К концу XVII столетия возникла насущная необходимость нового обустройства монастыря. Его стиль казался слишком устаревшим: и ограду и здания надо было отстраивать в камне. Поэтому игумен Сильвестр, казначей старец Иона и монастырская братия с благотворителями собирают средства и материалы. Завозится изрядное количество извести и кирпича. Как раз в это время, в 1701, по указу царя Петра Алексеевича и по распоряжению Монастырского приказа сюда приезжает сотник И.В. Кикин. На основании приходо-расходных книг и наружного осмотра он сделал опись Бобренева, в которой зафиксирована подготовка строительных работ. Опись 1701 г. интересна ещё и тем, что в ней запечатлено состояние древних памятников монастыря, не дошедших до нашего времени. «В том Бобреневе монастыре церковь каменная об одной главе покрыта тесом, а глава деревянною черепицею... В том Бобреневе же монастыре другая церковь теплая каменная, верх шатровый... с трапезою под нею поварня, да келья, церковь и глава покрыты черепицею, а трапеза тесом... У монастыря святые ворота с калиткою каменны, а покрыты тесом...» Все остальные постройки - деревянные. Звонницы в монастыре не было; пять колоколов висело на столбах.
В 1753 архимандрит Игнатий направил доношение преосвященнейшему Гавриилу (Кременецкому), епископу Коломенскому и Каширскому, в котором говорил о значительных разрушениях как в здании собора, так и во всем монастыре. Свидетельствуя о крайней бедности, архимандрит и братия просили Синод исполнить волю покойного владыки Саввы и передать три тысячи рублей, завещанных им, на строительство обители.
В 1799 Коломенская епархия закрывается, кафедру переносят в Тулу.
Коломна, конечно, скорбела о том, как внезапно обезлюдела славная обитель.
В ~1840 Бобренев посетил известный ученый-краевед XIX в. Николай Иванчин-Писарев: «Монастырь Бобреневский, во имя Рождества Богородицы, есть памятник 8-го сентября 1380 года, то есть битвы Задонской. После храма села Монастырского, сооруженного на самом месте этой битвы, Бобреневский был ее первым памятником: вероятно Донской, на пути в Москву после победы, велел заложить его. В нем есть несколько древних икон и утварей... Название монастыря Бобреневским, говорит предание, происходит от лова тут бобров, которые, как и лоси, были не редки в этой некогда лесистой области...» [93].
Среди жертвователей монастыря можно упомянуть коломенского купца Киприана Максимовича Кислова. Этот чрезвычайно богатый человек отдавал огромные средства на строительство и украшение храмов. Он отличался особой любовью к важной отрасли храмового искусства - колокольному делу. В Коломне он возводил звонницы и щедро жертвовал колокола. И в Бобреневе тоже хранился колокол, им подаренный, что своим звоном далеко разносил молитву о славном жертвователе.
Отдельное слово нужно посвятить благотворителю Давиду Ивановичу Хлудову. Посетив обитель в ~1850, Д.И.Хлудов был удручён бедственным состоянием обители. Богослужения тогда совершались лишь в соборе, а Входо-Иерусалимская церковь пришла в такую ветхость, что там было опасно находиться. Начинаются хлопоты о возобновлении монастыря, как самостоятельной обители.
В 1886 великий благотворитель скончался в Москве. В столице был опубликован некролог, в котором говорилось и о Бобреневе. Там подробно описано, как Д.И.Хлудов «как-то наехал в Бобреневский монастырь и увидел, что «бедность» его была поразительна; здесь одно уже было в развалинах, другое разрушалось. Давид Иванович решил отделать и отделал. Старый ветхий храм обновлен; построен еще новый теплый; ветхие монастырские здания разобраны и на их месте построен новый большой корпус для настоятеля и братии, а так как монастырь был приписан к Голутвину, он решил сделать его самостоятельным и для этого купил два участка земли с лесом и сделал вклад. По ходатайству митрополита Филарета св. Синодом желание Давида Ивановича удовлетворено. Бобренев монастырь стоил ему не менее полутораста тысяч (150 000) рублей».
В 1887 монастырь получил свою Метрику, т.е. подробное описание архитектурных и церковных сокровищ. Там описываются трехъярусный вызолоченный резной иконостас собора, старинные иконы. Стенная живопись к этому времени уже требовала поновления. На звоннице насчитывалось 15 колоколов, из них 3 - именные, пожертвованные К.М.Кисловым и Д.И.Хлудовым. Описана также Феодоровская церковь и её реликвии.
Дивную, умиротворяющую картину являл собой монастырь в конце XIX века!.. За причудливо-сказочной оградой белели, словно два облака, монастырские храмы, рядом стояли два строгих и аккуратных двухъярусных корпуса. В одном из них размещались покои настоятеля и кельи, в другом - помещения для трудников и хозяйственных принадлежностей. Имелись также погреба, сараи, баня и конюшня, - всё, что нужно для правильного хозяйственного обихода. Слева от Св. ворот располагался небольшой садик с примыкающим к нему огородом, а дальше, направо, к востоку от собора, за его алтарями, лежало братское кладбище, осенённое зеленеющими тополями и берёзами. Здесь, кроме братии, находили упокоение также благотворители монастыря. Сколь поучительно было бродить по этому своеобразному парку, всматриваться в белокаменные, гранитные и мраморные надгробия, читать назидательные тексты, начертанные на этих скрижалях и благоговейно молиться о упокоении душ «зде лежащих и повсюду православных христиан!»...
«Постановление Мос. С.РиКД. от 9 марта 1930 г.
Монастырь разрушался постепенно. В братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместились начальная школа, медпункт и квартиры для рабочих. Окончательно добило монастырь устройство гаража в Феодоровской церкви.
В марте 1991 святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. И сразу же в нем начались восстановительные работы.
четверик (1830 )
придел Казанский, в трапезной части справа ( - 1860)
придел св. Алексия человека Божия, в четверике ( - 1830)
придел Феодоровский, в трапезной части слева ( - 1860)
Восстановлена. Предстоит подключить отопление, обустроить иконостас и престолы.
придел Казанский
придел св. Давида Солунского, святого, соименного ктитору, создателю церкви - Давиду Хлудову
Палея толковая ( - )
|