Церковь Покровская в Филях
Church of Intercession in Fili
- история:
- Первые упоминания о приходе в Филях относятся к началу XVII в.
- Church was built with funds donated by Lev Kirillovich Naryshkin, Peter the Great's maternal uncle.
- В 1916 отмечено 1295 прихожан.
- В 1933 под обращением во ВЦИК с просьбой об оставлении храма за верующими подписалось 933 человека.
- В 1937 на Бутовском полигоне расстреляны настоятель храма священник Алексий Глаголев, староста М.И.Ястребов и схимонахиня Александра (М.А.Червякова).
- В июле 1941 храм закрыт, община упразднена.
- Вновь приход образовался и зарегистрирован в 1991.
- Вопрос о возобновлении богослужений в нижнем храме возбуждался с 1991.
- В 1992 проект постановления о передаче всего храма предложило Управление охраны памятников г. Москвы.
Впоследствии святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий неоднократно обращался к руководству правительства Москвы и России с просьбой о передаче храма, но неизменно дело тормозилось из-за несогласия Министерства культуры РФ и администрации Музея им. А.Рублева.
- Наконец, в 1998 новый министр культуры В.К.Егоров образовал экспертную комиссию, которая на основании заключения специалистов пришла к выводу о возможности проведения богослужений в нижней отапливаемой церкви в течение всего года при выполнении ряда технических условий.
На этом основании министр культуры издал приказ от 26 мая 1999 о подготовке нижнего храма к возобновлению в нем богослужений с 1 сентября 1999, выполнение которого по предложенному министром графику сорвано администрацией Музея им. А.Рублева.
- В конце 1999 святейший патриарх Алексий повторно обратился к вице-премьеру В.И.Матвиенко с просьбой о передаче нижнего храма и проведении по этому вопросу совещания заинтересованных сторон.
Вместо этого по инициативе Министерства культуры Министерство государственного имущества РФ 26 января 2000 распорядилось о закреплении права на оперативное управление всем зданием церкви Покрова Богородицы в Филях за Музеем им. А.Рублева.
Музей им. А.Рублева является особо ценным объектом культурного наследия народов РФ.
Находящиеся в его оперативном управлении здания музейного значения не подлежат перепрофилированию, что автоматически означало музеефикацию здания церкви и исключало использование нижнего храма приходом в богослужебных целях.
- Решение принято без уведомления патриарха, как епископа Москвы, неоднократно обращавшегося с просьбой о возвращении храма, и без согласования с приходом, как юридическим лицом, имеющим определенные претензии на передаваемое музею церковное имущество.
Это был волевой, беспрецедентный акт.
Министерство культуры показывало, что вопреки закону и сложившейся в прошедшем десятилетии практике поэтапной и постепенной передачи религиозным организациям имущества богослужебного назначения, оно может исключать из этого процесса определенные объекты, руководствуясь не правовыми основаниями, а идеологическими мотивами.
Речь идёт о представлениях, формировавшихся в предреволюционную пору в среде творческой интеллигенции и сложившихся в стройную систему взглядов на церковное искусство в эпоху воинствующего атеизма: шедевры древнерусской архитектуры и живописи утратили в наше время свое сакральное и узкоконфессиональное значение, они стали общенациональным и общечеловеческим достоянием, а потому храмы должны быть музеями, а иконы – неотъемлемой частью музейного собрания.
Демарш был настолько вызывающим, что третье обращение патриарха было услышано.
- 22 февраля вице-премьер В.И.Матвиенко выразила согласие с предложением патриарха и поручила Минкульту и Мингосимуществу в десятидневный срок согласовать проект распоряжения правительства.
- На совещании 2 марта у заместителя министра государственного имущества Н.А.Гусева было достигнуто согласие всех сторон, проект распоряжения заверен подписями участников, после чего вышло распоряжение правительства.
- «Изгнание из храма» - так всерьез озаглавили свою статью журналисты «Сегодня» (31.03.00), судьба памятника предрешена, мрачно заключают они.
«Передав церковь в Филях общине, государство обрекло ее на медленное разрушение», вещает «Время» (07.04.00).
Директор музея Г. Попов и здесь высказался в присущем ему стиле: Покровский храм – «дедушкины часы», чем чаще мы их будем заводить, тем скорее от них ничего не останется.
По мнению А.Комеча, «решение правительства является худшим вариантом» для сохранности памятника.
А министр культуры М.Швыдкой даже предсказывает сроки: «нерегламентированное использование памятника приведет к необратимым утратам и его разрушению в течение одного-двух лет» («Коммерсант»).
- Что будет с «дедушкиными часами», покажет время, а вот что стало с ними при музейном использовании, уже известно.
По поручению экспертной комиссии Министерства культуры, председателем которой был доктор искусствоведения А.Комеч, лаборатория музейной климатологии Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР) в январе 1999 провела исследования по температурно-влажностному режиму в памятнике истории и культуры XVII века церкви Покрова в Филях.
Специалисты пришли, в частности, к следующим выводам: «значительный прирост температуры и влажности в нижнем храме при экстремальных нагрузках (при открытии выставок и молебнах) объясняется отсутствием вентиляции»; «разброс значений температуры и влажности в разных точках в плане так же свидетельствует о затрудненном воздухообмене в объеме церкви»; «проветривание после службы приводит к снижению параметров в четверике, но практически не оказывает влияния на алтарь, что так же свидетельствует о затрудненном воздухообмене в храме».
По верхнему храму исследователи констатировали, что «воздухообмен в здании носит хаотичный характер за счет интенсивной неконтролируемой фильтрации воздуха, вытяжка из верхней зоны отсутствует».
В заключении специалистов Центральных научно-реставрационных производственных мастерских (ЦНРПМ) Минкульта по инженерному и технологическому исследованию конструкций и материалов интерьера церкви Покрова в Филях в июне 1999 «отмечена промочка в своде закладной части верхней церкви, причиной которой служат сильные или ураганные порывы ветра, “забивающие” атмосферные осадки в щели, имеющиеся в столярном заполнении оконного проема.
- Надо признать, что столярные заполнения не подогнаны к коробкам, что и служит причиной затекания воды через щели в столярные заполнения в интерьер верхней церкви».
Специалисты по музейной климатологии ГОСНИИР продолжают: «относительная влажность изменилась в верхнем храме в результате неконтролируемой фильтрации в диапазоне 60-88%», «результаты наших наблюдений показывают, что существуют периоды, когда внутри церкви влажность повышается до 80-90% (весенний переходный и оттепели зимой).
При данном обследовании конденсат наблюдался на окнах, следы стока конденсата отмечаются по окнам третьего света и в оконных нишах второго света»; «резкий подъем относительной влажности внутри в период оттепелей свидетельствует о высокой неконтролируемой фильтрации воздуха и о недостаточной защищенности внутреннего объема от наружных метеоусловий»; «учитывая уникальную историко-художественную ценность интерьера верхней церкви, она должна эксплуатироваться со строжайшим соблюдением всех правил эксплуатации неотапливаемых церковных зданий (консервация на зимний период, проветривание по специальной методике, ограничение посещаемости)».
- Как раз в нарушение этих правил музей проводил в верхнем храме в марте 1998 съёмки фильма для корейского телевидения.
По словам заведующей отдела, в таких случаях сотрудники музея используют для абсорбции влажности сухой лёд.
По свидетельству специалистов ЦНРПМ, обследовавших фасады и стены храма, «организация отвода ливневых и талых вод от стен памятника выполнена недостаточно хорошо, а пространство за колоннами, мало того, что недостаточно проветривается, но еще и талая вода оттуда просто не отводится, и, как выше было отмечено, разбивка цветников у стен памятника затрудняет естественный сток воды.
Все вышеперечисленное служит причиной замокания кирпичной кладки стен церкви и баз белокаменных колонн, подсоса влаги в кирпичную кладку стен и белый камень баз колонн с соответствующим выходом солей, разрушающих кладочный материал, и, кроме того, избыточное увлажнение стен и баз колонн служит причиной их морозного разрушения, что повсеместно наблюдается в натуре».
- Налицо не только просчеты предыдущей реставрации памятника, но и результаты его неквалифицированного хранения музеем.
- По слову святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, «церкви и монастыри по свойству и постоянству их бытия должны быть преимущественными источниками и надежными хранителями древностей».
- В наши дни Церковь возвращается к активному участию в культурном строительстве и ожидает понимания и отношения к себе как к надёжному соработнику в общем деле.
- Распоряжением правительства РФ № 464-Р от 28.03.2000 нижний храм церкви передан в безвозмездное пользование Московскому патриархату РПЦ.
- Верхний храм остаётся в ведении музея.
- место:
- Москва
- Moscow
- адрес:
- Новозаводская ул., 6
- метро:
- Фили
- оформление:
- 1690...93.
- Стиль нарышкинский.
- Открытые галереи с живописно раскинувшимися лестницами.
- Над четвериком - убывающие в объёме восьмерики.
- Двухъярусный храм.
- Красный кирпич гладких стен - и белокаменные наличники с тонкими колоннами, над карнизами - барочное кружево "петушиных гребешков" и ажурные кресты над сияющими золотом гранёными главами.
- Выдающийся памятник русской архитектуры.
- состав:
- церковь Нерукотворного Образа Спасителя, верхний храм
- church of Saviour the Not made by human hands
- история:
- Обетная церковь Льва Нарышкина.
- Согласно архивным документам, имела сверхштатное духовенство на ружном (руга - плата деньгами и продуктами духовенству за его служение) содержании.
- По благословению правящего архиерея до 1783 использовалась как домовая, после чего перешла в ведение прихода.
- святыня:
- иконостас
- altarpiece
- автор:
- Золотарёв К.
- Karp Zolotarev
- оформление:
- 17 в.
- церковь Покровская, нижний храм
- church of Intercession
- святыня:
- иконостас {6350}
- altarpiece
- духовенство:
- настоятель о. Алексий Глаголев ( -1937)
- предмет с изображением:
- посвящённый предмет:
|
|