берестово близ Киева.
Об этом есть упоминание в старорусской летописи "Повесть временных лет".
Первым насельником обители был св. Антоний Печерский (в миру Антипа) из города Любеча, что близ Чернигова.
Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция). Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском с. Берестово), который в 1051 был назначен киевским митрополитом.
Люди узнали о подвижнической жизни Антония и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некотрые просились в его пещеру на поселение.
Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм.
- При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи.
- Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий.
- Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времён получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь.
- В 1073 по благословению препп. Антония и Феодосия начато строительство дивного храма Успения Богородицы.
- Прибывшие для этого из Византии строители и художники имели в качестве ориентиров произведения из знаменитого Влахернского монастыря в Константинополе и привезли оттуда в Киев икону Богородицы, которая стала главной в новопостроенном монастыре.
- В 1089 в праздник Успения "Небеси подобная церковь" освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами.
- С ~1075 в монастыре началось интенсивное строительство, возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, трапезная.
Основной архитектурный ансамбль Киевско-Печерского монастыря сложился уже в конце 11 в.
- Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира - крестителя Руси в с. Берестово, построена церковь Спаса.
- Строительство храмов имело большое значение для развития украинской культуры, поскольку вместе с ним разрабатывались новые типы культовых сооружений, совершенствовалось мастерство архитекторов и художников, складывались местные художественные школы.
Уже в 11 в. монастырь стал значительным центром иконописания и оставался им на протяжении следующих веков.
- В 1230 монастырские сооружения пострадали от землетрясения, а в 1240 - от ордынцев хана Батыя.
В последующие века монастырь также претерпевал разрушения от стихийных бед и войн.
- Монастырь играл заметную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания.
Здесь жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели.
Именно здесь в ~1113 летописец Нестор составил "Повесть временных лет"- основной источник наших знаний о Киевской Руси.
- В 1718 большой пожар уничтожил все деревянные сооружения, повредил многие каменные здания, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека.
- С 1720 начинается восстановление повреждённых пожаром сооружений и возведение новых.
Это - период расцвета барокко, стиля, в котором возведены Всехсвятская, Рождества Богородицы, Крестовоздвиженская церкви, колокольни на Дальних и Ближних пещерах, кельи соборных старцев, типографию и другие сооружения.
После перестройки барокковый вид приобрели Успенский собор и Троицка надвратная церковь.
Территория Верхней лавры окружена каменными стенами.
Таким образом, к ~1750 сформировался уникальный архитектурный ансамбль,сохранившийся в основном до нашего времени.
- В 16 - 17 вв. монастырь утвердился как один из центров христианской культуры.
В 1615 основана типография, вокруг которой объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности, Елисей Беринда, Захария Копистенский, Пётр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи.
- В лаврской типографии вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви, в том числе "Патерик Печерский", "Тератургима" Афанасия Кальнофойского, "Требник" Петра Могилы, "Синопсис" Иннокентия Гизеля.
- Лавра стала крупнейшим монастырём на всей Руси, площадь которого составляет почти 30 га.
На ее территории находится около ста сооружений, 42 из которых являются уникальными.
Лавра имела 23 храма (из них 6 - пещерных с 36 алтарями).
Обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах, как в неких священных схронах.
- Невзирая на всевозможные исторические потрясения: войны, пожары, землетрясения, лавра осталась общерусской святыней и оплотом православия в борьбе с католицизмом, губительной унией, с прочими ересями.
Она была центром просвещения на Южно-русских землях, вожделенным местом паломничества не только православных христиан, у лаврских святынь благоговейно преклоняли колени и униаты.
Благодаря Печерской лавре Киев наименован Русским Иерусалимом.
- После февральской революции 1917 жизнь монастыря проходила в драматических условиях частой смены власти в Киеве, войны и разрухи, а после прихода к власти большевиков - атеистической пропаганды, уничтожения церкви и упадка культуры.
- Трагические события после 1917 привели к истреблению православного духовенства и всего, что связано с Православной Церковью.
25 января 1918 у стен Лавры замучен первый новомученик российский митрополит Киевский и Галицкий Владимир.
- В 1920 году Лавру закрыли.
- 29 сентября 1926 правительство приняло постановление о признании лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок.
Когда создавался музейный городок, религиозная община еще существовала, но в ~1933 она прекратила свою деятельность.
- В годы Великой Отечественной войны лавра разрушена и ограблена, взорван Успенский собор.
- С 1942 возобновил деятельность монастырь на нижней территории Лавры.
Сразу после освобождения Киева от немецких оккупантов в ноябре 1943 началось восстановление музеев и лаврских святынь.
- В 1945 заповеднику возвращено из Германии свыше сорока ящиков с уникальными произведениями искусства, вывезенных оккупантами.
- В послевоенный период на территории Заповедника осуществлён огромный комплекс реставрационных работ памятников архитектуры, инженерных подземных коммуникаций, проведены археологические раскопки Ближних и Дальних пещер, руин Успенского собора.
В процессе расчистки остатков Успенского собора найдено много ценных вещей 16 - 18 вв.
- В 1961 в обители устроили музей.
- 25 июня 1988, во время празднования 1000-летия введения христианства на Руси, впервые совершилась Божественная Литургия в пещерном храме преподобного Феодосия на Дальних пещерах.
- В 1992 обители удалось устоять перед натиском раскольников-националистов и она ещё более окрепла и возмужала.
- С этого года в лавре разместилась резиденция предстоятеля Украинской Православной Церкви - блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а также Духовная семинария и академия, издательский отдел Церкви.
- Молитва и труд в обители всегда были основой жизни.
В житиях преподобных отцов Печерских мы находим множество тому примеров: преп. Антония миряне часто могли видеть, например, работающим на земле - скромно, вместе с другими братиями; преп. Феодосий никогда не был праздным, всегда находил рукоделие, даже в праздничные дни после Богослужения он брался за какую-нибудь работу; препп. Арсений и Аврамий получили прозвища Трудолюбивых; преп. Никола Святоша, оставивший княжеские богатства, исполнял трудные послушания.
Можно приводить еще много других подобных примеров.
- Сегодня лавра имеет своих сантехников, слесарей, плотников, столяров, архитекторов, портных, садовников, пчеловодов, пекарей, поваров, фельдшера.
Ведутся сельско-хозяйственные работы.
При монастыре работает экскурсионное бюро.
Иконные и пошивочные мастерские создают, можно сказать, замечательные произведения церковного искусства.
Правда, не обходится без помощи мирян, которые с радостью помогают братьям на многих участках работы.
- Хор монастыря не раз приглашали петь на различных духовных торжествах.
Он был участником фестивалей церковного пения.
Издано несколько дисков с песнопениями лавры.
- St Sophia cathedral and related monastic buildings, and Cave lavra of Kiev were declared World Cultural Heritage by UNESCO.
- традиция Лаврская:
- Еще с времен преп. Феодосия Печерского в лавре принят древний общежительный устав Студийского монастыря, но со временем возникли некоторые особенности, которые называют Лаврской традицией.
День обители начинается с того, что братия утром собирается в храме на службу, называемую полунощницей.
Братьям также раздаются помянники с именами о здравии и об упокоении православных.
По завершении полунощницы читаются часы, а после них совершается Божественная Литургия.
- В Лавре читается неусыпающая Псалтирь.
В небольшой часовне на Ближних пещерах не умолкает ни днем, ни ночью чтение святых псалмов, являя собой неугасимую духовную лампаду.
- Особое место в лаврском богослужении занимают дни праздников: Успения Пресвятой БР, праздников, в честь которых освящены престолы лаврских храмов — Рождества Христова, Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Благовещения, Троицы, Крестовоздвижения, Зачатия св. Анны, Всех святых, Препп. Антония и Феодосия, а также Собор всех Преподобных Печерских, Соборов отцов, в Дальних и Ближних пещерах почивающих, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», отдельные дни памяти Преподобных Печерских, в которые совершаются полиелейные службы.
- В пещерах совершаются молебны с помазыванием миром от мироточивых глав и одеванием шапочки св. преп. Марка Гробокопателя.
- В праздничные дни после Литургии совершается чин о Панагии («панагия» с греч. языка означает «всесвятая» или «пресвятая»). Панагией называется просфора, из которой во время Литургии вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора торжественно износится из храма и разделяется между братией после вкушения трапезы с призыванием имени БР.
Согласно церковному преданию этот обычай берёт начало с апостольских времён.
- Монашеская трапеза является продолжением Богослужения, так как связана с единодушным благодарением Бога за Его щедроты.
Во время трапезы читаются жития святых и различные поучения или толкования на Священное Писание.
- Особенное место в ряду послушаний занимают послушания церковников, пономарей и пещерников: это - постоянно близкое пребывание возле святынь: в храме, алтаре или у мощей преподобных.
Такое послушание помимо ответственности требует особенного внимания и благоговения, чтобы сохранять надлежащее расположение ума и чувств по отношению к святыням.
- место:
- Киев
- Kiev
- адрес:
- 01015, Украина, Киев, ул. Январского восстания, 21
- транспорт:
- метро "Арсенальная", троллейбус № 20 до остановки "Киево-Печерская Лавра"
- телефон:
- 290-30-71
- этап:
- монастырь (1051 - 12 в.)
- monastery
- лавра (12 в. )
- lavra
- переименование:
- Киево-Печерская лавра ( - )
- Cave lavra of Kiev
- Свято-Успенская Киево-Печерская лавра
- Holy Cave lavra of Kiev
- данные:
- Киевская епархия - 252015, г. Киев, ул. Январского восстания, 25, тел. 290-46-27
- Викарий Киевской митрополии, епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан
- Викарий Киевской митрополии, наместник Киево-Печерской лавры, епископ Вышгородский Павел
- Киевская митрополия – 252015, г. Киев, ул. Январского восстания, 25, корп. 49, тел. (044) 290-15-08, секретарь митрополии – протоиерей Виталий Косовский.
- Старейшиной или священноархимандритом лавры, главой священноначалия монастыря, является блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины.
К исполнению этого служения он приступил в 1992, сразу при назначении предстоятелем Украинской Православной Церкви.
- С 1994 наместником является преосвященнейший Павел (Лебедь), епископ Вышгородский, викарий Киевской митрополии.
- Вопросы, связанные с порядком Богослужений и послушаний, контролируются благочинным.
- Важнейшие вопросы, связанные с жизнью монастыря, выносятся на обсуждение Духовного Собора лавры.
- состав:
- лавра Верхняя
- Upper lavra
- состав:
- собор Успенский (Великая Печерская церковь) (1073...78 - 1941)
- cathedral of Dormition (Great Cave church)
- история:
- 1073...78.
- При игумене Феодосии великий князь Святослав Ярославич принял участие в закладке каменного храма, дал 100 гривен серебра для продолжения работ.
В те времена это было шестистолпное однобашенное 43-метровое сооружение.
- В 1082...89 интерьер храма расписан фресками и украшен мозаикой.
Кроме греческих мастеров, разукрашивал собор киевский живописец Алипий, который учился у греков мозаичному делу.
- В ~1100 к основному сооружению пристроили Иоанно-Предтеченскую церковь.
- Успенский собор - жемчужина древнерусской архитектуры.
Собор - первое каменное сооружение в монастыре - занимал центральное место в архитектурном ансамбле.
Оригинально планово-пространственное и архитектурное разрешение собора стало образцом, по которому строили храмы в других городах России.
За свою длительную историю собор неоднократно подвергался разрушениям, но каждый раз поднимался из руин и обновлялся.
- В 1718 собор пострадал от пожара.
- В результате перестройки 1723...29 собор был значительно увеличен, он стал семикупольным.
Внутреннее и внешнее убранство в стиле барокко придало ему легкость и в то же время торжественность.
- Интерьер собора расписала группа художников под руководством П. Поповича.
Роспись содержала композиции на библейские темы, а также большую галерею портретов русских князей, архимандритов монастыря.
- В ~1885 старая настенная живопись заменена новой росписью, выполненной В.Верещагиным и Г.Поповым.
- Выдающимся произведением искусства резьбы по дереву был главный пятиярусный иконостас 22-метровой высоты.
- Успенский собор - настоящий пантеон, где похоронено более 300 известных лиц. Среди них митрополит Киевский, Галицкий и всей России П.Могила, К. Острозький, Е. Плетенецький, П. Беринда, П. Румянцев-Задунайский, И. Гизель. Здесь также находятся родовые погребения Долгоруковых, киевских князей династии Олельковичей, многих церковных, государственных деятелей, других известных людей.
- 3 ноября 1941 разрушен немецко-фашистскими захватчиками.
На центральной площади заповедника остались только его руины.
- состав:
- I этаж
- состав:
- придел архангела Михаила
- chapel of archangel Michael
- придел св. Иоанна Богослова
- chapel of St John the Evangelist
- придел св. Иоанна Крестителя
- chapel of St John the Baptist
- придел св. архидиакона Стефана
- chapel of St Stephan
- хоры
- choir
- состав:
- придел Преображения Господня ( , 1902 )
- chapel of Transfiguration
- придел св. Андрея Первозванного
- chapel of St Andrew
- придел преп. Антония Печерского
- chapel of St Antony
- придел преп. Феодосия Печерского
- chapel of St Theodosy
- святыня:
- икона
- icon
- название:
- Печерская {3738}
- Cave Virgin
- Успение - Киево-Печерская, или Влахернская - Успение {3630} ( - )
- 'Dormition' of Cave church at Kiev, or 'Dormition' of Vlaherna
- техника:
- мозаика {3738}
- mosaic
- предмет с изображением:
- икона
- icon
- название:
- Похвала Богородице {6187}
- The praise for Virgin
Собор святых киево-печерских {5368}
- Assembly of saints from Cave lavra of Kiev
- иллюстрация
- [818, т. 5, с. 64 - 65]
- [Патерик Печерский. 1702.]
- макет
- файл
-
wek.kiev.ua
- руины, 1941
- посвящённый предмет:
- библиография
- [Печерськ. Історія. Статистика. - Київ: Довіра, 2001.]
- сайт Энциклопедия Киева
собор Свято-Успенский (2000 )
- Holy cathedral of Dormition
- история:
- 9 декабря 1995 президентом Украины Леонидом Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора.
- Собор освящён 24 августа 2000.
- Он вновь призывно сияет своими семью золотыми куполами, достигающими 52-метровой высоты над киевскими холмами, словно драгоценная корона подле скипетра-колокольни и круглой державы - трапезного храма.
- Вокруг воссозданного собора сосредоточились торжества 950-летия Лавры.
- Отмечено 10-летие собора.
- Сентябрь 2001 - 1000-летие Святогорского Зимненского Свято-Успенского ставропигиального монастыря.
- предмет с изображением:
храм препп. Антония и Феодосия Печерских
- church of SS Anthony and Theodosy Pechersky
- статус:
- трапезная ( - 1992)
-
- собор кафедральный (1992 )
-
церковь Всех Святых, над Экономическими воротами (1696...98 )
- church of All Saints
- история:
- Севернее Успенского собора располагается Экономическая улица, ведущая к Экономическим воротам.
На этой улице стоит двухэтажный Экономический корпус.
Первое здание его построено в ~1700, второе - в 19 в.
Своё название ворота и корпус получили в связи с их хозяйственным назначением: в корпусе жилы экономы лавры и начальник типографии, в нём также находился Духовный собор - орган административного управления монастырём.
В годы войны от него остались только стены.
- Восстановлен корпус в ~1965.
- Замыкают улицу Экономические ворота, над которыми возвышается пятикупольная Всехсвятская церковь, построенная на деньги гетмана Ивана Мазепы.
В круговой вертикальной композиции, в пятикамерной конструкции, в форме куполов и архитектурных деталей нашли яркое воплощение черты архитектуры украинского барокко и гражданского строительства.
- Росписи интерьера выполнили в ~1915 ученики лаврской художественной школы под руководством известного художника И. Ижакевича.
- Во время Великой Отечественной войны цековь была повреждена.
- В 1957...74 её отреставрировали.
- В арочном проезде ныне расположен сувенирный магазин "Кладовая".
- предмет с изображением:
- посвящённый предмет:
церковь Живоносный источник
- church of Life-giving Wellspring
- предмет с изображением:
- файл
-
-
- церковь и Антониев колодец
церковь св. Иоанна Предтечи
- church of St John the Baptist
- оформление:
- >1073.
- С северной стороны собора.
- Небольшой 4-столпный 1-купольный храм.
церковь Никольская, при госпитале (1696...98 )
- church of St Nicholas
- церковь Св.-Троицкая, надвратная
- church of Holy Trinity
- оформление:
- 1106...08.
- Построена как оборонительная башня над вратами главного входа в монастырь.
Собственно церковь занимает второй этаж.
- Четырёхстопный крестовокупольный храм (10x8,9 м) возведен на средства черниговского князя Святослава Давыдовича, который принял постриг и стал известным как монах Святоша.
Массивные столпы разделяют интерьер церкви на три нефа, каждый из которых имеет апсиду сферической формы с восточной стороны (апсиды видны только изнутри - внешние стены ровные).
Несколько узких окон, прорезающих стены, и общий визуальный эффект движения вверх, создают ощущение приподнятой лёгкости.
Сооружение сохранило первоначальную планово-пространственную конструкцию.
Крепостные каменные стены, которые прилегают к церкви, заложены еще в 12 в.
Основным строительным материалом этой церкви, как и других ранних монастырских сооружений, были квадратный тонкий кирпич-плинфа и камень.
Своей конструкцией, стройными изящными формами храм напоминал Благовещенскую церковь над Золотыми воротами "города Ярослава".
Венчал сооружение купол полусферической формы, покрытый свинцом.
- В ~1700 появился новый грушеподобный купол, с северной стороны вместо деревянной колокольни возведена каменная пристройка со ступенями, которые ведут в церковь, плоскости стен и оконные проёмы разукрашены лепным растительным орнаментом.
Храм приобрёл новые архитектурные формы, характерные для украинского барокко.
- Экстерьер церкви часто обновлялся.
- святыня:
- иконостас
- altarpiece
- оформление:
- Изящный позолоченный, шедевр монументального искусства.
- паникадило
- оформление:
- 1725.
- Шестнадцатисвечное.
- техника:
- фреска
- fresco
- история:
- В ~1735 ученики лаврской живописной школы украсили стены и своды церкви чудесными росписями на библейские темы (темпера и масло).
На декор, орнаменты и цветовое решение в значительной мере повлияли традиции українского фольклорного искусства.
Имена художников долгое время оставались неведомы, определены недавно благодаря исследованиям в архивах.
- В 1900...02 группа художников во главе с В. Сониным расписала плоскости стен, которые соединяют фасад церкви с каменными стенами.
- название:
- Изгнание торговцев из храма
-
- место:
- над входом
- композиция:
- Композиция очень динамична.
- Торговцы идут к настоящим дверям в стене.
Крещение ефиопов апостолом Филиппом
-
Никейский вселенский собор
-
- место:
- на западной стене или апсида центральная
- композиция:
- В самом центре композиции среди многих фигур можна выделить императора Константина, окружёного церковными иерархами.
- Художники не позаботились, чтобы одежда персонажей соответствовала эпохе, но изобразили их одетыми в костюмы 18 в.
- С левой стороны представлен гетман Іван Скоропадский.
- предмет с изображением:
Поход праведников в рай
-
- место:
- на северной стене при входе в церковь
- композиция:
- Праведников ведут ангелы, посланные Богом Отецом, изображённый на стелле.
- Рай представлен як воображаемый ландшафт, на котором вольно бродят павлины, слоны, верблюды и другие экзотические животные.
- предмет с изображением:
- предмет с изображением:
- файл
-
- со стороны Успенского собора
- западный фасад - вход в лавру; справа - колокольня
- посвящённый предмет:
- библиография
- [27 листівок Києва. - Київ: Мистецтво, 1999.]
- [Чарівний Київ. - Київ: Балтія-Друк, 1999]
- сайт
церковь Скорбященская, при лечебнице
- church of Gladness for all sorrowing
- церковь Спаса на Берестове, вблизи Экономических ворот (~1115 )
- church of Saviour
- история:
- Это - главный храм бывшего Спасо-Преображенского монастыря.
Название храма происходит от названия княжьего села Берестовое, окружённого берестяным лесом.
Берестовое с 10 в. было резиденцией киевских князей.
С этой местностью связана жизнь древнерусского проповедника и писателя митрополита Иллариона, автора "Слова о законе и благодати" (11 в.).
В Берестове в 1113 киевский князь Владимир Мономах написал известный юридический документ "Устав о резах", который отменял холопство за долги и уменьшал налоги за ссуду.
- Храм значительно изменился в ~1645, когда митрополит Пётр Могила обновил его, надстроив пять куполов, церковь приобрела черты барокко.
В 18 - 19 вв. к западной стене была пристроена колокольня.
Тогда же греческие и отечественные художники выполнили великолепные росписи интерьера, в частности композицию "Моление" с изображением Петра Могилы и князя Владимира.
В 1970 в нартексе под росписями 17 в. реставраторы открыли большую фресковую композицию 17 в. "Чудесный лов рыбы".
- Церковь была родовой княжеской усыпальницей Мономаховичей.
В 1138 в ней похоронены дочь Владимира Мономаха - Евфимия, в 1157 - киевский князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, в 1172 - сын Юрия Долгорукого князь Глеб Юрьевич.
В 1947 в храме установлено символическое надгробие Юрию Долгорукому в виде древнерусского саркофага.
В 1982 отреставрирован интерьер храма, позолочены купола.
Сейчас от первичного строения сохранился только западный притвор - нартекс.
церковь трапезная с трапезной палатой, южнее Успенского собора
- church
- история:
- Росписи выполнили в ~1915 И.Ижакевич, Г. Попов, А. Лаков.
- У северной стены трапезной палаты, в ограждении, находятся погребения двух замученных русских патриотов - генерального судьи Запорожского войска В. Кочубея и полтавского полковника И. Искри, а также полковника Донского казачьего войска Ф. Фролова и премьер-министра России П. А. Столыпина.
- оформление:
- 1893...95.
- Построены по проекту академика архитектуры В. Николаева в стилизированных византийских формах.
- В годы Великой Отечественной войны сооружение было повреждено, в послевоенное время отреставрировано.
- предмет с изображением:
- посвящённый предмет:
колокольня Большая Лаврская
- big bell tower
- оформление:
- 1731...45.
- Арх. Й.Г.Шедель.
- В сооружении колокольни участвовали отечественные строители С. Ковнир, Й. Рубашевский, Иван и Гавриил Шаровары, Сидор, Андрей, Иван и Григорий из семьи Горохов.
- Колокольня - это величественная и стройная восьмигранная в плане четырехъярусная башня высотой 96,5 м.
- Конструкция здания - сводчато-арочная; стены каждого яруса перекрываются сводом, третий и четвертый ярусы имеют по восемь арочных проёмов.
- Диаметр основы колокольни — 28,8 м.
- Толщина стен первого яруса достигает 8 м, фундамент залегает на 7 м вглубь.
- Первый ярус обработан под руст, второй оснащён 32 доричными колоннами, стоящими групами между восьмью окнами.
- Третий ярус окружён 16 ионичными колонами, по две между восьмью арками.
- Четвёртый ярус (высота 22,42 м) оформлен групами лёгких римско-коринфских полуколонн.
- На третьем ярусе были установлены колокола общим весом 5 тысяч пудов.
Один из них, весом 1000 пудов, отлит либо в лавре Г. Лукиным, либо в 1732 российским мастером И. Моториным, автором "Царь-колокола".
Другой, весом 1636 пудов, отлил в Москве П. Финляндский.
- часы:
- место:
- Четвёртый ярус, открыт для посещения.
- этап:
- 1744 - 1758.
- история:
- Мастер Павло Чернявский.
1758 - 88.
- история:
- Мастер Адам Левинский.
- Испортились.
1788.
- история:
- Мастер Иван Кобылин.
- В ~1902 монастирська комісія оглянула їх і доповіла Духовному Собору, що годинник "до того застарів та стерся в усіх частинах свого механізму, що нема більше можливості для починки його".
1903.
- история:
- Мастер А.А.Енодин.
- Майстерня баштових годинників з дзвонами московського годинникових справ майстра Андрія Олександровича Енодіна була на той час добре відома.
У 1885 його фірма отримала золоту медаль "За працелюбство і мистецтво" на всеросійській промисловій виставці, яка відбулася в СПб.
До 1902 майстерня А. Енодіна виготовила і встановила понад 600 годинників в багатьох містах і селах Росії.
Передзвін енодівських курантів линув над Москвою та Рильськом, Юхновим та Новим Єрусалимом, над св. Афонською горою та Павлівським Посадом.
Для укладання договору в Київ приїхав компаньйон Енодіна Йоган Густавич Соре, який і уклав контракт з монастирем 17 січня 1903.
За домовленістю годинник мав бути без циферблата та стрілок, заводитися раз на тиждень у три заводи, кожні чверть години відбивати мелодію у вісім дзвонів і щогодини — годинний бій.
Енодін відзначав, що годинник буде маятниковим, а всі частини його — металевими.
Виготовляти нові дзвони до годинника монастир вважав зайвим і запропонував використати дзвони, що лишилися від старих курантів.
Монастир погодився придбати годинник за 4,5 тисячі карбованців.
Контрактом був обумовлений і термін виконання робіт: влітку 1903 перевезти годинник з Москви до Києва, а постановку його на Велику лаврську дзвіницю завершити до 1 липня того ж року.
Все було зроблено за чотири місяці і на початку червня годинник залізницею прибув до Києва.
Перевіривши його роботу, монастир лишився задоволеним.
Але підйом механізму на дзвіницю відкладався.
Причиною тому були роботи по спорудженню спеціального майданчика на четвертому ярусі, де планувалося встановити куранти.
В цей час монастир несподівано підняв питання про встановлення до годинника чотирьох циферблатів діаметром у 2,5 м.
Енодін дав свою згоду і повідомив, що циферблати будуть чорного кольору з золоченими стрілками та цифрами.
Такий зовнішній вигляд не влаштував замовника.
Розглянувши питання на Духовному Соборі, монастир вирішив відмовитися від циферблатів, які будуть "псувати класичний стиль архітектури дзвіниці..., і нічого спільного не мають з художніми її деталями".
Спорудження на дзвіниці майданчика для годинника почали влітку і планували завершити за місяць.
Але з різних причин будівельні роботи затяглися до кінця жовтня.
Нарешті, 13 грудня 1903 повірений А. Енодіна Й. Соре, який керував встановленням, налогодженням та пуском годинника, доповідав керівництву Печерської лаври: "сього 13 грудня (годинник) остаточно встановлено на приготованому для нього на дзвіниці місті та пущено в хід".
Утворена Духовним Собором монастирська комісія перевірила роботу механізму і дала свої висновки, де зокрема зазначалося: "цей годинник за конструкцією своєю надійно зроблений..., тепер у всіх частинах старанно зібраний, встановлений на місце, пущений в хід... Бій годин відбувається звучно, а чверті відбиваються рівномірно та благозвучно...".
А. Енодін гарантував роботу годинника протягом 15 років, а в разі його поломки обіцяв безкоштовно відремонтувати.
На всяк випадок лавра утримувала частину грошей, призначених майстру, як гарантію якості.
Але куранти і по наш час працюють справно, не потребуючи капітального ремонту.
- оформление:
- башенные часы с курантами
- Колокола: 8 малых и большой часовой, весом 150 пудов, отлит в 1743.
- В 1903 их заменили на новые, выполненные московским мастером А. Енодиным.
- Механизм часов заводится раз в неделя ручным способом с помощью лебёдки.
- Каждую четверть часа с колокольни раздаётся мелодия, а каждый час они бьют.
- предмет с изображением:
- литография
- оформление:
- ~1855.
- предмет с изображением:
- файл
-
wek.kiev.ua
- Строительные краны справа - восстановление Успенского собора. 1999.
- вид от подножия
- внешний вид
- посвящённый предмет:
- библиография
- [Киевъ теперь и прежде. - Киев, 1888.]
- [Київ: Енциклопедичний довідник. - Київ: УРЕ, 1981.]
- [Куранти лаврської дзвiницi. Київ: МО "КПДІКЗ", 1994.]
- сайт
часовня св. Андрея Первозванного
- chapel of St Andrew
- оформление:
- 2000.
- Каплицю спроектовано і споруджено за ідеєю вертикальної домінанти: невелика за основою (6х6 м) каплиця рине у висоту (висота 18 м.).
Тим самим створюється неповторний колорит як самої споруди, так і всієї площі.
Враховуючи близькість до лаври, каплицю виконано у традиційних архітектурних формах культових споруд, що характерні Києву.
Тому за особливостями стилю та територіальною приналежністю каплиця, безперечно, увійшла до лаврського комплексу.
Головний архітектор проекту — М. Жаріков.
Каплицю побудовано у стилі українського бароко, але з елементами новітньої його трактовки.
Зовнішні ікони каплиці виконано за технікою керамічного живопису (автор — Л. Мешкова).
Побудовано коштами громадського фонду св. Андрія Первозванного.
Освячення та встановлення хреста на каплицю відбулося 13.12.2000.
- предмет с изображением:
- посвящённый предмет:
- библиография
- [Клименко Сергій. Газета "Факты и комментарии", 19 грудня 2000]
- сайт
- Официальный сайт Общественного фонда св. Андрея Первозванного
- Энциклопедия Киева
трапезная (1108 - )
-
- библиотека митрополита Флавиана (1908 )
- library
- история:
- Двухэтажное здание, прилегает к дому наместника, специально возведено архитектором Е. Ермаковым для библиотеки киевского митрополита и настоятеля Лавры Флавиана.
- Библиотека насчитывала более 15 тысяч книг и рукописей, среди которых было много редких и ценных изданий.
- Сейчас здесь развёрнута постоянно действующая выставка микроминиатюр заслуженного мастера народного творчества М. Сядристого.
покои митрополичьи, южная часть Соборной площади (1727 )
- bishop's house
- история:
- Неоднократно перестраивался и достраивался архитекторами И. Владимировым, И. Гилмером, А. Меленским, П. Спарро, Станзани, О. Яновским и др.
- В 1750 по проекту Й.-Г. Шеделя к существовавшему сооружению пристроен такой же корпус.
- В 1803 построили второй этаж и весь дом объединили под одной двускатной крышей.
Ныне здесь расположен Музей украинского народного декоративного искусства.
- состав:
- церковь митрополичья (1904...05 )
-
- история:
- Двухъярусная церковь с большим цокольным залом, прилегает к покоям митрополита с востока, построена архитектором Е. Ермаковым.
- предмет с изображением:
дом наместника
-
- история:
- Одноэтажное здание с высоким фронтоном, в форме треугольника.
Восточным фасадом выходит на Соборную площадь.
Построен он в ~1745 архитектором Й.-Г. Шеделем.
Сначала там находилась ключарня, а в ~1825- кельи ключника.
В апреле 1823 - августе 1824 архитектор Т. Савков переоборудовал здание под покои наместника, а в ~1885 по проекту академика архитектуры В. Сичугова надстроен второй этаж.
В 1958...59 здание восстановлено в формах архитектуры 18 в.
Сейчас здесь находится выставочный зал и кафе.
-
корпус Ковнировский
- Kovnir house
- история:
- Памятник 17- 18 вв.
Назван в честь выдающегося лаврского строителя Степана Ковнира.
- Расположен неподалёку от Успенского собора.
Двухэтажный корпус привлекает внимание изысканными фигурными фронтонами.
Его северная часть предназначалась для книжного магазина, в южной содержались хлебопекарня и проскурня.
- В годы Великой Отечественной войны здание было повреждено, в 1963 восстановлено.
- В корпусе расположен Музей исторических драгоценностей Украины.
типография
- printing house
- история:
- Типографию учредил известный учёный и просветитель архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий в 1615.
- Здание типографии прилегает к Ковнировскому корпусу. Сначала сооружение было деревянным, а в 1701 на его месте возведено каменное одноэтажное.
В 1721...22 надстроен второй деревянный этаж.
Корпус стоит на взгорье, поэтому часто подвергался повреждениям из-за сдвигов почвы.
В ~1750 с южной стороны для упрочения стен пристроены оригинальные опоры-аркбутаны.
В ~1865 после пожара вместо деревянного второго этажа надстроен каменный.
Сооружение оформлено в стиле барокко.
- Со времени учреждения типография начала регулярно печатать книги.
Первым ее изданием был "Часослов" (1616...17) - учебник для обучения грамоты.
Среди других изданий - "Лексиконъ славеноросскій" Памви Беринди (1627) - первый в славянском мире словарь церковно-славянского языка на 7000 слов и имён с переводом и объяснением на старорусском языке.
Очень популярным был "Синопсис" (1674) Иннокентия Гизеля, в котором подан краткий обзор отечественной истории с древних времён до 18 в.
С начала 19 в. "Синопис" переиздавался около 30 раз и использовался как школьный учебник.
Всего в типографии в течение её более чем 300-летнего существования увидели мир около 100 тисяч экземпляров разнообразных изданий.
Лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами.
- В годы Великой Отечественной войны здание было разрушено.
Восстановлено оно в 1952...54.
- Ныне в доме бывшей типографии разместился Государственный музей книги и книгопечатания Украины.
двор Гостиный
- yard
- история:
- Существует с 11 в., со времён Феодосия Печерского, который на этом месте построил приют для нищих и больных.
- В 18 в. на месте приюта построена трапезная для нищих, больных и бедных паломников.
- Позже здесь возвели гостиницу для монашеской братии и приезжих.
- К Гостиному двору ведёт дорога от смотровой площадки.
- предмет с изображением:
- файл
-
- вид с Дальних пещер
лавра Нижняя
- Bottom lavra
- история:
- Лабиринты Ближних и Дальних пещер являются сложной системой подземных коридоров высотой 2 - 2,5 м и до 1,5 м в ширину.
- Длина Ближних пещер -313 м, Дальних - 293 м. Пещеры выкопаны монахами.
Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 г.
Сначала монахи монастыря использовали их как кельи, позже в них начали хоронить лаврских подвижников, пещерных старцев, известных деятелей церкви и культуры.
Среди них Нестор-летописец - автор "Повести временных лет", Симон и Поликарп - авторы "Патерика Печерского", художник Алипий, врач Агапит и др.
- В каждом лабиринте пещер есть по три подземных церкви с металлическими позолоченными иконостасами, в которых и в наше время проходят богослужения.
В стенах пещерных коридоров остались окошки келий пещерных старцев-затворников, которые когда-то там уединялись и посвящали свою аскетическую жизнь молитвам и смирению.
В пещерах выставлены для поклонения нетленные мощи лаврских святых.
- состав:
- пещеры Ближние
- Neighbouring caves
пещеры Дальние
- Remote caves
- состав:
- церковь Аннозачатьевская (1679 )
- church of Conception of St Anna
- история:
- Небольшая церковь живописно возвышается над кручей, налево от галереи.
- Это прямоугольное в плане, увенчанное шатровым верхом с позолоченным куполом, сооружение.
- Церковь неоднократно перестраивалась.
- В ~1815 интерьер церкви расписал известный живописец И. Квятковский.
- Тогда же был установлен роскошный дубовый иконостас.
- предмет с изображением:
церковь Благовещенская, подземная
- church of Annunciation
- история:
- Храм ископан руками первых подвижников.
церковь Рождества, подземная
- church of Nativity
- церковь Рождества БР (11 в., 1696 )
- church of Birth of Virgin
- история:
- Относится к первым надземным постройкам.
- Первая церковь устроена игуменом Варлаамом.
- Нынеший храм возведен в 1696 на средства белоцерковского полковника К. Мокиевского на месте деревянного сооружения.
Сначала церковь была крестовидной в плане, увенчанной тремя куполами.
В 1767 к четырём углам сооружения сделаны пристройки с четырьмя куполами.
- Расписывалась церковь не единожды, в последний раз в 19 в. художником И. Квятковским.
- Во всей своей красоте стройная семикупольная церковь предстаёт перед глазами при выходе из галереи, проложенной со двора Ближних пещер на территорию Дальних пещер.
С деревянной галереи открывается чудесный вид на днепровские склоны.
Реставрирован храм в послевоенное время.
- состав:
- колокольня (1761 )
- bell tower
- история:
- Восьмигранная, двухъярусная колокольня построена С. Ковниром по проэкту архитектора П. Неелова.
- Отреставрирована в 1959...62.
- Ковнировская колокольня принадлежит к лучшим памятникам русской архитектуры XVIII столетия
захоронение
- cemetery
- имя:
- Кайсаров П., генерал, героей Отечественной войны 1812
- Красовский О.
- O. Krasovsky
»
- Леонов М.
- M. Leonov
»
- Леонов С.
- S. Leonov
»
- Остен-Сакен Ф., генерал-фельдмаршал, героей Отечественной войны 1812
- Путятин Е., адмирал
- предмет с изображением:
- файл
-
- предмет с изображением:
- картина
- painting
- файл
-
- спуск в нижнюю лавру
кельи
- cells
- история:
- Из главных ворот посетитель попадает на аллею, с обеих сторон которой стоят кельи соборных старцев.
- Налево - 140-метровый корпус № 4, направо - 64-метровый корпус № 3.
- Оба корпуса имеют высокую кровлю с изломом, торцы кровли закрыты фигурными фронтонами с декоративными нишами и лепным орнаментом.
Стены расчленены пилястрами, разукрашены сандриками, профилированными карнизами. Построенные в ~1725, сооружения являются характерными образцами тогдашней российской гражданской архитектуры. Корпуса разбиты на кельи, каждая из которых была отдельным жилищем лаврского соборного старца.
- В годы Великой Отечественной войны кельи были разрушены.
Восстановлены они в 1948...63.
- Ныне в бывших кельях разместились выставки: в корпусе № 3 - "Сокровища, поднятые из руин", "Традиционная иконопись и культовое литьё"; в корпусе № 4 - "Украинское искусство барокко", "Духовные сокровища Украины в голограммах"; ювелирный магазин "Сувениры".
монастырь Больничный Троицкий (1861 )
- Hospital monastery of Holy Trinity
- состав:
- церковь Скорбященская
- church of Gladness for all sorrowing
пустынь Голосеевская
- Goloseevska desert
- место:
- Киевский уезд
-
- этап:
- пустынь Голосеевская
- Goloseevska desert
- монастырь Свято-Покровский мужской
- Holy Intercession monastery
- данные:
- 252041, г. Киев, ул. полк. Затевахина, 14, тел. 267-82-19
- наместник — архимандрит Исаакий (Андроник).
- состав:
- церковь Покровская
- church of Intercession
- состав:
- придел св. муч. Иоанна Сочавского
- chapel of St John Sochavsky
- придел трёх святителей
- chapel of three saints
церковь св. Иоанна Сочавского (1831 - 52) или Живоносный источник (1852 )
- church of St John Sochavsky or Life-giving Wellspring
- история:
- Храм перенесен из Китаевской пустыни и освящён в 1831 во имя св. Иоанна Сочавского.
- Переименован в 1852.
колодец Антония Печерского
- well of St Antony Pechersky
- предмет с изображением:
- файл
-
- данные:
- церковь Живоносный источник и колодец
колодец Феодосия Печерского
- well of St Theodosy Pechersky
- предмет с изображением:
- файл
-
Всеукраинский музейный городок (1926 )
- Ukrainian museum town
- история:
- 29 сентября 1926 правительство приняло постановление о признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок.
- Учитывая уникальность лаврского архитектурного ансамбля, значение Заповедника в развитии отечественной и мировой науки и культуры, 14-я сессия Миждународного комитета ЮНЕСКО внесла Киево-Печерскую лавру в список памятников всемирного значения.
- За время существования Заповедника его посетило более 43 миллионов туристов со всех концов мира. Экскурсии по Заповеднику проводят опытные экскурсоводы на украинском и русском, а также английском, французском, немецком, испанском, итальянском и румынском языках.
- 13 марта 1996 указом президента Украины Л. Кучмы заповеднику присвоен статус национального, чем подтвержден его выдающийся вклад в духовную жизнь украинского народа.
- состав:
- архив Киево-Печерской Лавры
- библиотека митрополита Флавиана
- библиотека старолаврская
- мастерская Всеукраинская реставрационная
- Музей культа и быта
- Музей нумизматики
- Музей старинной строительной техники
- Музей украинских древностей
- частное коллекционное собрание П. Потоцького
- типография Всеукраинской АН
- собор Успенский
- церковь Троицкая надвратная
- церковь Спаса на Берестове
- церковь Николаевская
- церковь Крестовоздвиженская
- церковь Всехсвятская
- церковь Рождества Богородицы
- церковь Аннозачатьевская
- пещеры Ближние
- пещеры Дальние пещеры
- колокольни
- крепостные каменные стены с башнями
- режим работы:
- Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник открыт с 9.30 до 18.00.
- Заповедник работает без выходных, в летний период - до 20.00.
- Вход на территорию платный.
- Смотровые и тематические экскурсии продолжаются от 1 до 3 часов.
- святыня:
- лампада {je1203}
- lamp-burner
- мощи св. Илии Муромца
- мощи св. Никодима
- рука св. Спиридона
- украшение, драгоценность
- jewellery
- насельник:
- имя:
- Алипий Печерский
- Alipy Pechersky
- предмет с изображением:
- икона
- icon
- название:
- Святые киево-печерские
- Saints from Cave lavra of Kiev
- Собор святых киево-печерских {5368}
- Assembly of saints from Cave lavra of Kiev
- духовенство:
- митрополит св. Владимир, настоятель ( - 1918)
- архимандрит Мелетий (Антимонов; †1865), наместник
- архиепископ Павел, наместник ( 2006 )
- св. Феодрсий, первый игумен
- погребение:
- Столыпин
- предмет с изображением:
- икона
- icon
- название:
- Основание Киево-Печерской лавры
- Foundation of Cave lavra of Kiev
»
- картина
- painting
- название:
- Лавра
- Lavra
a href=http://valenik.ru/vsesvit/tema/p/painter/i/1/izhakeis.html target="_blank">»
- открытка
- postal card
- название:
- Лавра
- Lavra
a href=http://valenik.ru/vsesvit/tema/p/painter/i/1/izhakeis.html target="_blank">»
- файл
-
photo.kiev1.org
- ~беседка, внешний вид
p4170292
- ?, внешний вид
decorbells.ru
- Один из колоколов
- посвящённый предмет: