Собор Санта Мария дель Фьоре, или Св. Мария с цветком
Cathedral of Santa Maria del Fiore
история:
Итог творчества многих художников-архитекторов, работавших над ним в течение нескольких столетий.
В 1294 Гильдия искусств поручила архитектору Арнольфо ди Камбио построить новый собор на месте церкви Санта Репарата.
Вокруг и внутри неё были возведены строительные леса, однако церковь продолжала действовать ещё в течение десятилетий до 1375.

Работы над новым собором начались 8 сентября 1296 и продолжались под руководством таких мастеров, как Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти, вплоть до 1375, когда была снесена старая церковь Санта Репарата и частично переработан первоначальный проект Арнольфо ди Камбио.

Купол начали строить гораздо позже - в 1420, когда был объявлен конкурс на лучший проект. Победителем в конкурсе вышел Брунеллески. Для возведения этого огромного купола ему потребовалось 14 лет. В 1434 все работы были завершены, и два года спустя, то есть через сто сорок лет от начала строительства, собор был освящён. Установка фонаря, увенчанного позолоченным шаром, началась в 1445 и была завершена в 1461.

Фрагменты прежней церкви были обнаружены в 1966 во время реставрации пола собора. В настоящее время вход, расположенный между первым и вторым пилонами правого нефа собора, ведёт вниз, в просторное помещение, где благодаря системе специальных конструкций, предложенной архитектором Мороцци, можно видеть остатки фресок, когда-то украшавших церковь, надгробные плиты прелатов и правителей города (в том числе и надгробную плиту над могилой Брунеллески), а также фрагменты кирпичного и мозаичного покрытия.

место:
Флоренция
Florence
оформление:
1296...1467.
Арх. Арнольфо ди Камбио, Ф. Брунеллески и др.

Купол должен был увенчать уже готовую конструкцию собора. Создать этот шедевр архитектурного искусства выпало на долю Брунеллески, который разработал проект и осуществил его между в 1420...34. Великий зодчий создал этот грандиозный восьмигранный купол, как бы парящий в воздухе, применив систему нервюр, связанных между собой, и кирпичную облицовку, полностью отказавшись от строительных лесов. Пустотелый купол, высотой 91 м, состоит из двух оболочек, имеет яйцевидную форму и опирается на высокий барабан диаметром 45,52 м. Проект Брунеллески не предусматривал декорацию свода, однако в 1572...79 он был расписан художниками Вазари и Дзуккари. В прошлом столетии было предложено (это предложение остается в силе и сейчас) восстановить исходный проект Брунеллески, то есть убрать фрески и вернуть своду его первозданную белизну. Фонарь, спроектированный также Брунеллески, имеет форму небольшого храма. Вместе с ним общая высота купола составляет 107 м.

В 1587 был разрушен фасад собора, строительство которого было начато по проекту Арнольфо ди Камбио, но так и не было доведено до конца. С этого момента в течение почти трёх веков предлагались различные проекты и проводились конкурсы на осуществление нового фасада собора. И, наконец, в 1871 был одобрен проект архитектора Эмилио де Фабрис, завершившего работы в 1887. Фасад, который мы видим сегодня, разительно отличается от всех предыдущих вариантов. Он выполнен с применением одного и того же типа мрамора, но разных цветов: белого - из карьеров Каррары, зелёного - из Прато и розового - из Мареммы. Над порталами в тимпанах представлены сюжеты из Жизни БР, а в люнетах слева направо - Милосердие, Мадонна с покровителями города и Вера. Фронтон центрального портала представляет Мадонну во славе. Соединительным звеном между боковыми и центральным окнами-розетками является фриз со статуями апостолов и БР. Вверху над серией бюстов художников возвышается тимпан с барельефом, изображающим Отца Небесного.

Интерьер собора, выполненный в соответствии с архитектурными канонами итальянской готики, поражает протяженностью вертикального и горизонтального пространства. По своим размерам (длина - 153 м; ширина в районе нефов - 38 м и в районе трансепта - 90 м) собор занимает четвертое место в мире. Пилоны, украшенные пилястрами, поддерживают огромные арки и перекрещивающиеся стрельчатые своды нефов. Вверху идёт галерея, опирающаяся на консоли. В глубине открывается главный алтарь (работы Баччио Бандинелли) в окружении трёх апсид, или кафедр, разделённых, в свою очередь, на пять отсеков. Пол выполнен в 1526...1660 из цветного мрамора архитекторами Баччио и Джулиано д'Аньоло, Франческо да Сангалло и другими мастерами.

состав:
капелла Св. Троицы
cappella of Holy Trinity
кампанила (колокольня)
campanile
музей
museum
святыня:
икона
icon
предмет с изображением:
реплика:
Вазари: "Можно определённо утверждать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который бы заставил их соперничать с самим небом, как с ним, кажется, действительносоперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему. И действительно, можно подумать, что само небо завидует ему, ибо постоянно и часто целыми днями поражает его молниями".
Virgin hram
Рейтинг@Mail.ru