Киево-Печерская лавра
Cave lavra of Kiev
*
история:
Обитель основана в 1051 в пещерах рядом с летней княжеской резиденцией с. Берестово близ Киева. Об этом есть упоминание в старорусской летописи "Повесть временных лет". Первым насельником обители был св. Антоний Печерский (в миру Антипа) из города Любеча, что близ Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция). Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском с. Берестово), который в 1051 был назначен киевским митрополитом. Люди узнали о подвижнической жизни Антония и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некотрые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм.

При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи.

Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий.

Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времён получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь.

В 1073 по благословению препп. Антония и Феодосия начато строительство дивного храма Успения Богородицы.
Прибывшие для этого из Византии строители и художники имели в качестве ориентиров произведения из знаменитого Влахернского монастыря в Константинополе и привезли оттуда в Киев икону Богородицы, которая стала главной в новопостроенном монастыре.
В 1089 в праздник Успения "Небеси подобная церковь" освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами.

С ~1075 в монастыре началось интенсивное строительство, возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, трапезная. Основной архитектурный ансамбль Киевско-Печерского монастыря сложился уже в конце 11 в.
Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира - крестителя Руси в с. Берестово, построена церковь Спаса.

Строительство храмов имело большое значение для развития украинской культуры, поскольку вместе с ним разрабатывались новые типы культовых сооружений, совершенствовалось мастерство архитекторов и художников, складывались местные художественные школы. Уже в 11 в. монастырь стал значительным центром иконописания и оставался им на протяжении следующих веков.

В 1230 монастырские сооружения пострадали от землетрясения, а в 1240 - от ордынцев хана Батыя. В последующие века монастырь также претерпевал разрушения от стихийных бед и войн.

Монастырь играл заметную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. Здесь жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь в ~1113 летописец Нестор составил "Повесть временных лет"- основной источник наших знаний о Киевской Руси.

В 1718 большой пожар уничтожил все деревянные сооружения, повредил многие каменные здания, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека.
С 1720 начинается восстановление повреждённых пожаром сооружений и возведение новых. Это - период расцвета барокко, стиля, в котором возведены Всехсвятская, Рождества Богородицы, Крестовоздвиженская церкви, колокольни на Дальних и Ближних пещерах, кельи соборных старцев, типографию и другие сооружения. После перестройки барокковый вид приобрели Успенский собор и Троицка надвратная церковь. Территория Верхней лавры окружена каменными стенами. Таким образом, к ~1750 сформировался уникальный архитектурный ансамбль,сохранившийся в основном до нашего времени.

В 16 - 17 вв. монастырь утвердился как один из центров христианской культуры. В 1615 основана типография, вокруг которой объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности, Елисей Беринда, Захария Копистенский, Пётр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи.

В лаврской типографии вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви, в том числе "Патерик Печерский", "Тератургима" Афанасия Кальнофойского, "Требник" Петра Могилы, "Синопсис" Иннокентия Гизеля.

Лавра стала крупнейшим монастырём на всей Руси, площадь которого составляет почти 30 га. На ее территории находится около ста сооружений, 42 из которых являются уникальными. Лавра имела 23 храма (из них 6 - пещерных с 36 алтарями). Обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах, как в неких священных схронах.

Невзирая на всевозможные исторические потрясения: войны, пожары, землетрясения, лавра осталась общерусской святыней и оплотом православия в борьбе с католицизмом, губительной унией, с прочими ересями. Она была центром просвещения на Южно-русских землях, вожделенным местом паломничества не только православных христиан, у лаврских святынь благоговейно преклоняли колени и униаты. Благодаря Печерской лавре Киев наименован Русским Иерусалимом.

После февральской революции 1917 жизнь монастыря проходила в драматических условиях частой смены власти в Киеве, войны и разрухи, а после прихода к власти большевиков - атеистической пропаганды, уничтожения церкви и упадка культуры.

Трагические события после 1917 привели к истреблению православного духовенства и всего, что связано с Православной Церковью. 25 января 1918 у стен Лавры замучен первый новомученик российский митрополит Киевский и Галицкий Владимир.

В 1920 году Лавру закрыли.

29 сентября 1926 правительство приняло постановление о признании лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок. Когда создавался музейный городок, религиозная община еще существовала, но в ~1933 она прекратила свою деятельность.

В годы Великой Отечественной войны лавра разрушена и ограблена, взорван Успенский собор.
С 1942 возобновил деятельность монастырь на нижней территории Лавры. Сразу после освобождения Киева от немецких оккупантов в ноябре 1943 началось восстановление музеев и лаврских святынь.
В 1945 заповеднику возвращено из Германии свыше сорока ящиков с уникальными произведениями искусства, вывезенных оккупантами.

В послевоенный период на территории Заповедника осуществлён огромный комплекс реставрационных работ памятников архитектуры, инженерных подземных коммуникаций, проведены археологические раскопки Ближних и Дальних пещер, руин Успенского собора. В процессе расчистки остатков Успенского собора найдено много ценных вещей 16 - 18 вв.
В 1961 в обители устроили музей.

25 июня 1988, во время празднования 1000-летия введения христианства на Руси, впервые совершилась Божественная Литургия в пещерном храме преподобного Феодосия на Дальних пещерах.

В 1992 обители удалось устоять перед натиском раскольников-националистов и она ещё более окрепла и возмужала.
С этого года в лавре разместилась резиденция предстоятеля Украинской Православной Церкви - блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а также Духовная семинария и академия, издательский отдел Церкви.

Молитва и труд в обители всегда были основой жизни. В житиях преподобных отцов Печерских мы находим множество тому примеров: преп. Антония миряне часто могли видеть, например, работающим на земле - скромно, вместе с другими братиями; преп. Феодосий никогда не был праздным, всегда находил рукоделие, даже в праздничные дни после Богослужения он брался за какую-нибудь работу; препп. Арсений и Аврамий получили прозвища Трудолюбивых; преп. Никола Святоша, оставивший княжеские богатства, исполнял трудные послушания. Можно приводить еще много других подобных примеров.

Сегодня лавра имеет своих сантехников, слесарей, плотников, столяров, архитекторов, портных, садовников, пчеловодов, пекарей, поваров, фельдшера. Ведутся сельско-хозяйственные работы. При монастыре работает экскурсионное бюро. Иконные и пошивочные мастерские создают, можно сказать, замечательные произведения церковного искусства. Правда, не обходится без помощи мирян, которые с радостью помогают братьям на многих участках работы.

Хор монастыря не раз приглашали петь на различных духовных торжествах. Он был участником фестивалей церковного пения. Издано несколько дисков с песнопениями лавры.

St Sophia cathedral and related monastic buildings, and Cave lavra of Kiev were declared World Cultural Heritage by UNESCO.
традиция Лаврская:
Еще с времен преп. Феодосия Печерского в лавре принят древний общежительный устав Студийского монастыря, но со временем возникли некоторые особенности, которые называют Лаврской традицией. День обители начинается с того, что братия утром собирается в храме на службу, называемую полунощницей. Братьям также раздаются помянники с именами о здравии и об упокоении православных. По завершении полунощницы читаются часы, а после них совершается Божественная Литургия.

В Лавре читается неусыпающая Псалтирь. В небольшой часовне на Ближних пещерах не умолкает ни днем, ни ночью чтение святых псалмов, являя собой неугасимую духовную лампаду.

Особое место в лаврском богослужении занимают дни праздников: Успения Пресвятой БР, праздников, в честь которых освящены престолы лаврских храмов — Рождества Христова, Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Благовещения, Троицы, Крестовоздвижения, Зачатия св. Анны, Всех святых, Препп. Антония и Феодосия, а также Собор всех Преподобных Печерских, Соборов отцов, в Дальних и Ближних пещерах почивающих, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», отдельные дни памяти Преподобных Печерских, в которые совершаются полиелейные службы.

В пещерах совершаются молебны с помазыванием миром от мироточивых глав и одеванием шапочки св. преп. Марка Гробокопателя.

В праздничные дни после Литургии совершается чин о Панагии («панагия» с греч. языка означает «всесвятая» или «пресвятая»). Панагией называется просфора, из которой во время Литургии вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора торжественно износится из храма и разделяется между братией после вкушения трапезы с призыванием имени БР. Согласно церковному преданию этот обычай берёт начало с апостольских времён.

Монашеская трапеза является продолжением Богослужения, так как связана с единодушным благодарением Бога за Его щедроты. Во время трапезы читаются жития святых и различные поучения или толкования на Священное Писание.

Особенное место в ряду послушаний занимают послушания церковников, пономарей и пещерников: это - постоянно близкое пребывание возле святынь: в храме, алтаре или у мощей преподобных. Такое послушание помимо ответственности требует особенного внимания и благоговения, чтобы сохранять надлежащее расположение ума и чувств по отношению к святыням.
место:
Киев
Kiev
этап:
монастырь (1051 - 12 в.)
monastery

лавра (12 в. )
lavra
состав:
лавра Верхняя
Upper lavra лавра Нижняя
Bottom lavra пещеры Дальние
Remote caves
предмет с изображением: кельи
cells монастырь Больничный Троицкий (1861 )
Hospital monastery of Holy Trinity пустынь Голосеевская
Goloseevska desert колодец Антония Печерского
well of St Antony Pechersky колодец Феодосия Печерского
well of St Theodosy Pechersky Всеукраинский музейный городок (1926 )
Ukrainian museum town
святыня:
лампада {je1203}
lamp-burner

мощи св. Илии Муромца

мощи св. Никодима

рука св. Спиридона

украшение, драгоценность
jewellery
насельник:
духовенство:
митрополит св. Владимир, настоятель ( - 1918)
архимандрит Мелетий (Антимонов; †1865), наместник
архиепископ Павел, наместник ( 2006 )
св. Феодрсий, первый игумен
погребение:
Столыпин
предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru Arts.In.UA Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет