It was subordinate to the eparchy of Rostov.
монастырь Ивановский ( - )
территория несохранившейся крепости Острог между ними
Вход в Иерусалим {h0047} ( - )
Жёны-мироносицы у гроба Господня {h0052} ( - )
Крещение {h0046} ( - )
Одигитрия {6352} ( - )
Омовение ног {h0049} ( - )
Положение во гроб {2095} ( - )
Рождество Марии {2102} ( - )
Смоленская Кирилло-Белоезерская {3797}
Тайная вечеря {h0028} ( - )
Успение облачное {2130} ( - )
Утверждение креста {h0051} ( - )
Христос на суде у Пилата {h0050} ( - )
Успение
Палецкие
Шереметевы
церковь Введенская
2 Св. Константин
3 Св. Иоанн Воин
4 Ангел с мечом
5 Ангел со свитком
6 Св. Елена
7 Св. Пимен
8 Господь Саваоф
9 Усекновение главы Иоанна Предтечи
10 Успение
11 Введение во храм
12 Собор архангелов
13 Св. Моисей, пророк, снимающий сандалию
14 Неопалимая Купина
16 Св. Власий
17 Деисус, на щеках пониженных арок
18 Св. Модест
19 Христос на престоле во славе
21 Св. Никон
22 Лик святителей и преподобных
23 Лик апостолов и мучеников
24 Св. Пётр
25 Св. Сергий
26 Собор апостолов
28 Св. Троица Ветхозаветная
Редкой особенностью иконографии "Троицы" в росписи Святых ворот является расположение фигур Авраама и Сарры по сторонам среднего ангела. Фигуры праотцев симметричны относительно центральной фигуры. В руках их одинаковые уплощенной формы сосуды. Руки Авраама не покрыты, руки Сарры задрапированы одеждой. Такое расположение фигур праотцев находит аналогии в ряде византийских икон второй половины XIV - начала XV века. Среди них ближайшей нашему изображению является эрмитажная икона из собрания Н.П.Лихачёва [1030 № 964]. Кроме того, близкий аналог кирилловской "Троице" представляет шитое изображение в возглавии пелены с фигурами препп. Сергия и Никона, вложенной Старицкими в 1569 в Троице-Сергиев монастырь. На пелене праотцы подносят среднему ангелу с крещатым нимбом кубок и блюдо с хлебами, то есть хлеб и вино - символ евхаристической жертвы. Остальные детали иконографии и кирилловского, и троицкого изображений (позы и одежды ангелов, расположение предметов заднего плана) следуют рублёвскому изводу.
30 Св. Нифонт
31 Св. Василий Парийский
32 Обретение главы Иоанна Предтечи
33 Чудо в Хонех
34 Св. Ермолай
35 Св. Дионисий Ареопагит
36 Св. Кир, преп.
37 Св. Савватий, преп.
38 Св. Иоанн, преп.
39 Св. Зосима, преп.
40 Св. Григорий Акрагантийский
41 Св. Нифонт
42 Недреманное око
44 Св. Климент
45 Св. Иаков брат Господень
46 Нерукотворный Образ
47 Св. Иоанн Рильский, преп.
48 Св. Евфимий, преп.
49 Св. Никита
50 Св. Димитрий
51 Св. Иродион, преп.
52 Св. Иларион, преп.
Роспись внешней и внутренней частей имеет противоположную ориентацию фигур. Это сразу указывает на то, что роспись этих частей рассчитана на обособленное восприятие. Обособленность этих частей подчёркнута и различным соотношением росписи с архитектурой интерьера: во внешней части граница росписи свода не совпадает с уровнем его пят, во внутренней же части роспись членится в строгом соответствии с тектоникой интерьера - изображение в своде четко обособлено от изображений в люнетах, а последние, в свою очередь, - от изображений на стенах. Кроме того, различная конфигурация сводов внешней и внутренней частей в большом пролёте создаёт два различных образа пространства (внутри оно более высокое и нарядное). Об обособленном восприятии этих частей стенописи свидетельствуют и выражения, употреблённые в Описи 1601 года при указании на местоположение фигур: "с приезду" или "по другую сторону затворок, с монастыря".
2 Св. Спиридон
3 Св. Игнатий
4 Св. Мстислав
5 Св. Владимир
6 Св. Власий
7 Св. Тихон
8 Небесные сферы
9 Св. Макарий, преп.
10 Св. Варламей, преп.
11 Фигуры двух святых
12 Св. Николай Чудотворец
13 Св. Сергий, преп.
14 Св. Кирилл, преп.
15 Св. Пётр, митрополит Московский (поздняя надпись - "Григорий")
16 БР на престоле
17 Св. Алексей, митрополит Московский
18 Христос во славе, на сводах под пониженными арками, то есть перед самыми створами ворот
19-20 Херувимы
21 Св. Феврония
22 Св. Иларион
23-24 Херувимы
25 Св. Кирилл, преп.
26 Богоматерь Знамение
27 Св. Сергий, преп.
28 Св. Александр, преп.
29 Св. Ферапонт, преп.
30 Св. Симеон Столпник, преп.
31 Св. Павел Обнорский, преп.
32 Св. Иоанн Кущник, преп.
33 Св. Мартиниан, преп.
34 Крест
35 Св. Марк, епископ;
36 Св. Иаков Исповедник
37 Св. Иоанн Дамаскин
38 Св. Онуфрий
39 Св. Емелиан
40 Св. Артемий
41 Св. диакон Тимофей
42 Св. диакон Кирилл
43 Ангел Хранитель
44 текст летописи
45 Явление Богоматери преп. Кириллу
46 Св. диакон Стефан
47 Св. диакон Павел
48 Херувим
49 Св. Климент;
50 Св. Кирилл, преп.
51 Св. Григорий
52 Св. Пётр
подворье
Кирилло-Белозерский монастырь; Явление Богородицы преп. Кириллу Белоезерскому в Симоновом монастыре {6141}
Прибытие строителей создаваемого св. Кириллом Успенского монастыря
От въездной Казанской башни до Святых ворот протянулся "проспект", по обе стороны его - каменная "прямолинейная стенка" с "двенадцати высотою четырех аршин столпами", крытая тёсом, и новый мост через реку Свиягу. Об этих строительных работах сообщал в своём рапорте митрополиту Амвросию архимандрит Вениамин в октябре 1804 года. В это время финансовое положение монастыря было крайне тяжелым. Архимандрит Вениамин обращался с прошением о выделении средств для оплаты ремонтных работ, в том числе и для отделки строящегося проспекта и стенок по обе его стороны ("настоит в денгах крайняя нужда").
Над другой въездной башней - Косой - на иконе изображён трубящий ангел. В "покорнейшем репорте" кирилловского архимандрита Вениамина в Новгородскую духовную консисторию от 20 ноября 1805 сообщалось: "Над шпицом поставлен на железном пруте с пропущением для крепости болтов из листоваго аршиннаго железа, скрепленнаго железом шинным, Ангел, с отживною - разрезным цветком с обеих сторон золотом двойником вызолоченный, с трубою из англицкаго белого железа высотою два аршина с четвертью".
Две указанные даты - строительство "проспекта" в 1804 и установка ангела над Косой башней в 1805 - дают возможность предположить, что время создания иконы XIX век.
?
Павлов Ф.
[1015]
[1026]
[1027]
Варлаам, архим. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре. ЧОИДР, кн. 3, 1859.
Камкин А.В., Кубарева Е.В. О братии Кирилло-Белозерского монастыря перед секуляризацией // Краеведческий альманах (Кириллов). Вып. 3. С. 93 - 100.
Кирилловский историко-художественный музей: Путеводитель по архитектурным памятникам. - Сев.-Зап. кн. изд-во.
Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. - СПб, 1998. С. 64.
Шевырев С.П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь в 1847 году. - СПб, 1850.
|